НАЛОГОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ (НА ПРИМЕРЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Пономарева С.А. (ВоГТУ, г.Вологда, РФ)
The results of studing the processes of fiscal competition are stated in the given paper.
Объективной стороной бюджетной децентрализации является налоговая конкуренция между субъектами Федерации, которая, с одной стороны, позволяет выбрать наилучшее положение для налогоплательщика с точки зрения минимальной уплаты налоговых сумм, с другой - приводит к неравномерному размещению хозяйствующих субъектов, которые ориентируются на наилучший режим налогового благоприятствования, а не на создаваемые в регионе конкурентные преимущества. Учитывая вышеизложенные проблемы, власти субъектов Федерации в рамках межрегиональной конкуренции выбирают один из возможных путей развития собственной региональной налоговой базы и соответствующие им методы финансово-бюджетного стимулирования:
§ снижая региональные налоги сегодня, тем самым, привлекая на свою территорию потенциальных налогоплательщиков, регион в будущем создает устойчивую налоговую базу и содействует производственному развитию;
§ повышая региональные налоги, либо не изменяя другие элементы налогообложения в пользу налогоплательщиков в сравнении с соседствующими субъектами Федерации сегодня, власти региона могут ожидать в будущем «утечку» налогоплательщиков и ослабление налогового потенциала.
Выбор того или иного пути налогового развития региона определяет в дальнейшем комплекс проводимых мероприятий органами власти субъекта, направленных на повышение конкурентоспособности региона, в том числе и в вопросе налогообложения. Среди таких действий со стороны государственных структур можно выделить: проведение мониторинга элементов налогообложения и налогового законодательства у потенциальных регионов-«конкурентов», внедрение эффективной дифференциации налоговых ставок, льгот, отвечающих требованиям современной экономики и приоритетам как регионального, так и федерального развития и др.
В Российской Федерации доля региональных налогов в формировании бюджетов субъектов РФ незначительна, формирование указанных бюджетов во многом определяется отчислениями от федеральных налогов. Так в Вологодской области доля региональных налогов по официальным данным о фактическом исполнении доходной части бюджета в 2007 году составила по налогу на имущество организаций и транспортному налогу в общей сумме налоговых доходов 5,6% и 1,6% соответственно, причем намечаются тенденции к снижению показателей удельного веса и темпа роста указанных налогов.
Таким образом, учитывая незначительную долю региональных налогов в общей структуре налоговых доходов и заинтересованность регионов в увеличении налоговой базы по федеральным налогам, субъекты Федерации в настоящее время вступают в конкурентные отношения не друг с другом, а с федеральным центром за соответствующую базу того или иного налога, что является негативным проявлением бюджетной централизации. Однако, опыт развития бюджетных отношений на примере ведущих федераций мира позволяет говорит о том, что с усилением децентрализации в будущем исследуемый аспект региональной конкуренции (налоговой конкуренции) будет весьма актуален.
И здесь весьма важным становится вопрос о компетенции региональных властей по поводу изменения тех или иных элементов налогообложения, внесения поправок в региональное законодательство с целью улучшения налогового климата в субъекте РФ и привлечения налогоплательщиков. Настоящей редакцией Налогового Кодекса предусмотрены основные полномочия финансовых органов субъекта РФ по вопросам определения налоговых ставок, порядка и сроков уплаты, дополнительных оснований и условий предоставления отсрочки и рассрочки уплаты региональных налогов, оснований и условий предоставления инвестиционного налогового кредит по региональным налогам; которые позволяют говорить о расширенном правовом статусе региональных властей в области построения «здоровых» конкурентных отношений в сфере налогообложения.
С помощью проведенного анализа действующих нормативно-правовых актов можно выделить следующие механизмы установления ставок по региональным налогам:
1. налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в интервале, определяемом федеральным законодательством; в случае, если ставки налогов не установлены законами субъектов Российской Федерации, ставки налогов устанавливаются по минимальному размеру интервала (пример, налог на игорный бизнес);
2. налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в размерах, определяемых федеральным законодательством, при этом они могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в несколько раз (пример, транспортный налог);
3. налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать уровень, установленный федеральным законодательством (пример, налог на имущество организаций).
На наш взгляд, по региональным налогам необходимо установить ставки в пределах интервала, определенного в соответствии с федеральным законодательством, причем, если ставка не установлена, она взимается по максимальному интервалу; именно такой механизм стимулирует региональные власти проводить оптимальную бюджетную политику в условиях финансовой конкуренции.
Иные же элементы налогообложения, а также вопросы установления и отмены соответствующих региональных налогов, освобождение от обязанности по уплате отдельных региональных налогов в рамках установленных специальных налоговых режимов определяются федеральным законодательством. Однако, есть исключение: законодательными органами государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом. Но и здесь возникает пробел в правовом регулировании одного из региональных налогов – транспортного налога, перечень льгот по которому не определен федеральным законодательством, в результате чего органы власти субъектов РФ самостоятельно определяют отдельные виды льгот.
На наш взгляд, целесообразно закрепить на федеральном уровне социальный перечень льгот (пенсионерам по старости, всем категориям инвалидов, общественным организациям инвалидов, участникам Великой Отечественной войны и др.), который может быть только расширен регионом с учетом финансового положения субъекта РФ за счет собственных доходов.
Установление же перечня льгот, учитывающих специфику регионального развития и способствующих улучшению бизнес-климата в регионе, и их отмену необходимо рассматривать как компетенцию региональных властей; финансирование указанных льгот также должно осуществляться за счет собственных доходных источников; тем самым, повышая заинтересованность региональных властей в развитии экономики, привлечении инвестиций, размещении на территории субъекта РФ производственных комплексов. При этом указанная выше компетенция по установления и отмене перечня льгот должна определяется федеральным законодательством, а сам перечень - законами субъектов Российской Федерации о налогах.
Во избежание значительного снижения уровня финансовой обеспеченности регионов необходимо закрепить нормами федерального законодательства ограничения на предоставление налоговых льгот в денежном выражении в зависимости от размера соответствующего регионального бюджета.
Анализ налоговой политики, проводимой в отношении региональных налогов, в частности, транспортного налога, показывает отличительную конкурентную позицию Вологодской области по сравнению с соседствующими областями (для исследования были взяты Архангельская и Ярославская области). Практически все ставки транспортного налога для объектов налогообложения в Вологодской области установлены по максимальному размеру - в 5 раз, превышающий федеральную налоговую ставку, в отличие от соседствующих регионов: из 28 объектов налогообложения по транспортному налогу 23 облагаются по максимальной ставке в Вологодской области, 6 – в Архангельской области, 1 – в Ярославской области. Однако, перечень льгот, предоставляемых налогоплательщикам, а также случаев освобождения от уплаты налогов в исследуемом регионе значительно расширен. Так в соответствии с областным законодательством льготы предоставляются следующим субъектам:
- организациям, осуществляющим ведение лесного хозяйства, охрану и защиту лесов;
- предприятиям (организациям) лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленности;
- предприятиям (организациям) и (или) гражданам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, гражданам, ведущим крестьянское (фермерское) хозяйство, занятым производством следующей сельскохозяйственной продукции: разведение крупного рогатого скота, свиней, сельскохозяйственной птицы, вылов рыбы и водных биоресурсов в реках, озерах, водохранилищах и прудах, воспроизводство рыбы и водных биоресурсов, выращивание зерновых и зернобобовых культур, кормовых культур, прядильных культур, в том числе льна, заготовка растительных кормов;
- организациям, использующим технику, полученную в лизинг;
- организациям, созданным в результате реализации инвестиционного проекта, включенного в областную инвестиционную программу;
- предприятиям (организациям) промышленности - в отношении транспортных средств, осуществляющих перевозки внутри предприятия и др. Значителен и перечень социальных льгот.
Таким образом, регионы в настоящее время проводят значительную дифференциацию в предлагаемых налоговых условиях для налогоплательщиков, что является одним из проявлений налоговой конкуренции между регионами.