ОСОБЕННОСТИ ИНОСТРАННОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РОССИИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИКУ СТРАНЫ
Шичкин И.А. (МГУ им. Н.П. Огарёва, г. Саранск, РФ)
The article focuses on features of modern labor migration of foreign citizens in Russia. The basic countries-suppliers of labor migrants in the country are shown. The author investigates structure of foreign labor in Russia on various characteristics. Besides in the article irregular labor migration in Russia are analyzed and degree of influence of labor migration on the national economy is estimated.
Трудовая миграция была свойственна России на протяжении всей ее истории. Во времена СССР существовал жесткий контроль над процессами внешней трудовой миграции, перемещение рабочей силы осуществлялось преимущественно в рамках межправительственных соглашений, в особенности со странами социалистического лагеря. Особый акцент придавался трудовой миграции внутри страны. При помощи перемещения рабочей силы были возведены многочисленные строительные объекты являющиеся олицетворением советской эпохи.
Бурные общественные перемены, произошедшие в результате распада Советского Союза, кардинально изменили социально-экономическую и политическую ситуацию в стране, обострив тем самым проблемы внешней трудовой миграции. В советские времена процесс трудовой миграции находился под строгим контролем государства, и поэтому масштабы трудовой миграции в России не принимали такого массового характера как сейчас. Сегодня в Россию привлекается иностранная рабочая сила почти из 120 стран мира. Среди государств, откуда прибывают трудовые мигранты, более 40 стран Европы, примерно 30 государств Азии, 28 стран Африки, а также Австралия, Новая Зеландия и некоторые страны Северной и Латинской Америки. По официальным данным на сегодняшний момент в России трудятся более 7 млн. иностранных рабочих, из которых всего около 3 млн. работают легально. По этому показателю Россия заняла второе место после США, принявших 38,4 млн. мигрантов.
В структуре легальной трудовой миграции в Россию крупнейшим экспортером трудовых ресурсов из ближнего зарубежья является Украина. В течение последних 7 лет она обеспечила миграционный приток в Россию около 708 тыс. рабочих или около 40% всей рабочей силы из СНГ. Оценивая размеры трудовой миграции из дальнего зарубежья, следует отметить, что за исследуемый период наибольшее число иностранных рабочих прибыло из Китая, приблизительно 642 тыс. человек или 38% от общей численности легальной иностранной рабочей силы из дальнего зарубежья в России, осуществлявшей трудовую деятельность в данном периоде.
Рассматривая особенности современной трудовой миграции в России, отметим, что численность иностранных граждан работавших в России в 2006 году составила 1014 тыс. человек, что на 44% выше показателя 2005 года. Главным образом благодаря новому законодательству вступившему с 15 января 2007 года которое, существенно упрощает процедуры легализации для трудовых мигрантов— в первую очередь для приезжающих на временную работу. Теперь сам мигрант получает разрешение на работу (а не работодатель, как раньше). Существенно упростилась процедура регистрации, которая теперь для краткосрочных мигрантов (до 90 дней) может осуществляться по почте. В результате подобных преобразований в миграционной политике России уже в 2006 году контролируемая составляющая миграции составила около 20% (а не 5%, как раньше). В 2007 году эта тенденция сохраняется. Уже за первые четыре месяца разрешение на работу получили примерно столько же мигрантов, сколько за весь 2006 год.
Согласно официальной статистике ФМС, из стран СНГ в 2006 году прибыли 53% трудовых мигрантов, это значение превышает показатель предыдущего года. Наибольшее количество трудовых мигрантов в 2006 году прибыло из Украины (16,9%), Узбекистана (10,4%) и Таджикистана (9,7%). Устойчивым экспортером рабочей силы в Россию является также Молдова (5%). На долю Армении приходится 3,9% трудовых мигрантов. Менее активно рабочая сила на российский рынок труда привлекалась из стран Средней Азии и Казахстана.
Из стран дальнего зарубежья в 2006 году, отмечается увеличение миграционных потоков рабочей силы из Китая (20,8%), Турции (10%) и Вьетнама (6,8%). Именно на эти страны в 2000-2006 годы приходится около 74% иностранных рабочих осуществлявших трудовые практики в России и более 80% в 2006 году.
Профессионально-квалификационный состав иностранных работников также имеет свои особенности. Мигранты из-за рубежа приглашаются более чем по 100 специальностям. В их составе явно преобладают лица со средним или низким уровнем квалификации. Свыше 90% всех иностранных работников в России заняты на малоквалифицированных, не престижных и тяжелых видах труда.
Численность свободных рабочих мест по России, зарегистрированных службой занятости в 2000 – г.г. в среднем ежегодно составляла около 1 млн. вакансий. В связи с этим можно сделать вывод, что сегодня в стране при наличии безработицы существует потребность в иностранной рабочей силе на низкооплачиваемые работы в отраслях материального производства. Именно в этих отраслях концентрируется иностранная рабочая сила, привлекаемая в Россию. В особенности около 40% трудовых мигрантов заняты в строительстве, 30% — в торговле, 10% — в промышленности, 7% — в сельском хозяйстве, 5% — в транспортной отрасли, 8% — в других видах деятельности. Реальная структура занятости мигрантов несколько отличается от официальных данных из-за сильного недоучета мигрантов в сфере услуг, включая сферу досуга и развлечений, ЖКХ, работы по дому.
По странам происхождения деятельность иностранных рабочих диверсифицирована. В особенности трудовые мигранты из Азербайджана и Вьетнама в основном заняты в торговле, также как и китайские рабочие, которые наряду с этим трудятся в сельском и лесном хозяйствах. Гастарбайтеры из Армении, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана – в строительстве и на ремонтных работах, из Украины – на транспорте и также в строительстве. Граждане Белоруссии заняты в промышленности. Строители из европейских стран (прежде всего из Польши, Германии, Финляндии, Югославии, Болгарии), а также из Турции заняты главным образом в европейских районах, прежде всего в Центральном (в Москве) и Северо-Западном (в Санкт-Петербурге). Из развитых европейских стран (Бельгия, Франция, Великобритания), а также из Японии, Канады и США прибывают в основном такие специалисты как: журналисты, преподаватели, инженерно-технические работники, технологи. Однако, в целом доля специалистов из дальнего зарубежья в общем потоке трудовой миграции в Россию незначительна.
Вместе с тем, существуют определенные особенности структуры занятости трудовых мигрантов из ближнего и дальнего зарубежья. Если для трудовых мигрантов из бывших союзных республик основными секторами занятости кроме строительства, являются промышленность и сельское хозяйство, то для иностранных граждан из дальнего зарубежья - торговля, коммерческая деятельность по обеспечению рынка.
География происхождения иммигрантов оказывает существенное влияние на характер расселения их по территории России. Замечено, что в Центральной России преобладают выходцы из Украины, Молдавии, Турции, для Западной Сибири в потоке гастарбайтеров характерно преобладание рабочей силы из стран СНГ, а для Дальний Восток является привлекательным для трудовых мигрантов из Китая, Вьетнама и КНДР.
По данным социологических исследований, примерно 20% мигрантов приезжают на срок, не превышающий шести месяцев. Занятость таких мигрантов носит, как правило, сезонный характер. Более половины мигрантов рассчитывают на долгосрочное пребывание в стране, примерно треть из них рассматривают возможную перспективу постоянного жительства и натурализации в России.
Трудовая миграция в Россию продолжает оставаться в значительной степени мужским занятием. По данным социологических обследований, 70% мигрантов — мужчины. В официальной статистике доля мужчин еще выше — 82,4%. Это связано, в первую очередь, с отраслевой структурой занятости трудовых мигрантов, поскольку 40% мигрантов работают в строительной отрасли. Кроме того, есть основания предполагать, что женщины далеко не полно представлены как в официальной статистике, так и в социологических исследованиях, потому что чаще остаются «невидимыми» из-за особенностей своего труда (высокая доля работающих в домохозяйствах и других неформальных секторах занятости). Поскольку сфера услуг развивается высокими темпами и сегодня дает 2/3 рабочих мест в развитых странах, можно предположить дальнейший рост женской составляющей миграции.
Средний возраст мигрантов — 32–33 года, причем более 75% из них моложе 40 лет. За последние годы трудовая миграция помолодела: повзрослевшая молодежь в странах выезда (особенно в странах Центральной Азии) все чаще идет по дороге миграции, проторенной старшим поколением. Однако, несмотря на молодой возраст, более половины мигрантов имеют собственную семью и детей. Более половины мигрантов являются единственными кормильцами в семье; при этом многие (35–40%) имеют трех и более иждивенцев. Только четверть респондентов не имеют семьи и иждивенцев. Именно безысходность, вплоть до прямой угрозы голода, заставляет многих мигрантов соглашаться порой на рабские условия труда в России. До выезда на работу в РФ 40–50% мигрантов можно было отнести к группе крайне бедных, так как их доходов не хватало даже на предметы первой необходимости, т. е. на скудное пропитание, минимально необходимую одежду и т. п.
Магнитами притяжения иностранной рабочей силы в России являются Центральный федеральный округ, около 48% всех прибывших в 2006 году трудовых мигрантов. Дальневосточный и Сибирский федеральные округа 11% и 9% соответственно. В 2006 году в общей сложности 88 субъектов Российской Федерации привлекали иностранную рабочую силу. Крупнейшими регионами-реципиентами являются г. Москва и Московская область, здесь по официальным данным насчитывается около 440600 иностранных рабочих, или 43% всей иностранной рабочей силы занимавшейся трудовой деятельностью в России в 2006 году.
По официальным каналам движения денежных средств, иностранными трудовыми мигрантами в 2006 году из России было переведено 6 млрд. долларов. Основными странами-получателями денежных переводов из России в 2006 году являлись Узбекистан (16,7%), Таджикистан (15,9%), Украина (15,4%), Армения (10,1%), Молдова (8,7%). Средняя сумма одного денежного перевода из России в 2006 году достигла 546 долларов США, увеличившись по сравнению с 2005 годом на 19%. Если принять во внимание движение наличных денежных средств, которые мигранты переводят, минуя официальные каналы, то эта цифра значительно увеличится. При этом в бюджет поступило около 3 миллиардов рублей в виде государственной пошлины, а сумма всех налоговых сборов превышает 50 миллиардов рублей. Кроме того, по некоторым оценкам объем производимых иностранными работниками продукции и услуг в России составляет ежегодно приблизительно 4% от ВВП страны.
В течение последних нескольких лет произошли существенные сдвиги в характеристиках потоков трудовой миграции в Россию. Появилась устойчивая тенденция к увеличению доли мигрантов, приезжающих из стран Центральной Азии, которая охватила практически все принимающие мигрантов регионы России. Причем если потенциал трудовой миграции из Таджикистана и Киргизии в большой степени уже использован (хотя он и будет расти, учитывая высокие темпы роста населения в этих странах), то «осваивание» потенциала узбекской миграции только начинается.
За прошедшие с начала массовой трудовой миграции годы сложились разветвленные и гибкие сети, которые используются новыми поколениями мигрантов для организации поездок на заработки, а также для переезда в Россию на постоянное место жительства. В настоящее время более 70% мигрантов находят работу через родственников и знакомых, т.е. с помощью сложившихся неформальных мигрантских сетей. Продолжает формироваться институт профессиональных частных посредников, который сейчас обслуживает 10–15% мигрантского потока. Большинство таких посредников действуют как теневые агенты — со всеми вытекающими отсюда последствиями. В целом через теневую инфраструктуру трудовой миграции проходит более 90% потока. Государственные каналы трудовой миграции и официально действующие сервисы (в том числе и негосударственные) в сумме «обслуживают» не более 5%. В свою очередь это благоприятствует росту теневой экономики России.
По разным оценкам численность незаконных трудовых мигрантов пребывающих на территории России сегодня составляет от 3 до 6 миллионов человек. Истинное число нелегалов в России на данный момент установить крайне сложно, поскольку их деятельность имеет латентный характер. В структуре незаконных трудовых мигрантов в России около 70-80% составляют выходцы из стран СНГ. Изначально данная категория мигрантов въезжает на территорию России в большинстве случаев легально, однако в дальнейшем зачастую утрачивает законный статус, не оформив в установленные сроки регистрацию по месту пребывания в органах внутренних дел и / или не получив необходимых документов, разрешающих экономическую деятельность в стране.
Основными путями проникновения нелегальных трудовых мигрантов в Россию являются государственные границы с соседними странами. Возможности законного пересечения границ стимулируют потоки мигрантов, многие их которых впоследствии занимают свою нишу в теневой экономике России. Каналы незаконной миграции на территорию РФ пролегают через российско-казахстанский, российско-украинский и российско-китайский участки государственной границы.
Рассматривая образовательный уровень нелегальных трудовых мигрантов важно отметить, что более 60% составляют лица, имеющие неполное среднее или среднее образование. Незаконные мигранты, работающие в России в большинстве своем, заняты низкоквалифицированным трудом, зачастую в негосударственном секторе экономики. Сфера приложения труда нелегальных мигрантов - в основном строительство, торговля и сельское хозяйство. В частном бизнесе трудится свыше половины незаконных мигрантов, каждый пятый занят индивидуальной трудовой деятельностью. Основными профессиями нелегалов являются – строитель, рыночный торговец, домашняя прислуга, разнорабочий.
Главными детерминирующими факторами нелегальной трудовой миграции в России являются повышенный спрос на рабочую силу, особенно в некоторых стремительно развивающихся регионах страны. Во-вторых, это значительная дешевизна иностранных трудовых ресурсов. И, наконец, некоторые несовершенства российского законодательства, в силу которых многие находящиеся на территории страны нелегальные трудовые мигранты не могут начать осуществление своей трудовой деятельности уже в рамках правого поля.
Проблемы социальной адаптации нелегальных мигрантов в России, плохое знание ими русского языка, культуры и традиций обуславливают сложные межэтнические конфликты, формируя в глазах российской общественности негативный образ иностранного работника, в том числе и трудящегося в России законно, тем самым, способствуя нагнетанию социальной напряженности. Проблемы с собственной адаптацией к российской действительности вынуждают некоторых трудовых мигрантов идти на преступления, что также способствует ухудшению криминогенной обстановки и социальной напряженности в России.
Анализируя современную миграционную политику России важно отметить позитивные тенденции в области борьбы с нелегальной трудовой миграцией. В частности значительно усилилась административная ответственность работодателей эксплуатирующих труд нелегальных рабочих. Штрафные санкции за использование труда нелегального работника достигают 800 тыс. рублей. Кроме того, мы считаем, что также имеет определенную эффективность вышерассмотренный нами Федеральный Закон №109 “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ”. Тем не менее, мы полагаем, что основным недостатком данного закона является то обстоятельство, что не каждый мигрант, получивший разрешение на работу в России, уведомляет о своем трудоустройстве миграционную службу. Некоторые мигранты, начиная с момента действия данного закона до сих пор, формально находятся в поисках работы, а в действительности уже работают нелегально. Кроме того, новое законодательство не решает проблем легализации иностранцев, которые уже давно работают в России. Поэтому с нашей точки зрения данный механизм нуждается в дополнительной проработке.
Основываясь на проведенном нами анализе особенностей современной иностранной трудовой миграции в России, мы пришли к следующим выводам относительно степени ее влияния на экономику страны:
- привлечение легальной иностранной рабочей силы оказывает благоприятное воздействие на социально-экономическое развитие России. Трудовые мигранты отчасти способствуют удовлетворению повышенного спроса рынка труда России в необходимом объеме трудовых ресурсов. Их трудовая деятельность способствует развитию предпринимательства и малого бизнеса. Иностранные работники расширяют сеть услуг для населения в области транспортного и бытового обслуживания, общественного питания, торговли и здравоохранения, что в свою очередь приводит к увеличению налогооблагаемой базы. Однако, учитывая тот, факт, что доля легально трудящихся мигрантов сегодня в структуре экономически активного населения России не превышает 4%, современная трудовая миграция в России пока не оказывает существенного влияния на экономику и рынок труда России в целом, однако более значима для отдельных региональных рынков труда. Особенно для Московского региона, Санкт-Петербурга, регионов Южного федерального округа, приграничных территорий России, а также для малонаселенных районов северных и восточных регионов страны;
- нелегальная трудовая миграция в России обуславливает множество негативных социально-экономических последствий. Во-первых - это расширение масштабов теневой экономики, вследствие чего федеральный и региональные бюджеты несут колоссальные потери в виде неуплаченных налогов и отчислений в социальные фонды. Согласно данным ФМС ежегодный экономический ущерб от незаконной трудовой миграции в России составляет около 8 млрд. долларов. Во-вторых, нелегальная трудовая миграция низкоквалифицированной рабочей силы обуславливает рост предложения относительно дешевой иностранной рабочей силы, таким образом, на региональных рынках труда усиливается конкуренция для отечественных трудовых ресурсов. Кроме того, миграция дешевой, нелегальной иностранной рабочей силы в регионы России зачастую вызывает понижение оплаты труда местных, российских рабочих. Во многих случаях именно низкая заработная плата наряду с недостатком вакантных рабочих мест является одной из основных причин повышения уровня безработицы в регионах;
- основываясь на прогнозах ООН, содержание которых сводится к тому, что в России к 2025 году население уменьшится до 137 миллионов человек, а к 2050 составит всего около 100 миллионов человек, необходимо сделать вывод, что для того, чтобы поддерживать численность трудоспособного населения на постоянном уровне, России уже сейчас нужно принимать ежегодно в среднем около 700-800 тысяч легальных трудовых мигрантов. В противном случае дефицит трудовых ресурсов в среднесрочной перспективе может вызвать серьезные негативные последствия для экономики страны.
Литература
1. Труд и занятость в России 2007: Стат.сб./Росстат. - Т78. – М., 2007.- С. 292-297.
2. Тюрюканова Е.В. Трудовая миграция в Россию // журнал Демоскоп Weekly – 2008. - № 315-316.