ИНТЕГРАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ КУБАНИ

 

Хашир Б.О., Хашир А.А. (КубГТУ, г. Краснодар, РФ)

                  

Integration aspects of regional development Wood sector of economy of Kuban.

 

    Участие в интеграции приносит не только экономическую выгоду, но и налагает определенные и порой трудновыполнимые обязательства, к наиболее важным из них можно относятся – геополитические, экономические, социальные и экологические. Одной из основных задач абсолютного большинства экономических интеграционных группировок является защита внутреннего (единого, созданного в рамках деятельности интеграционной группы) рынка от экспансии товаров из третьих стран. Многие члены различных интеграционных группировок и, прежде всего Евросоюза, приобретают в России сырой лес, но не покупают готовую продукцию деревообработки. Это относится к лесной и деревообрабатывающей промышленности Краснодарского края, расположенного в непосредственном близости от стран Евросоюза.

           Нужно признать, и в планировании развития страны и ее отдельных регионов исходить из того, что Россия с ее громадным природным и значительным экономическим потенциалом сегодня не является желанным членом ни одной из существующих интеграционных группировок. Более того, даже вступление России во Всемирную торговую организацию постоянно натыкается на сдерживание со стороны развитых стран.

В результате Россия поставляет на мировой рынок 25% сырого леса и всего 5% продукции деревообработки и лесохимии, причем около 40 % экспортируемого сырого леса приобретается Китаем, а почти весь лес, экспортируемый из Краснодарского края, поступает в Турцию.

            Международное экономическое сотрудничество заключается не только в участии страны в международных интеграционных группировках, значительная роль принадлежит и торговле, что для регулирования торговых отношений между различными странами потребовалось создание координирующего органа,        которой  стала Всемирная торговая организация (ВТО). Ныне ВТО контролирует более 90% всей мировой торговле и участие в ней дает странам большие преимущества. Главная задача ВТО заключается в дальнейшей либерализации международной торговли путем еще большего  снижения импортных пошлин и устранения различных нетарифных барьеров. Странам не участвующим в работе ВТО в перспективе будет все более сложно выгодно реализовывать национальную продукцию.

  Лесопромышленный комплекс Краснодарского края в полной мере ощущает неудобства, связанные с определенной изолированностью страны от мировых экономических процессов. В структуре внешней торговли лесного комплекса Кубани преобладает экспорт сырого леса и импорт готовой продукции деревообработки. Решением проблемы может быть модернизация собственного деревообрабатывающего производства, а как следствие сокращение вывоза сырого леса и ввоза готовой продукции. Развитие импортозаменяющих производств, по экономической сути, равнозначно увеличению экспорта. Но эта работа может быть успешно осуществлена только при протекционизме со стороны государства. В этом отношении положительный эффект могут принести следующие меры:

- реформирование (с целью защиты российского производителя) таможенного законодательства;

- модернизация, с целью технического перевооружения, предприятий деревообрабатывающей промышленности;

- создание свободной экономической зоны лесного комплекса Краснодарского края и Адыгеи.

На переходном этапе одним из лучших способов адаптации в мировое хозяйство, опробованным в различных странах, может стать создание свободных экономических зон (СЭЗ). Решению проблемы развития лесопромышленного комплекса Краснодарского края может способствовать создание промышленно-производственных, экспортноориенированных СЭЗ. По своей форме промышленно-производственные СЭЗ неодинаковы. Они могут носить точечный характер, при этом особый режим СЭЗ распространяется лишь на хозяйствующие субъекты, расположенные в определенном населенном пункте, могут быть отраслевыми, в этом случае режим СЭЗ регулирует отношения только в отдельной отрасли хозяйства на определенной территории. 

        Сложилась противоестественная ситуация, когда субъекты макроэкономических отношений - лесное хозяйство и лесная промышленность - были разведены Правительством в разные сектора экономики. Функции и обязанности собственника лесов возложены на МПР России, которое должно обеспечить реализацию основного права собственника - получению дохода от своей собственности. Но регламентируемые МПР России поступления в бюджет от продажи лесных ресурсов не покрывают издержек на их охрану, защиту и регулирование пользованием. Складывавшаяся годами низкая стоимость лесных ресурсов привела к тому, что с объявлением свободы частного предпринимательства стал складываться новый тип лесных отношений, способствующий развитию внутреннего и внешнего рынков незаконно заготовленной  древесины.  

Социальные проблемы лесопромышленного комплекса, прежде всего, заключаются в обеспечении отрасли трудовыми ресурсами, которые характеризуются не только уменьшением численности населения, но и значительным перераспределением трудовых ресурсов между отраслями экономики. Приватизация государственных промышленных  предприятий и одновременное «открытие» российского рынка для иностранных товаров сделали продукцию российских производителей неконкурентоспособной, что повлекло за собой остановку  предприятий и резкий рост безработицы. В начале этого периода практически перестала функционировать мебельная и деревообрабатывающая промышленность – крупнейший краевой потребитель продукции лесного хозяйства и производитель промышленных и потребительских товаров. Именно предприятия деревообработки попали в исключительно невыгодные условия, что привело к остановке и ликвидации многих из них. Безработица в районах Краснодарского края, специализировавшихся на производстве мебели и столярных изделий, достигла наиболее высоких краевых показателей. Однако, как оказалось, спрос на продукцию отечественной деревообработки не исчез. Экологически чистые столярные изделия из натурального сырья по качеству неизмеримо выше (да и дешевле) более технологичных металлопластиковых заменителей. Не хуже, а зачастую и лучше зарубежных аналогов может быть и произведенная в Краснодарском крае мебель. Все это неоспоримо свидетельствует о том, что возрождение деревообрабатывающих и мебельных производств не только экономически целесообразно для хозяйствующих субъектов, но и находится в сфере государственных интересов,  одним из непременных условий развития лесопромышленного комплекса является обеспечение отрасли квалифицированными  трудовыми ресурсами. 

  Учитывая водоохранное значение лесов Краснодарского края нельзя обойти стороной и экологические проблемы отрасли. В первую очередь, они заключаются в несоблюдении «Правил рубок главного пользования в горных лесах Северного Кавказа», которые предусматривают:

а)   сохранение и усиление защитных свойств горных лесов;

б)   предупреждение эрозионных процессов;

в)   восстановление леса на вырубаемых площадях;

г)   повышение продуктивности лесов.

Для рационального природопользования и экономической стабильности отрасли необходимо также поставить преграду незаконной вырубке и  экспорту из края круглого леса ценных пород, расширить работу по восстановлению лесных площадей и более полное использование отходов деловой древесины.

Спелые и переспелые леса, годные для заготовки древесины, сохранились в основном в труднодоступных горных районах, на крутых склонах. Их использование не только затруднено из-за отсутствия лесовозных дорог, но и опасно с точки зрения усиления эрозионных процессов. Это приводит к тому, что лесозаготовители незаконно вырубают леса расположенные в более удобных для транспортировки леса местах. А ведь 90% лесов края расположено в горных районах.

На основании проведенного многофакторного анализа влияния природных, экономических и социальных факторов на  развитие лесопромышленного комплекса Краснодарского края  можно сделать следующие выводы и предложения:

1. В своем развитии лесопромышленный комплекс Кубани должен ориентироваться на расширение  производства продукции глубокой переработки, предназначенной для отечественного потребителя и экспорта в страны ближнего зарубежья.

2. Развитие лесопромышленного комплекса Кубани сдерживается в результате:

- отсутствия законодательной базы (как российской, так и краевой), определяющей правила лесопользования;

- несовершенства таможенного законодательства Российской Федерации, стимулирующего экспорт сырого леса и импорт продукции его переработки;

- отрицательного воздействия геополитических факторов;

- отсутствие единой государственной системы управления лесопользованием.

3. Развитие лесопромышленного комплекса необходимо осуществлять с учетом происходящих демографических процессов.

4. На современном этапе рациональное развитие лесного хозяйства Краснодарского края возможно только при оказании ей поддержки со стороны законодательных и исполнительных государственных органов – как федеральных, так и краевых. Поддержка со стороны государственных органов должна заключаться:

- обеспечение равных возможностей различным предприятиям лесного хозяйства в области использования лесных ресурсов;

- предоставление определенных льгот лесозаготовительным организациям при реализации лесозащитных проектов предприятиям лесозаготовительного комплекса;

- содействие в формировании благоприятного инвестиционного климата для  предприятий лесного комплекса;

- осуществление долгосрочного кредитования предприятий лесного комплекса и развития системы лизинга.

5. При определении перспектив развития лесного хозяйства необходимо основное внимание уделять рациональному использованию лесных ресурсов. В этом отношении необходимо:

- ускорить работу по составлению государственного земельного кадастра в лесных районах Краснодарского края;

- арендную плату за пользование землями лесного фонда с учетом кадастровой стоимости земли;

- перейти к комплексному использованию лесов.

6. Возможности развития лесопромышленного комплекса Кубани определяются инвестиционной привлекательностью отрасли и объемом инвестиций, привлекаемых в нее. В отношении стимулирования притока инвестиций в развитие лесопромышленного комплекса представляется целесообразным разработка инвестиционной программы, предусматривающей развитие горно-предгорной части Адыгеи и Краснодарского края.

Сайт управляется системой uCoz