ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫМИ РЕСУРСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Зозулич М.Ф., Венделева М.А. (КГТУ, г.Курск, РФ)

 

The Result to our activity shows that information is one of the most important facilities in achievement of the success be any company. In time received information resource guarantees it is correct accepted decision and shortens before minimum possibility mistakes when taking the management decision.

 

Информация является одной из важнейших средств в  достижении целей любого вида деятельности. От полноты и качества информации зависит степень реализации и результативности в достижении целей предприятия. Любая информация может как  уничтожить, так и сделать лидером любую организацию. Мы считаем, что информация является одним из важнейших критерием успешности предприятия.

Термин "информация" можно определить как знания, являющиеся продуктом исследовательской деятельности в области естественных и общественных наук или касающиеся этой деятельности, с одной стороны, и знания, имеющие отношение к технике, с другой стороны. Техника в широком смысле слова включает научные, инженерные, управленческие и другие смежные с ними знания, без которых не обойтись при производстве товаров и оказании услуг, в которых нуждается общество. Сейчас, по нашему мнению, существенной является проблема – какую информацию считать ресурсом, а какую нет. Это затрудняет расшифровку понятия "информационные ресурсы". Ресурсы являются элементами экономического потенциала, которыми располагает общество и которые, при необходимости, могут быть использованы для достижения конкретных целей хозяйственного и социального развития. Сейчас информацию относят к ресурсам. Проведя анализ общей информации, можно сказать, что в состав информационных ресурсов включается либо вся (любая) информация, либо ее подмножества, для выделения которых используются различные критерии: виды носителей, виды документов, организационные структуры, возможность обработки на различных технических средствах. Под информационными ресурсами мы понимаем всю накопленную информацию об окружающей нас действительности, зафиксированную на материальных носителях и в любой другой форме, обеспечивающей ее передачу во времени и пространстве между различными потребителями для решения научных, производственных, управленческих и других задач. Здесь следует выделить  то, что ресурсом является вся накопленная информация, в том числе и информация недостоверная, представленная сомнительными факта ми, ложными положениями, неэффективными подходами, а также устаревшая информация; несопоставимые данные, накопленные по нестандартным методикам; информация, потерявшая конкретность в результате субъективных толкований в процессе частных "теоретических" построений; заведомая "дезинформация", поступившая в информационные потоки, и сбалансированная информация.

У каждого информационного ресурса есть свои параметры, основными из которых для успешной деятельности предприятия мы считаем своевременность и ценность информации.

Своевременность - поступление информации в пределах того времени, когда она полезна для принятия решения. Своевременность предполагает поступление информации в нужный момент принятия информационного решения, когда она еще может повлиять на результат принятия решения (деятельность).

Несвоевременность поступления информации затягивает процесс принятия решения, ведет к реализации деятельности в условиях большей неопределенности, к фактическому исключению информации из ее обращения в данном цикле принятия решения, вызывает необходимость внесения корректив в ранее принятые решения. Все это ведет к увеличению безинформационного периода. С другой стороны, несвоевременность поступления информации приводит к снижению ее ценности и достоверности, т.к. на момент принятия на ее основе корректирующих действий она к какой-то мере устаревает.

Однако нельзя согласиться с мнением многих авторов, что несвоевременное поступившая информация не имеет никакой ценности. Это неверно по следующим причинам: во-первых, информация используется многократно, и, следовательно, она может быть эффективно использована при принятии аналогичных или других информационных решений; во-вторых, эта информация может быть использована для корректировки уже принятого решения; в-третьих, она может быть использована при выявлении причин неэффективности ранее принятых решений и уточнения методов принятия решений в условиях неопределенности и выявления уровней риска при несвоевременности поступления различных видов информации.

И действительно многолетняя практика показала, что несвоевременность поступления информации может привести к убытку на предприятии. Так в 2005 году компания GM чуть не потерпела крах, вовремя не узнав о резком изменении в потребностях рынка. Хиротака Такеути, известный японский менеджер, заявил, что успешность деятельности всех японских фирм заключается в том, что они получают информацию в тот момент, когда принимают решения, связанные с нею. И это в свою очередь увеличивает цену информации.

Под ценностью информации понимается ее важность, необходимость для принятия управленческих решений. Определение ценности информации субъективный процесс и в большинстве случаев нет объективных критериев определения ценности конкретных видов информации при принятии информационных решений. В концепции А.А. Харкевича ценность информации определяется приращением вероятности достижения цели вследствие получения той или иной информации. Но практическое применение его подхода затруднено тем, что, как правило, невозможно определить с достаточной точностью вероятности достижения конкретной цели до и после получения информации.

Попытки связать понятие ценности информации с понятием цели представляются весьма плодотворными, однако имеющиеся пути к количественной оценки ценности пока мало эффективны, ибо они основаны на использовании предварительных оценок априорных вероятностей цели, знания и последовательных действий потребителя. Это осложняется и тем, что очень трудно сформулировать в информационных понятиях цель, стоящую перед потребителем информации.

Кроме этого, ценность, в том числе научная, не является чисто природным свойством предмета (в нашем случае информации), а образуется в результате предметно-практического взаимодействия объекта и субъекта. Любая ценность обусловлена практикой, понимаемой в самом широком смысле этого слова, и практика выступает как объективный определитель ценности. Ценность является тем, что требуется человеку для его практически-познавательной деятельности, а практика способствует объективности оценок.

Ценность объективна как порождение практического отношения (взаимодействия) объекта и субъекта; она объективна, так как образуется в процессе общественно-исторической практики. Хотя ее объективность может и не осознаваться субъектом.

Оценка субъективна. Оценка как выражение субъективного отношения к ценности может быть истинной, если она адекватна ценности, или ложной, если она ценности не соответствует.

Говоря о ценности информации, необходимо подразумевать ее общественную ценность, определяемую с точки зрения всей системы научных знаний, исторически сложившихся направлений научных исследований, методов и средств познания, а также с учетом перспектив развития науки, техники и производства.

Обесценивание информации связано в основном с тем, что большая часть ее превращается в элемент чистого разнообразия, а потому ее ценность со временем утрачивается совсем (в силу субъективной обусловленности ее ценности) или снижается в процессе формирования более фундаментальных знаний (в случае объективной ценности). Судьба информации, таким образом, оказывается различной в зависимости от того, будет ли ценность субъективной или объективной. Субъективная ценность - это такая относительная ценность, которая связана с представлением отдельного исследователя или группы исследователей. Субъективная ценность может быть отражением объективной ценности, но может и не быть таковой. Использование информации с субъективной ценностью связано чаще всего или со способностью исследователя уникально декодировать информацию, которая в своем обычном смысле утратила свое научное значение (в этом смысле исследователь как бы модернизирует смысловое содержание научной информации), или с использованием им информации, объективно утратившей ценность (это происходит из-за неосведомленности исследователя о существовании другой, ценной относительно его проблемы информации).

Другая разновидность научной информации с субъективной ценностью - авторитарная, т.е. информация, использование которой диктуется не ее объективной ценностью, а стремлением исследователя отдать должное авторитету. Такое надуманное использование научной информации может привести к тому, что объективно ценная информация, неудачно примененная, даст информацию с отрицательной ценностью. Ценной информации будет придана в определенном отношении субъективно отрицательная ценность. То же может произойти, если такое использование той или иной информации навязывается исследователю извне.

Генеральный директор компании "Элвис-Плюс" Александр Соколов заявляет, что все успешные фирмы - это фирмы с высокой ценностью информации (например, Coca Cola: рецепт этой фирмы уже многие годы пытаются разгадать или украсть конкуренты, но им это так и не удается, что в свою очередь делает эту организацию конкурентоспособной). Предприятие, обладающее ценной информацией, уже только по этому критерию можно считать успешным, перспективным и ликвидным.

На наш взгляд успех любого дела зависит от информации, которая имеется у предпринимателей. Необходимо всегда помнить, что сам факт наличия всей (основной, наиболее важной и достоверной и т.п.) информации, есть необходимое, но недостаточное условие для принятия эффективных решений. Ибо человек, принимающий решения, действует исходя из определенных внутренних установок, свойственных только ему. Он не свободен от субъективности в оценке имеющейся в его распоряжении информации.

Одна та же информация может интерпретироваться различно в зависимости от принятых подходов, гипотез и теорий. Поэтому, принимая любое информационное решение необходимо заново оценивать информацию с точки зрения тех задач (целей), которые решаются в данный момент, исходя из конкретных условий этого момента.

 

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz