ФАКТОРЫ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ВНУТРИ РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Уфимцева Е.В., Минаев Н.Н. (ТГАСУ, г. Томск, РФ)
The decision of problems of interbudgetary attitudes {relations} finally will allow to stabilize the Russian statehood, to raise {increase} controllability and objectivity of our economic system.
Данная статья посвящена актуальным проблемам межбюджетных отношений, которые складываются в условиях реформирования.
Межбюджетные отношения – один из основных факторов, влияющих на социально-экономическое развитие государства. От того, насколько эффективно и целесообразно распределены обязанности и финансовые ресурсы для их выполнения бюджетами, зависит возможность государства выполнять свои функции, а для населения – обеспеченность бюджетными услугами.
Согласно Бюджетному кодексу РФ под межбюджетными отношениями понимаются отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Организация межбюджетных отношений, основанных на сбалансированном разграничении расходных и доходных полномочий между органами власти всех уровней, является одним из принципиальных вопросов государственного строительства. Однако, российская модель федерализма, полностью еще не сложилась. Конституция РФ неоднозначно закрепила модель действующего федерализма, провозгласив равноправие всех субъектов и возможность взаимного делегирования полномочий Федерации и ее субъектов на договорной основе.
Государство в последние годы предприняло ряд эффективных мер по корректировке бюджетных взаимосвязей, по регулированию каналов прохождения и направления бюджетных потоков, воздействуя на процессы формирования межбюджетных отношений. Были внесены изменения в принципы и методы формирования бюджетных доходов и расходов, уточнены пропорции распределения ресурсов, что положительно повлияло на согласование интересов органов власти всех уровней, упорядочило взаимодействие звеньев бюджетной системы.
Роль бюджетной сферы в настоящее время столь значительна в развитых странах, что ее рассматривают не только в качестве потребителя, но, прежде всего, как производителя общественных благ и генератора новых направлений развития экономики.
Российская Федерация в течение последнего десятилетия пытается найти адекватную стоящим перед страной задачам модель организации межбюджетных отношений. Если во взаимоотношениях Федерации и ее субъектов к началу нового века удалось определить и апробировать наиболее действенные организационно-правовые формы межбюджетных отношений, то для регионов характерно многообразие форм взаимодействия с муниципальными образованиями в сфере бюджетных правоотношений в связи с отсутствием необходимой и единообразной законодательной базы.
Межбюджетные отношения должны обеспечивать устойчивую сбалансированность всех уровней бюджетной системы, без чего невозможно проведение глубоких преобразований и реформ. От решения проблем, связанных с оптимизацией межбюджетных отношений, зависит, прежде всего, уровень социально-экономического развития как страны в целом, так и регионов, и муниципальных образований, в частности. Все более очевидно, что проблемы межбюджетных отношений имеют не только экономическую, но и политическую составляющие, но какая из них является превалирующей, определить не всегда просто.
Наиболее острыми и до сих пор нерешенными остаются такие проблемы организации и регулирования межбюджетных отношений на региональном уровне как недостаточная прозрачность регионального и местных бюджетов в виду отсутствия целостной системы мониторинга состояния и качества управления государственными и местными финансами; отсутствие рациональной и справедливой методологии бюджетного выравнивания, нормативов минимальной бюджетной обеспеченности и т.д.
Изучение опыта организации и регулирования межбюджетных отношений за рубежом позволило выявить направления совершенствования межбюджетных отношений, которые могут быть учтены при реформировании российского федерализма: укрепление самостоятельности нижестоящих уровней власти; использование правовых и организационных механизмов установления налогов и их распределения по бюджетам разных уровней; предоставление финансовой помощи нуждающимся территориям в соответствии с четкими критериальными принципами, учитывающими численность населения, его возрастной состав, состояние объектов инфраструктуры; применение механизмов горизонтального выравнивания.
Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:
· распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;
· разграничения регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;
· равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
· выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;
· равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.
Анализируя разграничение доходных источников по уровням бюджетной системы, можно отметить, что в 2004-2006 гг. наблюдается тенденция снижения доли собственных доходов территориальных бюджетов, закрепленных за ними полностью или частично на постоянной основе. Перемены произошли из-за централизации значимых доходов в федеральном бюджете и отмены ряда местных налогов и сборов. Взамен сильно возросла зависимость территориальных бюджетов от федерального бюджета, а местных бюджетов от региональных бюджетов. Это порождает иждивенчество. Возрос уровень безвозмездных и безвозвратных перечислений из федерального бюджета регионам в их доходах. Это связано с тем, что в соответствии с новой редакцией Бюджетного кодекса в понятие собственные доходы входят отчисления от налогов по временным нормативам, финансовая помощь от других бюджетов. Другими словами, средства, переданные в бюджет на безвозмездной и безвозвратной основе, становятся собственностью территориальных образований соответствующего уровня.
Возникает еще одно противоречие: с принятием 131 Федерального закона перечень вопросов местного значения был сокращен путем придания им значения региональных, а по новому законодательству субъекты Федерации вправе ежегодно передавать органам местного самоуправления для исполнения отдельные государственные полномочия.
Говоря о принципах распределения доходных источников по уровням бюджетной системы, нужно стремиться к тому, чтобы они максимально покрывали минимальные расходы, исходя из опоры в первую очередь на собственные силы. Это означает, что в основе разграничения доходов должно быть теоретически обоснованное разграничение расходных полномочий, соответствующих им расходов. Однако на современном этапе в первичном распределении доходов и расходов по вертикали бюджетной системы происходит резкий рост диспропорций. Он выражается в увеличении на федеральном уровне бюджетной системы доли доходов, в то же время доля расходов сократилась. Прямо противоположные результаты в консолидированных бюджетах субъектов РФ, здесь уровень первичных доходов сократился. Это еще раз доказывает увеличение зависимости территориальных бюджетов от перераспределения средств из федерального бюджета. По словам А.Г. Игудина, заведующего отделом Научно-исследовательского финансового института, в РФ нет ни одного субъекта на полном финансовом обеспечении.
На современном этапе главной проблемой в части разграничения доходных источников и расходов по вертикали бюджетной системы является ориентир на реализацию выравнивающей функции в ущерб стимулирующей. Но для повышения экономического роста страны необходимо изменить механизм межбюджетных отношений таким образом, чтобы субъекты Федерации и муниципальные образования в первую очередь опирались на собственные силы и лишь при недостаточности налогового потенциала привлекали средства из вышестоящих бюджетов.
В настоящее время судьба межбюджетных отношений в России зависит не столько от той или иной его модели, сколько от способности государства как единого целого преодолеть разрушительный экономический кризис, спад производства, осуществить переход в масштабах страны к иной рыночной стратегии финансовой стабилизации. Нельзя допустить ситуации, когда развитие межбюджетных отношений, само превратится в фактор усиления экономического и политического кризиса: еще более ослабит федеральный бюджет, вместо борьбы за оздоровление реального сектора экономики активизирует борьбу за дележ федеральных налогов, приведет к кризису общероссийского рынка ценных бумаг из-за конкуренции федеральных и региональных государственных облигаций, заблокирует усилия центра в проведении единой эмиссионной, кредитной и процентной политики и политики сокращения бюджетного дефицита.
Решение проблем межбюджетных отношений в конечном итоге позволит стабилизировать российскую государственность, повысить управляемость и объективность нашей экономической системы.
Итак, действующие в России межбюджетные отношения еще в значительной степени не отвечают основополагающим требованиям бюджетного федерализма, преодолению тенденции роста иждивенческих настроений у региональных и местных органов власти, повышению заинтересованности и ответственности их в наращивании налогового потенциала на подведомственных территориях и проведении активной самостоятельной бюджетной политики, способствующей финансовой самодостаточности субъектов Федерации и муниципальных образований, рациональному и эффективному расходованию средств их бюджетов.
Государство в последние годы предприняло ряд эффективных мер по корректировке бюджетных взаимосвязей, по регулированию каналов прохождения и направления бюджетных потоков, воздействуя на процессы формирования межбюджетных отношений. Были внесены изменения в принципы и методы формирования бюджетных доходов и расходов, уточнены пропорции распределения ресурсов, что положительно повлияло на согласование интересов органов власти всех уровней, упорядочило взаимодействие звеньев бюджетной системы.
Сегодня основной задачей регулирования межбюджетных отношений является создание долгосрочных нормативов, долгосрочных условий для субъектов, которые готовы нарастить доходы, и тем самым почувствовать дополнительные силы в увеличении объемов производства и инвестиций на своих территориях.