АУТСОРСИНГ В МОСКОВСКОМ РЕГИОНЕ
Магницкая В.В., Першин И.Г. (МГТУ им. Н.Э.Баумана, г. Москва, РФ)
Outsourcing in the Moscow region. The decision of a problem.
К началу третьего тысячелетия начался новый этап увлечения современными бизнес - технологиями. Относительно стабильная экономическая ситуация в России способствовала появлению новых услуг на рынке аутсорсинга.
Использование аутсорсинга - передачи части работ, услуг или процессов на исполнение внешним организациям - становится повседневной бизнес-практикой для сотен и тысяч отечественных компаний. По данным различных опросов и исследований, более 80% руководителей отечественных предприятий намерены использовать аутсорсинг в ближайшее время или в среднесрочной перспективе.
Существует два вида аутсорсинга (от англ. оutsourcing — внешний источник). Первый вариант — передача стороннему подрядчику некоторых частей бизнес-процесса предприятия для повышения производительности труда и снижения себестоимости продукции преимущественно за счет более дешёвой рабочей силы у подрядчика. Второй вариант — это найм сотрудников без вступления с ними в юридические отношения.
Бизнес-аутсорсинг - это передача непрофильных активов и процессов (т.е. таких, которые не приносят прибыли, но без которых невозможна работа компании) предприятия в управление внешним подрядчикам или аутсорсинговым компаниям. Расцвет бизнес-аутсорсинга приходится на 1990-е годы, когда возникла и распространилась идея деления функций — на основные и второстепенные — и передачи второстепенных специалистам в данной области.
Аутсорсинг в данном случае снижает затраты как материальные, так и кадровые на управление этими активами. Плюс ко всему, внешний подрядчик — компания, специализирующаяся на определенном виде деятельности, — благодаря своему опыту и технологиям лучше справится с задачами развития и оптимизацией переданных ему непрофильных активов.
Производственно-хозяйственный аутсорсинг — один из наиболее распространенных видов аутсорсинга, по которому все заботы по эксплуатации объектов недвижимости, уборке помещений, рабочему питанию, управлению транспортным парком предприятия и т.д. ложатся на плечи аутсорсинговых компаний.
Аутсорсинг бизнес-процессов — сторонним компаниям передаются уже намного более важные функции, такие, как управление персоналом, внутренний аудит, логистика, снабжение, финансы, бухгалтерия и другие функции. Преимущества бизнес-аутсорсинга очевидны — это не только оптимизация численности персонала и сосредоточение на основном виде бизнеса, но и минимизация финансовых рисков, возможность направлять большее количество ресурсов на процессы, которые увеличивают стоимость и инвестиционную привлекательность компании. А поскольку непрофильные процессы обеспечиваются благодаря мировому опыту и внедрению новейших технологий, аутсорсинг является еще и эффективным инструментом здоровой рыночной конкуренции.
Основными из услуг аутосорсинга них стали ИТ-аутсорсинг, кадровый аутсорсинг и аутсорсинг бухгалтерии.
Первыми предложенными на рынке функциями ИТ-аутсорсинга стали техническое обслуживание офисной техники и системное администрирование. Впоследствии, этот список был дополнен аутсорсингом ИТ-специалистов.
Передача технического обслуживания сторонним организациям позволяла существенно сэкономить компаниям с небольшим числом компьютеров и пользователей, но в то же время создавала существенные риски информационной безопасности. Это представляло серьезную угрозу для крупных компаний, поэтому в них предпочитали использовать штатных сотрудников.
Впрочем, даже в крупных компаниях, для которых служба ИТ является вспомогательным подразделением, иногда использовали ИТ-аутстаффинг, то есть предоставление сторонней компанией специалиста необходимой квалификации, как для временной, так и для постоянной работы. Такие специалисты работали у клиента, но получали зарплату в аутсорсинговой компании, которая, гарантировала замену специалиста в случае его болезни или увольнения.
ИТ-аутстаффинг являлся частным случаем кадрового аутсорсинга (аутстаффинга), которым в московском регионе занимались в основном западные кадровые агентства. В большинстве случаев к аутстаффингу прибегали для создания проектной команды на относительно небольшие сроки. Это позволяло сократить расходы на поиск персонала, что было особенно актуально для найма временных сотрудников. Кроме того, аутстаффинг позволял сотрудникам поработать на нескольких различных проектах без смены места работы, что было очень удобным для молодых специалистов.
Аутстаффинг (оutstaffing) — это найм квалифицированных кадров без юридического оформления.
Есть три вида аутстаффинга — лизинг персонала (staff leasing), подбор временного персонала (temporary staffing) и выведение персонала за штат (outstaffing). В первом случае возникают такие отношения, когда кадровое агентство заключает трудовой договор с работником от своего имени, после чего направляет его на работу на срок более 3 месяцев. Временный персонал подбирается для краткосрочных проектов — от одного дня до 3 месяцев. Как правило, это персонал, который набирается на период болезни или отпуска одного из штатных сотрудников, а также администраторы и обслуживающий персонал на выставках, ярмарках, конференциях. Выведение персонала за штат означает то, что кадровое агентство не подбирает персонал, а оформляет в свой штат уже имеющихся сотрудников компании-клиента, которые при этом остаются на прежнем рабочем месте.
Стоимость аутсорсинга бухгалтерии была пропорциональна количеству обрабатываемых документов, поэтому позволяла многим небольшим компаниям обойтись без штатного бухгалтера или освободить от этих обязанностей сотрудника, совмещающего должность главного бухгалтера с другой работой.
Большинство российских компаний работает в условиях высокой конкуренции, что требует снижения издержек при сохранении высокого качества предоставляемых услуг. Это порождает новые возможности для аутсорсинговых компаний, среди которых можно отметить:
- предоставление услуг call-центра;
- техническая поддержка корпоративных информационных систем;
- предоставление информационных услуг.
Создание call-центра требует достаточно больших вложений в оборудование, которое используется полный рабочий день только в крупных компаниях. В то же время, многим небольшим компаниям желательно использовать call-центр время от времени для проведения маркетинговых акций или иметь в нем одного-двух постоянных сотрудников для оказания технической поддержки клиентам. В этом случае аутсорсинговый call-центр может предоставить на выгодных условиях, как оборудование, так и операторов, выступая, таким образом, еще и в роли аутстаффера.
Техническая поддержка корпоративных информационных систем требует наличия у заказчика высооплачиваемых специалистов, каждому из которых необходимо пройти специальное обучение. Поэтому передача обслуживания системы сторонней организации позволяет не только снизить затраты, но и избежать дополнительных расходов на обучение нового сотрудника в случае увольнения специалиста по поддержке.
Предоставления информационных услуг, в частности таких, как мониторинг СМИ или мониторинг деятельности конкурентов, все чаще отдается сторонним исполнителям. Это позволяет заказчику рационально использовать финансовые ресурсы, а исполнителю, работающему с несколькими заказчиками, иметь доступ к новейшим информационным технологиям.
Преимущества бизнес-аутсорсинга очевидны — это не только оптимизация численности персонала и сосредоточение на основном виде бизнеса, но и минимизация финансовых рисков, возможность направлять большее количество ресурсов на процессы, которые увеличивают стоимость и инвестиционную привлекательность компании. А поскольку непрофильные процессы обеспечиваются благодаря мировому опыту и внедрению новейших технологий, аутсорсинг является еще и эффективным инструментом здоровой рыночной конкуренции.
Все эти аспекты, так или иначе, способствуют снижению операционных издержек и повышению качества продукции.
Довольно часто у различных компаний возникает необходимость в найме квалифицированных кадров без юридического оформления. Для решения этой проблемы и обращаются к аутсорсинговым компаниям, которыми чаще всего являются кадровые агентства.
В Москве примером такой компании является агентство «Лучшие кадры». «Лучшие кадры» – российское кадровое агентство, до недавнего времени известное как «Агентство Кайнос» - работает на рынке рекрутинговых услуг с февраля 2001 года и предлагает аутсортинг службы персонала.
Другая компания «IBS DataFort» — поставщик услуг ИТ-аутсорсинга на российском рынке.
Располагая высококлассными специалистами, IBS DataFort предлагает услуги по аутсорсингу (аутстафингу) персонала для решения различных ИТ-задач.
Компания предоставляет услуги таких ИТ-специалистов, как:
системные администраторы, администраторы баз данных;
операторы call-центров;
администраторы информационной безопасности;
руководители ИТ-проектов.
Партнеры IBS DataFort проходят обучение и обязательную сертификацию, что гарантирует высокое качество обслуживания, не только в московском регионе, но и в любой точке Российской Федерации. Создана круглосуточная Единая диспетчерская служба.
Преимущества аутсорсинга ИТ-персонала в IBS DataFort:
снижение издержек, связанных с поиском, отбором и адаптацией
специалистов требуемой квалификации;
снижение рисков, связанных с привлечением и удержанием персонала;
поддержка в регионах — услуги по аутсорсингу персонала
предоставляются в московском регионе и в 86 субъектах РФ через сеть
авторизованных сервисных центров.
Пример еще одной успешно работающей компании - компания ООО «НОРД АУТСОРСИНГ», которая является специализированной организацией по предоставлению услуг аутсорсинга. ООО «НОРД АУТСОРСИНГ» оказывает услуги в области бухгалтерского и налогового учета российским юридическим лицам и предпринимателям без образования юридического лица, представительствам иностранных компаний не только в московском регионе, но и на всей территории РФ.
Компания - «КорпусГрупп» - национальная сервисная компания, стабильно и надежно работающая на рынке производственно-хозяйственного аутсорсинга, начиная с 1991 года. Обеспечивает организацию корпоративного питания, эксплуатацию объектов недвижимости, профессиональную уборка территорий и помещений, управление транспортом и многое другое.
В московском регионе аутсорсинг не является экзотикой. Все больше и больше компаний понимают насколько это удобно и экономически выгодно. И хотя со времени появления в России аутсорсинга как такового прошло совсем немного времени, темпы его распространения говорят о том, что в ближайшем будущем аутсорсинг перестанет быть экзотической технологией.