ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ В ЛПК НА ОСНОВЕ ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ПАРТНЕРСТВА

 

Кожемяко Н.П. (ФГУП "Государственный научный центр лесопромышленного комплекса", г.Москва, РФ)

 

В последние годы в развитии лесопромышленного комплекса России наблюдались положительные тенденции. Так, анализ динамики производства основных видов лесопродукции показывает, что наиболее динамично развиваются деревообрабатывающие производства. Максимальный рост производства отмечается по ДСП - в 2,2 раза в 2007 году по отношению к 2000 году, соответственно производство фанеры увеличилось в 1,9 раза, в 1,6 раза вырос объем производства ДВП, в 1,4 раза - бумаги и картона.

 

Таблица 1 - Динамика  производства основных  видов продукции  ЛПК России

 

Наименование продукции

1990г.

1995г.

2000г

2005г

2006г.

 

2007г.

 

2007г

в % к

2000г

Заготовка древесины, млн.м3*

 

304,0

150,0

165,9

185,6

185,0

187,0

61,5

Пиломатериалы, млн.м3

 

75,0

26,5

20,0

20,8

21,3

23,2

116,0

Фанера, тыс.м3

 

1597,0

939

1484,0

2550,8

2598,3

2763,4

186,2

ДСП, тыс.усл.м3

 

5568,3

2206

2334,8

4046,4

4593,8

5261,4

225,3

ДВП, млн.усл.м2

 

418,2

234

292,2

381,8

399,5

477,0

163,2

Целлюлоза товарная, тыс. т.

2770

1801

2036

2429,4

2379,5

2418,3

118,7

Бумага и картон, тыс.т

 

8325,0

4074

5312,0

7024,0

7450,9

7558,8

142,2

* По данным Рослесхоза

В целом по ЛПК индекс промышленного производства в 2007 году составил 106,2% (против 102%  в 2006 году), в т.ч по лесозаготовкам – 115,2 %, деревообработке – 106,2% , целлюлозно-бумажному производству -  103,7 % и мебели  - 106,1%.

Выпуск товарной продукции предприятиями ЛПК в 2007 г. составил 597 млрд.руб., или 24,4 млрд. долларов США. При этом более 53% дохода ЛПК было получено от экспорта лесопродукции, который вырос за последний год почти на треть. Следует отметить, что почти 60% валютной выручки получено от экспорта круглого леса и пиломатериалов.

Потребление лесобумажной продукции в России составляет 18,2 млрд.долларов США и ежегодно увеличивается почти на четверть (по сравнению с 2000 г. увеличение составило 4,8 раза).

Рост внутреннего российского потребления лесобумажной продукции на 55% обеспечивается приростом отечественного производства и на 45% увеличением импорта, в основном продукции высокой добавленной стоимости (высококачественные сорта бумаги, картона, мебель, древесные плиты).

 

Таблица 2  - Потребление продукции ЛПК,  (млн. долл. США)

Наимено-

вание

 

2000г

 

2001г

 

2002 г

 

2003 г

 

 

2004г

 

2005г

 

2006г

 

 

2007г.

2007г в % к

2006 г.

Произ-

водство продук-

ции

 

6584,1

 

7413,8

 

7895,1

 

9439,3

 

12196

 

15357

 

19624

 

24367

 

124,6

Экспорт

4000,0

4141,8

4500,7

5174,3

6600

8500

10246

13005

126,9

Импорт

1178,8

1877,5

1924,8

2285,4

3150,0

3952,7

5179,4

6800,0

131,3

Видимое потребле-

ние

3762,9

 

5149,5

 

5319,2

 

6550,4

 

8746,0

 

10809,7

 

14557,4

 

18162

 

124,7

 

На внутреннем рынке более медленными темпами прирастает потребление продукции деревообработки и в разы увеличивается потребление продукции ЦБП, и, особенно, высоких технологических переделов, что покрывается импортом.

В Россию импортируется лесобумажной продукции на сумму 6,8 млрд. долларов США, что составляет около 40% объема российского внутреннего потребления. Из-за ограниченности внутреннего рынка продукции деревообработки (особенно лесопиления) мы вынуждены отправлять ее на экспорт (более 75% от объема производства).

Поэтому расширение внутреннего рынка лесопродукции является ключевым фактором развития ЛПК.

В целом, объём инвестиций в развитие лесопромышленного комплекса в 2007 г. составил 47,4 млрд. рублей и увеличился по сравнению с прошлым годом на треть.

 

Таблица 3 - Структура инвестиций в ЛПК по видам производств

 

2000г

2001 г

2002 г

2003 г

2004 г

2005 г

2006г

2007г.

2007к 2006,%

ЛПК всего, (в текущих ценах):

млрд.руб

16.59

17.29

18.19

24.83

31.07

39.57

36,31

47,4

130,5

%

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

 

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лесозаготовительная промышленность

млрд.руб

2,02

2,11

2,69

3,14

4,09

6,13

3,68

5,33

144,8

%

12,2

12,2

14,8

12,7

13,2

15,5

10,1

11,2

 

Деревообрабатывающая промышленность

млрд.руб

3,30

3,68

7,53

11,63

16,63

21,29

17,4

22,0

126,4

%

19,9

21,3

41,4

46,8

53,5

53,8

47,9

46,4

 

Целлюлозно-бумажная и лесохимическая промышленность

млрд.руб

11,27

11,50

7,97

10,06

10,35

12,15

15,23

20,07

131,8

%

67,9

66,5

43,8

40,5

33,3

30,7

42,0

42,4

 

 

При этом 80% инвестиций в ЛПК приходится на Северо-Западный и Центральный федеральные округи и лишь около 15% на Сибирский и Дальневосточный. Причем, половина от общего объема инвестиций в ЛПК вкладывается в развитие деревообрабатывающих производств в силу сравнительно невысокой капиталоемкости производства и быстрой окупаемости, а также принятых правительством Российской Федерации мер тарифного регулирования по ограничению экспорта необработанного круглого леса.

В общем объеме инвестиций в последние годы наметилась положительная тенденция увеличения доли заемных средств.

Последнее приведет к тому, что через год, практически, будет остановлен экспорт круглого леса и необходимо будет переработать около 35 млн.м3 пиловочника, что требует около 100 млрд.руб. инвестиций только на лесопиление.

А с учетом производств по переработке отходов лесопиления, объем необходимых инвестиций увеличится до 200 млрд.руб..

При этом усилится воздействие таких отрицательных факторов, как : слабая развитость внутреннего рынка и проблема использования отходов производства.

Поэтому в условиях наличия таких положительных факторов усиления инвестиционных процессов в ЛПК, таких как:  обширная лесосырьевая база качественных древостоев; растущий внутренний рынок;  формирование законодательной базы лесопользования;  наличие понимания государственными  органами власти приоритетного развития ЛПК и др.

Имеются значительные трудности: недостаточная развитость инфраструктуры на землях лесного фонда; текущее состояние спроса на лесопродукцию диктует  необходимость ориентации на экспорт; недостаточно сформированная нормативно-правовая база лесопользования; отсутствие в ряде регионов программ развития ЛПК; отсутствие надежной правовой защиты собственности; отсутствие специализированной машиностроительной базы; административные ограничения;  низкий уровень финансирования отраслевых НИОКР и др.

Предоставление государственной поддержки могло бы осуществляться в следующих формах:  софинансирование на договорных условиях инвестиционного проекта с оформлением прав собственности РФ;  направление средств в уставный капитал юридических лиц;  предоставление государственных гарантий под обеспечение обязательств коммерческих организаций перед кредитными организациями. При этом размер государственных гарантий составляет до 60% фактически предоставленных кредитных средств для реализации проектов.

Направления участия государства в развитии ЛПК на принципах частно-государственного партнерства следующие:

а) софинансирование на договорных условиях инвестиционных проектов по созданию инфраструктуры:

б) субсидирование процентных ставок за пользование кредитными ресурсами финансово-кредитных институтов для финансирования инвестиционных проектов;

в) финансирование разработки проектов строительства ЦБК, лесоперерабатывающих комплексов;

г) предоставление государственных гарантий Российской Федерации под инвестиционные проекты на получение инвестиционных ресурсов от кредитно-финансовых институтов.

Кроме того, участие государства в развитии ЛПК может быть без привлечения финансовых ресурсов: опубликование Проекта программы развития ЛПК России и регионов, где определены приоритетные направления развития ЛПК и государственной поддержки;  государственные гарантии обеспечения лесным фондом под реализацию инвестиционных проектов по глубокой переработке древесины; создание условий наибольшего благоприятствования со стороны администраций регионов, местного населения для реализации проектов по глубокой переработке древесины; беспрепятственное получение земельных участков под строительство производств по глубокой переработке древесины и др.

Следует сказать о необходимости развития частно-государственного партнерства в области финансирования НИОКР в ЛПК, так как в настоящее время отраслевая наука переживает не лучшие времена.

За последние 10-15 лет сократилось количество отраслевых НИИ в 5 раз, а количество научных работников – более чем в 50 раз. Это явилось одним из основных отрицательных факторов, тормозящих  инновационное развитие ЛПК.

Анализ действующих нормативно-правовых актов по лесопользованию позволил определить основные направления их совершенствования, а именно: дополнить Лесной Кодекс положением, разрешающим другим лицам вести на переданном первому лицу арендном участке другие виды использования лесов, не заявленных арендатором; дополнить Лесной Кодекс нормами, определяющими, кто из субъектов арендного договора должен нести расходы по ведению лесного хозяйства; установить критерии определения начальной цены аукциона на древесину; совершенствовать схему установления арендной платы за аренду лесного участка; исключить положение об обременении арендатора обязанностью тушить лесные пожары; дополнить постановление Правительства РФ от 26 июня 2007 г. №406 положением о размещении заказа на выполнение работ по лесному хозяйству.

Сайт управляется системой uCoz