СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАЦИИ
В НАУКОЕМКИХ ОТРАСЛЯХ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

 

Лысенко О.В., Авдонина О.Ю. (УГАТУ, г.Уфа, РФ)

Strategic tendencies of development of integration in the high technology industries.

 

Направление стратегического развития экономики России, наблюдавшаяся в последние годы, позволяет сделать выводы о том, что в настоящее время под особым вниманием государственной политики находятся фундаментальные исследования и разработки, научно-технические и технологические заделы, то есть тот интеллектуальный капитал, который является основой технологического развития и обеспечивает надежное инновационное лидерство в конкурентном противостоянии.

Особый интерес заключается в том, что без создания опережающих инвестиционных заделов (в капитальном строительстве и техническом перевооружении), а также без новых заделов в области фундаментальных и прикладных исследований и разработок, без совершенствования базы знаний и всей системы подготовки кадров, промышленный потенциал наукоемких производств, окончательно утратит свою прогрессивную роль. И именно поэтому, то есть в силу практической безальтернативности инновационного пути, нужно четко определиться в характере, выборе форм и методов технологического развития с целью выработки правильной инновационной политики и оптимальной стратегии ее осуществления.

В настоящее время стратегическому планированию инновационной деятельности стали уделять больше внимания, прежде всего в связи с происходящими интеграционными процессами, поскольку распределение ограниченных ресурсов между текущей и инновационной и инвестиционной деятельностью крупных объединений с учетом многочисленных факторов внешней среды, возможно лишь на базе корпоративного стратегического планирования и интеграции функции управления проектами.

Как показывает анализ основных этапов «интегрирования» науки и производства, наиболее развитыми формами такой интеграции в России, в начале 1960-х годов стало создание научно-производственных объединений (НПО), а в дальнейшем и межотраслевых научно-технических комплексов (МНТК). Однако экономические преобразования 1990-х годов серьезно и негативно повлияли на состояние интеграционных процессов «наука-производство», и на сегодняшний день практически не осталось подобных структур, интегрирующих в рамках одного объединения науку и производство, а если и осталось то единицы.

В рамках настоящего исследования, авторами предлагается «реанимировать» опыт создания специализированных интегрированных структур подобного типа, но используя при этом рыночные механизмы формирования. Рекомендуется ввести следующее понятие - инновационное промышленное объединение (ИПО), включающее в себя инновационную организацию и промышленные предприятия. ИПО – это автономная интегрированная структура, формируемая для решения комплекса организационно-экономических задач:

-       создание условий для интеграции капитала предприятий и его эффективное использование;

-       создание условий для глубокого структурного маневра для выравнивания структуры экономики предприятий промышленности;

-       финансово-экономическая интеграция в рамках инновационных, инвестиционных, производственно-коммерческих и др. программ;

-       рациональное объединение и перераспределение производственных мощностей;

-       создание условий для роста прибыли от коммерческих операций за счет снижения трансакционных издержек;

-       изыскание путей обеспечения сопряжения инновационного и производственного циклов за счет интеграции объектов воспроизводственного процесса.

Образование такого рода структуры можно представить схематично на рисунке 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рисунок 1- Формирование интегрированной структуры – ИПО

 

Опыт показывает, что далеко не все проекты, в основе которых лежат уникальные качества товаров, завершаются успешно. По разным оценкам, от 60 до 70 % всех научных разработок в производство вообще никогда не вводятся. Успех, как и неудача, зависит от множества факторов и, в основном, от правильного выявления перспектив развития на рынке того или иного продукта, представляемого предприятием, а так же от правильного распределения средств и оптимизации временного фактора, что рационально учитывается в рамках интегрированной структуры.

Важным моментом в ИС является и то, что принятие решения о выделении ресурсов является тщательно продуманным и детально согласованным как с экономической стратегией корпорации, так и инновационно-инвестиционной программой. Внимание уделяется не только внутренним потенциальным возможностям компании, но и анализу внешних экономических, финансовых и других факторов. Вследствие этого некоторыми исследователями была предпринята попытка разработать модель параллельно-последовательного вывода инновации на рынок. Но, в целях повышения эффективности, предлагается доработать данную модель и рассматривать ее с точки зрения функциональных связей различных организаций внутри ИС, в частности ИПО, в результате чего становится возможным анализировать взаимодействие инновационной и производственной организаций и разрабатывать стратегию вывода инновации на рынок (см. рисунок 2).



ИПО

НИИ (в рамках инновационной организации)

 

Производственная

организация

маркетинг

 

производство

 

финансы

1 этап

ГЕНЕРАЦИЯ ИДЕЙ

 

Поиск новых

потребностей

 

Исследование и разработка новых технологий

 

Анализ новых производственных возможностей

 

Поиск источников инновационных инвестиций

 

 

 

 

2 этап

ОТБОР ИДЕЙ И ПОСТАНОВКА СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ЦЕЛИ

 

Позиционирование товара

 

Опытно-конструкторские работы

 

Производственное проектирование продукта

 

Финансовый анализ и оценка

рисков

 

 

 

 

 

 

3 этап

ПРОВЕРКА КОНЦЕПЦИИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

 

Маркетинговые исследования и оценка конкурентоспособности

 

Патентно-правовая

экспертиза

 

Регламентация производственного процесса

 

Подготовка

финансового

плана

 

 

 

 

4 этап

КОНТРОЛЬ И УТВЕРЖДЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

 

Формирование рекламной стратегии

 

Доработка технологических

деталей

 

Стандартизация и сертификация производства и продукции

 

Финансирование внедрения нового производства

 

 

 

 

 

 

5 этап

КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ

 

Реализация продукции, регулирование спроса

 

Авторское сопровождение

разработки

 

Осуществление производственного процесса

 

Получение

прибыли

 

 

 

 

Рисунок 2 - Модель инновационного процесса в ИПО

            – последовательная реализация инновационного проекта,

           – взаимодействие функциональных структур ИПО.

 

Из схемы видно, что руководство привлекается на контрольные этапы для принятия решения о переводе новинки в следующий этап или отказа от нее. Такими этапами могут быть генерация и отбор идей, проверка концепции, контроль проекта и коммерциализация инновации. Необходимо особо подчеркнуть значение параллельного принятия решения отделами маркетинга, НИИ, производства, финансов и руководством.

Кроме того, для осуществления инновационной деятельности необходимо  наличие инновационного потенциала предприятия, который характеризуется различными ресурсами, включая:

-     интеллектуальные (технологическая документация, патенты, бизнес-планы по освоению новшеств, инновационная программа предприятия);

-     материальные (технологическое оборудование, ресурс площадей);

-     финансовые (собственные, заемные, инвестиционные, федеральные);

-     кадровые (персонал, мотивированный к инновациям; партнерские и личные связи сотрудников с НИИ и вузами; опыт проведения НИР и ОКР);

-     инфраструктурные (собственные подразделения НИОКР, отдел главного технолога, отдел маркетинга, патентно-правовой отдел);

Таким образом, любая промышленная структура, рассматривая новый инвестиционный проект не должна замыкаться в рамках только своей компании, а исследовать свои потенциальные, конкурентные позиции на рынке, пытаясь оценить свои возможности и целесообразность реализации данного проекта. Эти задачи могут успешно решаться в условиях взаимной интеграции инновационных промышленных структурах путем создания ИПО.

 

Литература

  1. Голубева А.М. «Холдинг – образование и управление»/ http://www.cfin.ru.
  2. Лысенко О.В. Методический инструментарий управления формированием инновационных промышленных объединений: Дисс. на соиск. уч. степ. канд. экон. наук. – Екатеринбург, 2005.
  3. Трифилова А.А. Управление инновационным развитием предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2003.
Сайт управляется системой uCoz