ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ В ЛПК НА ОСНОВЕ ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ПАРТНЕРСТВА
Кожемяко Н.П. (ФГУП "Государственный научный центр лесопромышленного комплекса", г.Москва, РФ)
В последние годы в развитии лесопромышленного комплекса России наблюдались положительные тенденции. Так, анализ динамики производства основных видов лесопродукции показывает, что наиболее динамично развиваются деревообрабатывающие производства. Максимальный рост производства отмечается по ДСП - в 2,2 раза в 2007 году по отношению к 2000 году, соответственно производство фанеры увеличилось в 1,9 раза, в 1,6 раза вырос объем производства ДВП, в 1,4 раза - бумаги и картона.
Таблица 1 - Динамика производства основных видов продукции ЛПК России
Наименование продукции |
1990г. |
1995г. |
2000г |
2005г |
2006г. |
2007г. |
2007г в % к 2000г |
Заготовка древесины, млн.м3*
|
304,0 |
150,0 |
165,9 |
185,6 |
185,0 |
187,0 |
61,5 |
Пиломатериалы, млн.м3
|
75,0 |
26,5 |
20,0 |
20,8 |
21,3 |
23,2 |
116,0 |
Фанера, тыс.м3
|
1597,0 |
939 |
1484,0 |
2550,8 |
2598,3 |
2763,4 |
186,2 |
ДСП, тыс.усл.м3
|
5568,3 |
2206 |
2334,8 |
4046,4 |
4593,8 |
5261,4 |
225,3 |
ДВП, млн.усл.м2
|
418,2 |
234 |
292,2 |
381,8 |
399,5 |
477,0 |
163,2 |
Целлюлоза товарная, тыс. т. |
2770 |
1801 |
2036 |
2429,4 |
2379,5 |
2418,3 |
118,7 |
Бумага и картон, тыс.т
|
8325,0 |
4074 |
5312,0 |
7024,0 |
7450,9 |
7558,8 |
142,2 |
* По данным Рослесхоза
В целом по ЛПК индекс промышленного производства в 2007 году составил 106,2% (против 102% в 2006 году), в т.ч по лесозаготовкам – 115,2 %, деревообработке – 106,2% , целлюлозно-бумажному производству - 103,7 % и мебели - 106,1%.
Выпуск товарной продукции предприятиями ЛПК в 2007 г. составил 597 млрд.руб., или 24,4 млрд. долларов США. При этом более 53% дохода ЛПК было получено от экспорта лесопродукции, который вырос за последний год почти на треть. Следует отметить, что почти 60% валютной выручки получено от экспорта круглого леса и пиломатериалов.
Потребление лесобумажной продукции в России составляет 18,2 млрд.долларов США и ежегодно увеличивается почти на четверть (по сравнению с 2000 г. увеличение составило 4,8 раза).
Рост внутреннего российского потребления лесобумажной продукции на 55% обеспечивается приростом отечественного производства и на 45% увеличением импорта, в основном продукции высокой добавленной стоимости (высококачественные сорта бумаги, картона, мебель, древесные плиты).
Таблица 2 - Потребление продукции ЛПК, (млн. долл. США)
Наимено- вание |
2000г |
2001г |
2002 г |
2003 г
|
2004г |
2005г |
2006г
|
2007г. |
2007г в % к 2006 г. |
Произ- водство продук- ции |
6584,1 |
7413,8 |
7895,1 |
9439,3 |
12196 |
15357 |
19624 |
24367 |
124,6 |
Экспорт |
4000,0 |
4141,8 |
4500,7 |
5174,3 |
6600 |
8500 |
10246 |
13005 |
126,9 |
Импорт |
1178,8 |
1877,5 |
1924,8 |
2285,4 |
3150,0 |
3952,7 |
5179,4 |
6800,0 |
131,3 |
Видимое потребле- ние |
3762,9 |
5149,5 |
5319,2 |
6550,4 |
8746,0 |
10809,7 |
14557,4 |
18162 |
124,7 |
На внутреннем рынке более медленными темпами прирастает потребление продукции деревообработки и в разы увеличивается потребление продукции ЦБП, и, особенно, высоких технологических переделов, что покрывается импортом.
В Россию импортируется лесобумажной продукции на сумму 6,8 млрд. долларов США, что составляет около 40% объема российского внутреннего потребления. Из-за ограниченности внутреннего рынка продукции деревообработки (особенно лесопиления) мы вынуждены отправлять ее на экспорт (более 75% от объема производства).
Поэтому расширение внутреннего рынка лесопродукции является ключевым фактором развития ЛПК.
В целом, объём инвестиций в развитие лесопромышленного комплекса в 2007 г. составил 47,4 млрд. рублей и увеличился по сравнению с прошлым годом на треть.
Таблица 3 - Структура инвестиций в ЛПК по видам производств
|
2000г |
2001 г |
2002 г |
2003 г |
2004 г |
2005 г |
2006г |
2007г. |
2007к 2006,% |
ЛПК всего, (в текущих ценах): |
|||||||||
млрд.руб |
16.59 |
17.29 |
18.19 |
24.83 |
31.07 |
39.57 |
36,31 |
47,4 |
130,5 |
% |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лесозаготовительная промышленность |
|||||||||
млрд.руб |
2,02 |
2,11 |
2,69 |
3,14 |
4,09 |
6,13 |
3,68 |
5,33 |
144,8 |
% |
12,2 |
12,2 |
14,8 |
12,7 |
13,2 |
15,5 |
10,1 |
11,2 |
|
Деревообрабатывающая промышленность |
|||||||||
млрд.руб |
3,30 |
3,68 |
7,53 |
11,63 |
16,63 |
21,29 |
17,4 |
22,0 |
126,4 |
% |
19,9 |
21,3 |
41,4 |
46,8 |
53,5 |
53,8 |
47,9 |
46,4 |
|
Целлюлозно-бумажная и лесохимическая промышленность |
|||||||||
млрд.руб |
11,27 |
11,50 |
7,97 |
10,06 |
10,35 |
12,15 |
15,23 |
20,07 |
131,8 |
% |
67,9 |
66,5 |
43,8 |
40,5 |
33,3 |
30,7 |
42,0 |
42,4 |
|
При этом 80% инвестиций в ЛПК приходится на Северо-Западный и Центральный федеральные округи и лишь около 15% на Сибирский и Дальневосточный. Причем, половина от общего объема инвестиций в ЛПК вкладывается в развитие деревообрабатывающих производств в силу сравнительно невысокой капиталоемкости производства и быстрой окупаемости, а также принятых правительством Российской Федерации мер тарифного регулирования по ограничению экспорта необработанного круглого леса.
В общем объеме инвестиций в последние годы наметилась положительная тенденция увеличения доли заемных средств.
Последнее приведет к тому, что через год, практически, будет остановлен экспорт круглого леса и необходимо будет переработать около 35 млн.м3 пиловочника, что требует около 100 млрд.руб. инвестиций только на лесопиление.
А с учетом производств по переработке отходов лесопиления, объем необходимых инвестиций увеличится до 200 млрд.руб..
При этом усилится воздействие таких отрицательных факторов, как : слабая развитость внутреннего рынка и проблема использования отходов производства.
Поэтому в условиях наличия таких положительных факторов усиления инвестиционных процессов в ЛПК, таких как: обширная лесосырьевая база качественных древостоев; растущий внутренний рынок; формирование законодательной базы лесопользования; наличие понимания государственными органами власти приоритетного развития ЛПК и др.
Имеются значительные трудности: недостаточная развитость инфраструктуры на землях лесного фонда; текущее состояние спроса на лесопродукцию диктует необходимость ориентации на экспорт; недостаточно сформированная нормативно-правовая база лесопользования; отсутствие в ряде регионов программ развития ЛПК; отсутствие надежной правовой защиты собственности; отсутствие специализированной машиностроительной базы; административные ограничения; низкий уровень финансирования отраслевых НИОКР и др.
Предоставление государственной поддержки могло бы осуществляться в следующих формах: софинансирование на договорных условиях инвестиционного проекта с оформлением прав собственности РФ; направление средств в уставный капитал юридических лиц; предоставление государственных гарантий под обеспечение обязательств коммерческих организаций перед кредитными организациями. При этом размер государственных гарантий составляет до 60% фактически предоставленных кредитных средств для реализации проектов.
Направления участия государства в развитии ЛПК на принципах частно-государственного партнерства следующие:
а) софинансирование на договорных условиях инвестиционных проектов по созданию инфраструктуры:
б) субсидирование процентных ставок за пользование кредитными ресурсами финансово-кредитных институтов для финансирования инвестиционных проектов;
в) финансирование разработки проектов строительства ЦБК, лесоперерабатывающих комплексов;
г) предоставление государственных гарантий Российской Федерации под инвестиционные проекты на получение инвестиционных ресурсов от кредитно-финансовых институтов.
Кроме того, участие государства в развитии ЛПК может быть без привлечения финансовых ресурсов: опубликование Проекта программы развития ЛПК России и регионов, где определены приоритетные направления развития ЛПК и государственной поддержки; государственные гарантии обеспечения лесным фондом под реализацию инвестиционных проектов по глубокой переработке древесины; создание условий наибольшего благоприятствования со стороны администраций регионов, местного населения для реализации проектов по глубокой переработке древесины; беспрепятственное получение земельных участков под строительство производств по глубокой переработке древесины и др.
Следует сказать о необходимости развития частно-государственного партнерства в области финансирования НИОКР в ЛПК, так как в настоящее время отраслевая наука переживает не лучшие времена.
За последние 10-15 лет сократилось количество отраслевых НИИ в 5 раз, а количество научных работников – более чем в 50 раз. Это явилось одним из основных отрицательных факторов, тормозящих инновационное развитие ЛПК.
Анализ действующих нормативно-правовых актов по лесопользованию позволил определить основные направления их совершенствования, а именно: дополнить Лесной Кодекс положением, разрешающим другим лицам вести на переданном первому лицу арендном участке другие виды использования лесов, не заявленных арендатором; дополнить Лесной Кодекс нормами, определяющими, кто из субъектов арендного договора должен нести расходы по ведению лесного хозяйства; установить критерии определения начальной цены аукциона на древесину; совершенствовать схему установления арендной платы за аренду лесного участка; исключить положение об обременении арендатора обязанностью тушить лесные пожары; дополнить постановление Правительства РФ от 26 июня 2007 г. №406 положением о размещении заказа на выполнение работ по лесному хозяйству.