СПЕЦИФИКА МАРКЕТИНГА В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Патракова А.В. (БГИТА, г. Брянск, РФ)
Specificity of marketing researches and the organization of marketing services in higher educational institutions is resulted.
В условиях адаптации вузов к развивающимся рыночным отношениям у них появляется необходимость в анализе своей деятельности, рынка образовательных услуг, рынка труда и своем положении на этих рынках. Сегодня для обеспечения конкурентоспособности и эффективности вуза немаловажным является его непрерывное инновационное развитие, одним из важнейших элементов которого должен стать грамотный маркетинг, являющийся сам, по сути, инновацией в управлении вузом.
Создание маркетинговых служб в высших учебных заведениях в настоящее время продиктовано в большей мере интуитивно осознаваемой необходимостью в работе такого рода подразделений. Однако у многих руководителей до сих пор отсутствует четкое представление о том, какие функции должны выполнять эти службы, в чем заключается специфика их деятельности, каким образом должно осуществляться их взаимодействие с другими структурами вуза и какова должна быть оценка труда задействованных специалистов.
Прежде всего, необходимо понимать, что образовательные учреждения в современных экономических условиях становятся равноправными субъектами рыночных отношений, требующими внедрения инновационного управления, составляющей частью которого является стратегический маркетинг, позволяющий изучить соотношения между внешними факторами и внутренними ресурсами и возможностями вуза. Инновационное управление на базе стратегического планирования способно обеспечить поступательное развитие вуза, его активное поведение на рынке образовательных услуг и конкурентоспособность.
На основе внутривузовских маркетинговых исследований образовательное учреждение выбирает нужные инструменты для управления, разрабатывает инновационные решения в соответствии с целями вуза. Стратегический маркетинг в вузе побуждает к созданию и внедрению инновационных разработок, что в немалой степени обеспечивает как стимулирование научно-инновационной деятельности сотрудников, так и уверенное развитие вуза в целом, и видение его положения на рынке образовательных услуг в будущем.
Исходя из вышесказанного, основными функциями маркетинговых служб в вузах, одновременно отражающими и специфику маркетинга в этих учреждениях является, прежде всего, анализ внешней и внутренней среды. Анализ внешней среды предполагает проведение следующих исследований:
выявление тенденций и факторов развития системы высшего образования, в том числе общемировых, внутристрановых и региональных;
выявление тенденций и факторов изменения спроса на продукты деятельности вуза на региональных рынках труда и образовательных услуг;
выявление тенденций и факторов межвузовской конкуренции;
определение положения вуза на рынках труда и образовательных услуг;
ранжирование факторов, выявленных в п. 1–4, с целью определения их значимости по степени влияния на изменение существующей ситуации;
прогнозирование развития ситуации.
Анализ внутренней среды включает проведение следующих исследований:
оценка влияния тенденций и факторов развития системы высшего образования на деятельность вуза;
оценка эффективности учета в деятельности вуза требований рынков труда и образовательных услуг;
оценка влияния тенденций и факторов межвузовской конкуренции на деятельность вуза;
оценка соответствия внутреннего состояния вуза его положению на рынках труда и образовательных услуг;
ранжирование факторов (п. 1 – 4) с целью определения их значимости по степени влияния на изменение существующей ситуации;
прогнозирование развития ситуации;
выявление сильных и слабых сторон в деятельности вуза.
Проведение таких исследований позволяет сделать так называемую «моментальную фотографию» положения образовательного учреждения в его отношениях с внешним миром, на рынке образовательных услуг и труда, а также степень готовности вуза к продвижению стратегических целей.
Кроме обеспечения образовательного процесса, вузы осуществляют собственную хозяйственную деятельность. Здесь необходимо не только правильное расходование средств, но и правильные организация и управление административно-хозяйственной работой. Многие вузы ведут свою производственную деятельность, тесно связанную с реализацией научных разработок и образовательным процессом. В этой связи маркетинговая служба вуза:
осуществляет сбор и анализ экономической информации, создает банки данных по маркетингу продукции;
участвует в перспективных и текущих планах хозяйственной деятельности образовательного учреждения;
разрабатывает маркетинговую политику на основе анализа потребительских свойств продукции, прогнозирования потребительского спроса и рыночной конъюнктуры;
организует участие вуза в выставках, презентациях, рекламных компаниях;
готовит предложения по формированию имиджа образовательного учреждения;
участвует в закупках товаров и услуг.
В ходе проведения маркетинговой деятельности в высших учебных заведениях маркетинговая служба должна интенсивно взаимодействовать со всеми структурными подразделениями, будь то отдел снабжения, экономическое управление или научно-исследовательский сектор. Именно взаимослаженная гармоничная работа позволит обеспечить устойчивое поступательное развитие вуза.
При проведении маркетинговых исследований немаловажна теснейшая взаимосвязь с информатизационным подразделениями. В частности это необходимо для своевременного поиска и анализа информации, обеспечения техническими и программными средствами обработки информации, а также реализации проектов маркетинга.
Структурно маркетинговая служба вуза обязательно должна включать:
· информационно-аналитическую группу (отдел);
· группу (отдел) стратегического планирования;
· PR-рекламную группу (отдел);
· группу (отдел) оперативной маркетинговой деятельности.
В качестве методов маркетинговых исследований в вузах сейчас наиболее часто используют анализ информационных источников, большая доля которых приходится на internet и периодические печатные издания.
Однако было бы целесообразно задействовать и традиционные методы, такие например как глубинные интервью, фокус-группы, телефонный опрос, экспертный опрос, холл-тесты и т.д. Дело в том, что порой приходится сталкиваться с достаточно сложными задачами, которые требуют всестороннего глубокого изучения, что не могут дать кабинетные исследования. Выбор тех или иных методов и их практическое преломление к конкретной ситуации зависит от объекта изучения.
Одним из итогов маркетинговых исследований должны стать перечни документов, необходимых для реализации разработанных в их результате планов. Вся документация должна быть адаптирована для конкретного вуза.
Результатом маркетинга в вузах должны быть:
· планы стратегического развития;
· планы образовательной, научно исследовательской, международной, финансовой и административно-хозяйственной деятельности.
Маркетинг должен помочь руководству выявить имеющиеся пробелы в управлении высшим учебным заведением, правильно выстроить его организационную структуру и создать устойчивую оболочку менеджмента образовательным учреждением. Все это вместе с внедрением новых технологий в образовательный процесс и научную деятельность укрепит позиции вуза и обеспечит его инновационное развитие на долгие годы.