ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Шалатонова А.С. (БГУ, г. Брянск, РФ)
The article illustrates the results of analysis in the sphere of innovation politics of food industry firms. The author also presents the main points of government supporting in the sphere of innovations.
Современное промышленное предприятие независимо от состояния экономики, в которой ему приходится функционировать, должно развиваться.
Развитие предприятия заключается как в наращивании его производственного потенциала за счет расширения действующего производства, так и во внедрении новых технологий, производственных участков и линий, а также целых производств. Научное обоснование планирования этих процессов дается в управлении техническим и организационным развитием, т. е. инновационной деятельностью предприятия. Задача состоит в построении данной системы таким образом, чтобы она позволила осуществлять управление с максимальным эффектом в течение длительного периода жизнедеятельности предприятия для обеспечения его конкурентоспособности и выживаемости.
Рыночные условия развития экономики постоянно выдвигают требования не только количественных, но и качественных преобразований. Эти преобразования можно осуществить, используя самую передовую технику, технологию, непрерывно развивая научно-исследовательскую базу в целях обеспечения высокого качества нововведений. Поэтому в современных условиях важнейшим элементом развития любого предприятия является инновационная политика.
Под инновационной политикой понимают часть социально – экономической политики включающей в себя следующие составляющие:
1) цели, приоритеты инновационной стратегии и механизм ее реализации органами государственной власти;
2) методы воздействия государственных структур на экономику и общество, связанные с инициированием и повышением экономической эффективности инновационных вопросов;
3) освоение результатов научных разработок в целях модернизации экономики, обеспечение прогрессивных структурных преобразований, повышение конкурентоспособности продукции национальной экономики.
Инновационная деятельность на предприятиях и особенно предприятиях пищевой промышленности, должна быть не единичным актом внедрения какого-либо новшества, а стратегически ориентированной системой мероприятий по разработке, внедрению, освоению и анализу эффективности инноваций.
Инновационный процесс предполагает разработку и освоение новых или значительное изменение существующего производственного процесса или их совокупность. Инновационный процесс может также представлять собой новые или усовершенствованные методы производства, включающие применение нового, более современного производственного оборудования, новых методов организации путем технологического обмена.
На предприятиях пищевой промышленности можно выделить следующие направления инновационной деятельности.
1. Технологические инновации. К ним можно отнести применение ресурсосберегающих технологий, совершенствование технологических процессов с целью сокращения времени производственного цикла без потери качества продукции и другое.
2. Ассортиментные инновации. Сюда можно отнести исследование и разработка новых экологически безопасных продуктов питания, повышение качества продукции, создание продукции повышенной биологической ценности, внедрение стабилизаторов цвето-, вкусо-, аромато-, и структурообразования выпускаемой продукции и качественной красочной упаковки и т.д.
3. К маркетинговым инновациям можно отнести исследование рынков сбыта и поиск новых потребителей, поиск и создание информации о возможной конкурентной среде, поиски партнеров по внедрению и финансированию инновационного проекта.
4. Инновационная инфраструктура, которая включает организации, фирмы, объединения, охватывающие весь цикл осуществления инновационной деятельности от генерации новых научно – технических идей до выпуска и реализации наукоемкой продукции.
В таблице 1 представлены данные, характеризующие инновационную активность предприятий пищевой промышленности.
Таблица 1 – Инновационная активность предприятий пищевой промышленности Российской Федерации [1]
|
2005 г. |
2006 г. |
Число организаций, осуществляющих технологические инновации |
387 |
407 |
Затраты на технологические инновации, всего (млн. руб.) |
9221,9 |
11058,7 |
В том числе по видам инновационной деятельности (млн. руб.): исследования и разработки |
373,0 |
546,9 |
приобретение машин и оборудования |
7764,4 |
7157,1 |
приобретение новых технологий |
65,5 |
236,6 |
из них приобретение прав на патенты, лицензий |
57,3 |
23,9 |
приобретение программных средств |
128,0 |
82,8 |
производственное проектирование |
168,4 |
1835 |
обучение персонала |
105,5 |
28,5 |
маркетинговые исследования |
239,3 |
256,2 |
прочие затраты |
377,9 |
561,8 |
По данным таблицы можно сделать вывод о том, что число предприятий пищевой промышленности, осуществляющих технологические инновации за период 2005-2006 гг. увеличилось на 5,2%. За данный период увеличились и затраты предприятий на технологические инновации – с 9221,9 до 11058,7 млн. рублей. Значительно увеличились затраты предприятий на исследования и разработки (46,6%), приобретение новых технологий (в 3 раза), производственное проектирование (в 11 раз), маркетинговые исследования (7%). К сожалению снизились затраты предприятий пищевой промышленности на приобретение машин и оборудования (7,8%), приобретение прав на патенты (58,3%), приобретение программных средств (35,3%), обучение персонала (73%).
На развитие инновационных процессов на предприятии оказывают влияние экономические, технологические, социальные, правовые и другие факторы. Одним из факторов, определяющих инновационную активность предприятий, является государственная поддержка инновационной деятельности. Реализация инновационной политики государства будет способствовать все более прогрессирующему техническому, технологическому, организационному и экономическому обновлению отраслей пищевой промышленности и повышению их эффективности.
В документе «Основные направления политики РФ в области развития инновационной системы на период до 2010 года», утвержденном Председателем Правительства Российской Федерации 5 августа 2005 года; провозглашается, что целью государственной политики в области развития инновационной системы является формирование экономических условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции в интересах реализации стратегических национальных приоритетов РФ: повышении качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие фундаментальной науки, образования, культурны, обеспечение обороны и безопасности страны путем объединения усилий государства и предпринимательского сектора экономики на основе взаимовыгодного партнерства.
Институтом экономических стратегий (ИНЭС) во исполнение «Основ политики…» до 2010 г. разработан проект Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2030 г [2].
Согласно этому проекту предполагается до 2030 г. сконцентрировать ресурсы на следующих направлениях системы инновационно - технологических приоритетов:
· международные фундаментальные исследования и долгосрочные прогнозы (формирование новой научной парадигмы, фундаментальные основы шестого технологического уклада и постиндустриального технологического способа производства, долгосрочные прогнозы социально-экономического, научно-технического, инновационного и экологического развития мира и России);
· биотехнология и биомедицина (создание новых поколений лекарственных препапатов и пищевых добавок, сельскохозяйственных растений и животных и т.д.);
· новейшие нанотехнологические и информационные технологии и системы;
· энергосберегающие технологии и возобновляемые энергоресурсы;
· принципиально новые материалы;
· системы машин и технологий новых поколений;
· новые поколения авиокосмических технологий, средств транспорта и связи.
Это лишь немногие направления, предложенные для реализации государственной политики в области развития инновационной системы. Они являются необходимыми, и от претворения их в жизнь, напрямую зависит дальнейшее научно-техническое и инновационное развитие нашей страны.
Литература
1. Государственный статистический ежегодник. 2007.
2. Поздняков В.А., Казаков С.В. Экономика отрасли. – М.: ИНФРА-М, 2008. - 309с.