СТРАТЕГИЧЕСКИЕ
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАЦИИ
В НАУКОЕМКИХ ОТРАСЛЯХ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Лысенко О.В., Авдонина О.Ю. (УГАТУ, г.Уфа, РФ)
Strategic tendencies of development of integration in the high technology industries.
Направление стратегического развития экономики России, наблюдавшаяся в последние годы, позволяет сделать выводы о том, что в настоящее время под особым вниманием государственной политики находятся фундаментальные исследования и разработки, научно-технические и технологические заделы, то есть тот интеллектуальный капитал, который является основой технологического развития и обеспечивает надежное инновационное лидерство в конкурентном противостоянии.
Особый интерес заключается в том, что без создания опережающих инвестиционных заделов (в капитальном строительстве и техническом перевооружении), а также без новых заделов в области фундаментальных и прикладных исследований и разработок, без совершенствования базы знаний и всей системы подготовки кадров, промышленный потенциал наукоемких производств, окончательно утратит свою прогрессивную роль. И именно поэтому, то есть в силу практической безальтернативности инновационного пути, нужно четко определиться в характере, выборе форм и методов технологического развития с целью выработки правильной инновационной политики и оптимальной стратегии ее осуществления.
В настоящее время стратегическому планированию инновационной деятельности стали уделять больше внимания, прежде всего в связи с происходящими интеграционными процессами, поскольку распределение ограниченных ресурсов между текущей и инновационной и инвестиционной деятельностью крупных объединений с учетом многочисленных факторов внешней среды, возможно лишь на базе корпоративного стратегического планирования и интеграции функции управления проектами.
Как показывает анализ основных этапов «интегрирования» науки и производства, наиболее развитыми формами такой интеграции в России, в начале 1960-х годов стало создание научно-производственных объединений (НПО), а в дальнейшем и межотраслевых научно-технических комплексов (МНТК). Однако экономические преобразования 1990-х годов серьезно и негативно повлияли на состояние интеграционных процессов «наука-производство», и на сегодняшний день практически не осталось подобных структур, интегрирующих в рамках одного объединения науку и производство, а если и осталось то единицы.
В рамках настоящего исследования, авторами предлагается «реанимировать» опыт создания специализированных интегрированных структур подобного типа, но используя при этом рыночные механизмы формирования. Рекомендуется ввести следующее понятие - инновационное промышленное объединение (ИПО), включающее в себя инновационную организацию и промышленные предприятия. ИПО – это автономная интегрированная структура, формируемая для решения комплекса организационно-экономических задач:
- создание условий для интеграции капитала предприятий и его эффективное использование;
- создание условий для глубокого структурного маневра для выравнивания структуры экономики предприятий промышленности;
- финансово-экономическая интеграция в рамках инновационных, инвестиционных, производственно-коммерческих и др. программ;
- рациональное объединение и перераспределение производственных мощностей;
- создание условий для роста прибыли от коммерческих операций за счет снижения трансакционных издержек;
- изыскание путей обеспечения сопряжения инновационного и производственного циклов за счет интеграции объектов воспроизводственного процесса.
Образование такого рода структуры можно представить схематично на рисунке 1.
![]() |
Рисунок 1- Формирование интегрированной структуры – ИПО
Опыт показывает, что далеко не все проекты, в основе которых лежат уникальные качества товаров, завершаются успешно. По разным оценкам, от 60 до 70 % всех научных разработок в производство вообще никогда не вводятся. Успех, как и неудача, зависит от множества факторов и, в основном, от правильного выявления перспектив развития на рынке того или иного продукта, представляемого предприятием, а так же от правильного распределения средств и оптимизации временного фактора, что рационально учитывается в рамках интегрированной структуры.
Важным моментом в ИС является и то, что принятие решения о выделении ресурсов является тщательно продуманным и детально согласованным как с экономической стратегией корпорации, так и инновационно-инвестиционной программой. Внимание уделяется не только внутренним потенциальным возможностям компании, но и анализу внешних экономических, финансовых и других факторов. Вследствие этого некоторыми исследователями была предпринята попытка разработать модель параллельно-последовательного вывода инновации на рынок. Но, в целях повышения эффективности, предлагается доработать данную модель и рассматривать ее с точки зрения функциональных связей различных организаций внутри ИС, в частности ИПО, в результате чего становится возможным анализировать взаимодействие инновационной и производственной организаций и разрабатывать стратегию вывода инновации на рынок (см. рисунок 2).
ИПО |
НИИ (в рамках инновационной организации) |
|
Производственная организация |
маркетинг |
|
производство |
|
финансы |
1 этап |
ГЕНЕРАЦИЯ ИДЕЙ |
|||||||
|
Поиск новых потребностей |
|
Исследование и разработка новых технологий |
|
Анализ новых производственных возможностей |
|
Поиск источников инновационных инвестиций |
|
|
|
|
|
|||||
2 этап |
ОТБОР ИДЕЙ И ПОСТАНОВКА СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ЦЕЛИ |
|||||||
|
|
|
Опытно-конструкторские работы |
|
Производственное проектирование продукта |
|
Финансовый анализ и оценка рисков |
|
|
|
|
|
|||||
3 этап |
ПРОВЕРКА КОНЦЕПЦИИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ |
|||||||
|
Маркетинговые исследования и оценка конкурентоспособности |
|
Патентно-правовая экспертиза |
|
Регламентация производственного процесса |
|
Подготовка финансового плана |
|
|
|
|
|
|||||
4 этап |
КОНТРОЛЬ И УТВЕРЖДЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА |
|||||||
|
Формирование
рекламной |
|
Доработка технологических деталей |
|
Стандартизация и сертификация производства и продукции |
|
Финансирование внедрения нового производства |
|
|
|
|
|
|||||
5 этап |
КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ |
|||||||
|
Реализация продукции, регулирование спроса |
|
Авторское сопровождение разработки |
|
Осуществление производственного процесса |
|
Получение прибыли |
|
|
|
|
|
|||||
Рисунок 2 - Модель инновационного процесса в ИПО
– последовательная реализация инновационного проекта,
– взаимодействие функциональных структур ИПО.
Из схемы видно, что руководство привлекается на контрольные этапы для принятия решения о переводе новинки в следующий этап или отказа от нее. Такими этапами могут быть генерация и отбор идей, проверка концепции, контроль проекта и коммерциализация инновации. Необходимо особо подчеркнуть значение параллельного принятия решения отделами маркетинга, НИИ, производства, финансов и руководством.
Кроме того, для осуществления инновационной деятельности необходимо наличие инновационного потенциала предприятия, который характеризуется различными ресурсами, включая:
- интеллектуальные (технологическая документация, патенты, бизнес-планы по освоению новшеств, инновационная программа предприятия);
- материальные (технологическое оборудование, ресурс площадей);
- финансовые (собственные, заемные, инвестиционные, федеральные);
- кадровые (персонал, мотивированный к инновациям; партнерские и личные связи сотрудников с НИИ и вузами; опыт проведения НИР и ОКР);
- инфраструктурные (собственные подразделения НИОКР, отдел главного технолога, отдел маркетинга, патентно-правовой отдел);
Таким образом, любая промышленная структура, рассматривая новый инвестиционный проект не должна замыкаться в рамках только своей компании, а исследовать свои потенциальные, конкурентные позиции на рынке, пытаясь оценить свои возможности и целесообразность реализации данного проекта. Эти задачи могут успешно решаться в условиях взаимной интеграции инновационных промышленных структурах путем создания ИПО.