МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ

 

Соломатина Н.Ю. (БГУ, г. Брянск, РФ)

 

Quality of life is an integral criterion of humans status. The article deals with some possibilities of man related to improvement of quality of life in the connection with quality of education.

 

Согласно Энциклопедическому словарю, качество - это совокупность и мера полезности продукции (услуги), обусловливающие ее способность все более полно удовлетворять обществен­ные и личные потребности.

Международные стандарты ISO 9000, широко применяемые уже и в нашей стране, основываются именно на таком понимании качества. И если  промышленные предприятия, решая на отечественном и зарубежном рынках проблему повышения своей конкурентоспособности, в большинстве своем принимают как аксиому логическую схему: «качество продукции есть результат качественных процессов, а качество процессов – следствие качественного менеджмента», то в сфере образования, в особенности, среднего специального, это понимание еще только начинает завоевывать позиции.

Качество образования чаще всего понимается как некая мера соответствия получаемых  в процессе обучения результатов и предъявляемых к ним (результатам) требований. Но в том, как формулируются требования, с которыми следует соотносить результаты при их оценке, каковы они и каковы интегральные характеристики качества образования, у заинтересованных сторон обнаруживаются принципиально разные позиции.

Действующая сегодня государственная система оценки качества образования, в том числе и среднего профессионального (СПО), основывается на требованиях к содержанию и длительности образовательных программ, к квалификационным характеристикам преподавательского состава и к материальной базе образовательных учреждений, к учебно-методическому обеспечению учебного процесса, к качеству усвоения учебного материала обучающимися. Соответствие образовательного учреждения этим требованиям и гарантирует получение образования с установленным государством уровнем качества, подтверждаемым выдачей выпускникам государственных документов об образовании. Требования самого обучающегося и работодателя в действующей сегодня системе оценки качества образования явно не выражены и потому играют вспомогательную роль [1, c.25].

Но в сфере СПО в основном потребляет и финансирует образовательные услуги реальный сектор экономики, то есть конкретные предприятия, организации, физические лица, стремящиеся изменить свое положение на рынке труда. Таким образом, акцент в соотношении требований заинтересованных сторон смещается в направлении интересов работодателя. Поэтому, говоря о качестве среднего специального образования, прежде всего надо ответить себе на вопрос, что такое качество образования с точки зрения работодателя и какие требования он выдвигает образовательным учреждениям, а также необходимо понять, как его можно оценивать, контролировать и стимулировать его непрерывное улучшение.

Отсюда очевидный вывод – без изучения потребности рынка труда, прогнозирования тенденций изменения этой потребности и формирования системы приемлемых для работодателя и самого слушателя понятных и измеряемых критериев, говорить о качестве СПО нельзя.

Ключевым понятием для оценки качества среднего специального образования становится формируемая в процессе обучения новая компетентность, определенная в стандартах ISO как выраженная способность применять свои знания и умения. Переход от оценки качества образования на основе проверки знаний к оценке роста компетентности раздвигает границы жизненного цикла образовательной услуги и принципиально меняет концепцию системы управления качеством в дополнительном профессиональном образовании. Совет Европейского Союза по развитию сотрудничества в области профессионального образования и обучения в Европе в резолюции, принятой 6 декабря 2002 г. в Брюсселе, отметил, что «переход к основанной на знаниях экономике, обладающей потенциалом к устойчивому экономическому росту, увеличению числа и качества рабочих мест, а также укреплению социальных связей, ставит новые задачи перед системой развития человеческих ресурсов» [2, c.52].

В связи с этим, наряду с государственной аккредитацией, существенную роль начинает играть общественное и отраслевое признание качества работы образовательных учреждений на формирующемся конкурентном рынке образовательных услуг. В России, как и во всем мире, все большую популярность приобретает концепция стандартизации деятельности, суть которой в ориентации на лучшую практику, достигнутую на данный момент лидерами в соответствующей об­ласти деятельности. Этот подход основан на внедрении в практику управления образованием международных стандартов качественного менеджмента.

Применить стандарты качества в масштабе всей системы СПО на данном этапе ее развития невозможно. Сегодня эта идея реализуется в форме добровольной сертификации образовательных учреждений по международным стандартам ISO 9000. Но заданный рынком вектор развития ставит задачу применения принципов менеджмента качества во всех элементах системы образования, включая региональные и федеральные структуры управления.

Международные стандарты предполагают в первую очередь внедрение системы управления по целям. И тут проявляется первый системный барьер, который состоит в том, что на сегодняшний день логически не простроено дерево целей сверху вниз от федерального уровня управления образованием до конечного потребителя результатов на уровне предприятий и организаций. Закономерная ориентация высшего уровня управления образованием на развитие интеллектуального потенциала страны входит в противоречие с необеспеченностью этой цели ресурсами на уровне конкретных образовательных учреждений системы СПО, успешное функционирование и развитие которых находится в прямой зависимости от степени удовлетворения ими потребностей конечного заказчика, ориентированного на быстрый и конкретный результат.

В этой ситуации логичным и обоснованным становится поэтапное внедрение принципов менеджмента качества в системе СПО снизу вверх. Это движение можно представить следующей схемой:

1.       Внедрение систем менеджмента качества в соответствии с международными стандартами ISO 9000 в учреждениях СПО, в первую очередь в тех, которые имеют прямые договорные отношения с организациями реального сектора экономики.

2.       Расширение масштабов проекта управления качеством в границах головных образовательных учреждений (например, создание системы менеджмента качества  образовательного комплекса.

3.       Отработка модели системы менеджмента качества для региональных органов управления образованием.

4.       Увязка целей локальных проектов и согласование критериев оценки эффективности и результативности локальных систем менеджмента качества в масштабе пилотных регионов.

5.       Формирование национальной системы менеджмента качества образования на основе общественно-государственных принципов оценки качества.

Однако, необходимым условием успешности всего проекта является централизованное управление им, четкое понимание основных задач и планирование всех видов ресурсов, идентификация процессов жизненного цикла образовательной услуги, поддерживающих и управляющих процессов, а для этого потребуется массовое обучение всех уровней управленческого персонала в системе образования, начиная с высшего руководства (рис.1).

Рисунок 1 - Диаграмма подготовки управленческого персонала

 

Чтобы ввести в образовательном учреждении среднего профессионального образования систему менеджмента качества и постоянно повышать ее эффективность в соответствии с требованиями этого международного стандарта, прежде всего, необходимо:

-     идентифицировать все основные и вспомогательные процессы;

-     определить порядок взаимодействия процессов, критерии и методы, необходимые для обеспечения их эффективности и оценки качества работы элементов и  системы в целом;

-     сформировать систему планирования ресурсов во взаимосвязи с распределением ответственности, систему информационного обеспечения, необходимую для поддержки процессов и их отслеживания;

-     документировать систему;

-     измерять и анализировать процессы, применять необходимые меры для достижения планируемых результатов и постоянного усовершенствования этих процессов.

Основой качественного менеджмента является представление всей деятельности организации как системы взаимосвязанных процессов. В рамках образовательного учреждения или конкретной структуры управления образованием задача идентификации процессов деятельности достаточно ясна. Но, поднимаясь на уровень системы СПО, и тем более - системы непрерывного образования в целом, выявление и описание всех процессов, согласование их входов и выходов, четкое разграничение ответственности становится серьезной проблемой, которая требует серьезного анализа.

Отдельным вопросом при построении системы менеджмента качества образования является адаптация к требованиям каждого уровня системной документации. Документация должна иметь единые принципы построения, оформления, концептуальные подходы к описанию взаимосвязи документов в системе. Особое значение имеет возможность отслеживания хода действий в процессе выполнения работы. Это крайне необходимо при аудите системы менеджмента. Кроме того, возможность регистрации качества ведения процессов позволяет регулярно анализировать и оценивать несоответствия на каждом процессном шаге.

Основополагающий принцип менеджмента качества – обеспечение непрерывного улучшения. Это касается, прежде всего, каждого процесса и, как следствие, всей деятельности организации, всей системы образования. Не научившись измерять эффективность и результативность своей деятельности невозможно добиться прозрачности и управляемости в системе. Поэтому главная ответственность за качество образования ложится на процесс исследования и прогнозирования потребностей рынка труда, конкретного человека и общества в целом.

 

Литература

1.    Добрынин А.И. Человеческий капитал в транзи­тивной экономике. -СПб.: Наука, 2005. - 329 с.

2.    Нестерова Д.Н. Инвестиции в человеческий капи­тал в переходный период в России. Российская программа экономических исследований// Науч­ный доклад, 2006. - 188 с.

Сайт управляется системой uCoz