РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ОСНОВНЫХ РЕГИОНАХ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Гордеев C.C., Коваль О.С., Крюков А.Ф. (ФГОУ ВПО СФУ, г.Красноярск, РФ)
The results of studying the processes of small business and about feature of this in Siberian Federal Area are stated in the given paper.
Развитие малого предпринимательства является важнейшим условием функционирования рыночной экономики. Его развитие в Сибирском Федеральном округе – это вложение в будущее благополучие регионов. Статистические данные по общему количеству субъектов малого предпринимательства, а также данные по суммам государственной и региональной поддержки малого бизнеса в основных регионах СФО за 2000 - 2006 гг. демонстрируют особенности и следующую динамику его развития в регионах СФО:
Красноярский край. За анализируемый период 2000-2006 гг. общее количество субъектов предпринимательства в регионе сократилось на 25% с 13984 в 2000 г. до 10466 в 2006 г. (Табл. 1). Сумма государственной региональной поддержки программ малого предпринимательства в регионе в 2006 г. возросла в 12,6 раза по сравнению с 2000 г. и составила 90,2 млн. руб. Показатель суммы господдержки на один субъект малого предпринимательства в регионе в 2006 г. составил 8,62 тыс. руб., что в 16,9 раза больше, чем в 2000 г.
При общем сокращении на 25 % субъектов малого предпринимательства в регионе за 7 лет сумма господдержки малого бизнеса возросла в 16,9 раза, что показывает недостаточную эффективность мероприятий господдержки малого бизнеса в 2000-2004гг. Показатель суммы государственной поддержки на один субъект малого предпринимательства в регионе является самым значительным в СФО по итогам 2006 г., опережая также в 2,9 раза этот показатель по России в целом. Это также подтверждает недостаточную эффективность государственной поддержки малого бизнеса в регионе за анализируемый период. Можно сделать вывод о том, что развитие малого предпринимательства в Красноярском крае по своим темпам намного отстает от лидеров СФО по развитию малого бизнеса – Иркутской, Томской и Кемеровской областей.
Иркутская область. За период 2000-2006 гг. общее количество субъектов малого предпринимательства в регионе сократилось на 24 % с 13802 в 2000 г. до 10440 в 2006 г. (Табл. 1). Сумма государственной региональной поддержки программ малого предпринимательства в Иркутской области в 2006 г. составила 46,7 млн. руб. и возросла в 3,96 раза по сравнению с 2000 г. (Табл. 1). Показатель суммы господдержки на один субъект малого предпринимательства в регионе в 2006 г. составил 4,47 тыс. руб., что в 5,2 раза больше, чем в 2000 г.
Таким образом, при общем сокращении на 24 % субъектов малого предпринимательства в регионе за 7 лет сумма господдержки малого бизнеса возросла в 3,96 раза, что показывает недостаточную эффективность мероприятий по господдержке малого бизнеса в 2000-2004гг. Можно сделать вывод о том, что ситуация с малым предпринимательством в Красноярском крае и Иркутской области во многом является схожей как с точки зрения динамики общего количества малых предприятий в регионе, так и с точки зрения недостаточной эффективности программ государственной поддержки малого предпринимательства.
Томская область. За период 2000-2006 гг. показатель общего количества субъектов малого предпринимательства в регионе демонстрировал стабильный рост, особенно в период 2003-2006 гг. Общее количество субъектов малого предпринимательства в Томской области в 2000-2006 гг. выросло на 44 %. Это является позитивной тенденцией при росте с 6922 субъектов по итогам 2000 г. до 9948 по итогам 2006 г. (Табл. 1). Сумма государственной региональной поддержки программ малого предпринимательства в Томской области в 2006 г. составила 41,9 млн. руб. и возросла в 2,54 раза по сравнению с 2000 г. (Табл. 1). Показатель суммы господдержки на один субъект малого предпринимательства в регионе в 2006 г. составил 4,21 тыс. руб., что в 4,9 раза больше, чем в 2000 г.
Можно сделать вывод о том, что, не являясь лидером в СФО по сумме поддержки малого предпринимательства, Томская область достигла стабильного роста малого бизнеса, во многом благодаря эффективной поддержке малого предпринимательства со стороны администрации региона.
Кемеровская область. За период 2000-2006 гг. общее количество субъектов малого предпринимательства в регионе возросло на 35 % с 11742 в 2000 г. до 15807 в 2006 г. (Табл. 1). Сумма государственной региональной поддержки программ малого предпринимательства в Кемеровской области в 2006 г. увеличилась в 5,73 раза по сравнению с 2000 г. (Табл. 1) и составила 109,5 млн. руб. По данному показателю в 2006 г. Кемеровская область лидирует в СФО. Показатель суммы господдержки на один субъект малого предпринимательства в регионе в 2006 г. составил 6,93 тыс. руб., что в 4,3 раза больше, чем в 2000 г.
При общем росте количества субъектов малого предпринимательства в регионе за 7 лет на 35 %, сумма государственной поддержки малого бизнеса возросла в 5,73 раза, что показывает достаточную эффективность проводимых администрацией области мероприятий по государственной поддержке малого бизнеса в 2000-2006гг.
Новосибирская область. За период 2000-2006 гг. общее количество субъектов малого предпринимательства в регионе увеличилось на 8 % с 23720 в 2000 г. до 25560 в 2006 г. (Табл. 1). Сумма государственной региональной поддержки программ малого предпринимательства в Новосибирской области в 2006 г. возросла в 3,89 раза по сравнению с 2000 г. и составила 33,1 млн. руб. Показатель суммы государственной поддержки на один субъект малого предпринимательства в регионе в 2006 г. составил 1,29 тыс. руб., что в 3,6 раза больше, чем в 2000 г. и в 1,26 раза больше, чем в 2005 г. Данные факты позволяют сделать вывод о стабильном и устойчивом положении развития малого бизнеса в Новосибирской области за анализируемый период.
В целом по показателям малого предпринимательства в СФО за период 2000-2006 гг. можно сделать следующие выводы:
В Красноярском крае и Иркутской области после резкого снижения количества малых предприятий в 2001-2002 гг. наблюдается постепенный рост данного показателя, во многом объясняющийся многократным увеличением государственной поддержки программ малого предпринимательства в 2004-2006 гг. Поддержка малого бизнеса в данных регионах в период 2000-2003 гг. была неэффективной. Была ли более эффективна поддержка в 2004-2006 гг. можно будет точнее сказать через год.
За период 2000-2006 гг. в Томской и Кемеровской областях на 44 % и 35 % соответственно возросло количество малых предприятий. Стабильный рост показателя во многом был обусловлен эффективной поддержкой малого предпринимательства со стороны администраций регионов.
Новосибирская область при достаточно небольшой поддержке программ малого предпринимательства стабильно сохраняет лидирующее положение в СФО по общему количеству малых предприятий.
Таблица 1- Развитие малого предпринимательства в основных регионах СФО
Годы |
Красноярский край |
Иркутская область |
Томская область |
Кемеровская область |
Новосибирская область |
СФО |
Россия |
Общее количество субъектов малого предпринимательства |
|||||||
2000 . |
13984 |
13802 |
6922 |
11742 |
23720 |
103812 |
879300 |
2001. |
9188 |
13963 |
6911 |
13918 |
23736 |
100744 |
843000 |
2002 . |
8801 |
7909 |
6933 |
13049 |
23637 |
92879 |
882300 |
2003. |
11098 |
8397 |
7400 |
13505 |
26701 |
98901 |
893000 |
2004. |
11305 |
8999 |
7708 |
14325 |
25590 |
105142 |
953100 |
2005. |
9819 |
9175 |
7651 |
13934 |
25510 |
103911 |
979300 |
2006 |
10466 |
10440 |
9948 |
15807 |
25560 |
111256 |
1032800 |
Динамика общего количества субъектов малого предпринимательства |
|||||||
2006г.к 2000г. |
0,75 |
0,76 |
1,44 |
1,35 |
1,08 |
1,07 |
1,17 |
2006 г. к 2005 г. |
1,07 |
1,14 |
1,30 |
1,13 |
1,00 |
1,07 |
1,05 |
Сумма государственной поддержки программ малого предпринимательства млн.р. |
|||||||
2000. |
7,15 |
11,80 |
16,50 |
19,11 |
8,50 |
|
91,45 |
2001. |
9,15 |
4,07 |
44,80 |
22,14 |
18,00 |
|
140 |
2002. |
6,56 |
14,92 |
49,10 |
53,50 |
22,45 |
|
20 |
2003. |
13,23 |
1,40 |
74,70 |
87,20 |
24,15 |
|
695,5 |
2004. |
25,20 |
4,80 |
50,50 |
95,70 |
22,70 |
|
3000 |
2005. |
46,60 |
29,10 |
46,50 |
30,00 |
26,10 |
|
1500 |
2006 |
90,20 |
46,70 |
41,90 |
109,50 |
33,10 |
|
3000 |
Сумма государственной поддержки на один субъект малого предпринимательства, тыс. руб. |
|||||||
2000. |
0,51 |
0,85 |
2,38 |
1,63 |
0,36 |
|
0,10 |
2001. |
1,00 |
0,29 |
6,48 |
1,59 |
0,76 |
|
0,17 |
2002. |
0,75 |
1,89 |
7,08 |
4,10 |
0,95 |
|
0,02 |
2003. |
1,19 |
0,17 |
10,09 |
6,46 |
0,90 |
|
0,78 |
2004. |
2,23 |
0,53 |
6,55 |
6,68 |
0,89 |
|
3,15 |
2005. |
4,75 |
3,17 |
6,08 |
2,15 |
1,02 |
|
1,53 |
2006 |
8,62 |
4,47 |
4,21 |
6,93 |
1,29 |
|
2,90 |
Потенциал для существенного увеличения количественных и качественных показателей деятельности малого и среднего предпринимательства в регионах СФО имеются. При условии реализации необходимого комплекса мер, направленных на поддержку и развитие малого и среднего бизнеса, возможно в течение ближайших 3-5 лет в Красноярском крае достижение средне российских показателей с выходом на лидирующие позиции в СФО. Разработка краевой целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Красноярском крае» на 2008-2010 гг. обусловлена необходимостью решения в среднесрочной перспективе проблем, сдерживающих развитие малого и среднего бизнеса. Реализация государственной политики поддержки малого и среднего предпринимательства, основанной на программно-целевом подходе, при котором мероприятия взаимно увязаны по срокам, ресурсам и исполнителям, в сочетании с действенной системой управления и контроля создаст предпосылки для дальнейшего более динамичного развития этого сектора экономики. Интеграция механизмов и источников внебюджетного финансирования программы через вовлечение в этот процесс кредитно-финансовых институтов, лизинговых, консалтинговых и иных компаний в совокупности с мерами, прямо или косвенно стимулирующими органы местного самоуправления внедрять на территориях различные формы муниципальной поддержки малого и среднего предпринимательства, позволят наиболее эффективно использовать бюджетные средства, направляемые на государственную поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в крае. В результате реализации мероприятий программы в 2010 г. по сравнению с 2006 г. прогнозируется:
- увеличение численности занятых на малых предприятиях на 23,3 %, в малом предпринимательстве с учетом индивидуальных предпринимателей - на 20,4 %;
- повышение доли занятых в малом предпринимательстве в общем количестве занятых в экономике края с 14,4 до 17,2 %;
- увеличение численности занятых в обрабатывающих производствах сферы малого предпринимательства до 41,1 %;
- увеличение объемов выручки продукции обрабатывающими производствами сферы малого предпринимательства до 28,5 %;
- увеличение валовой добавленной стоимости, произведенной малыми предприятиями, на 60,8 %;
- увеличение объема инвестиций в основной капитал в малом бизнесе на 54,8%.
Целью программы является создание условий для интенсивного роста малого и среднего предпринимательства в Красноярском крае, необходимого для решения социально-трудовых проблем, в том числе связанных с высвобождением работников крупных и средних предприятий, и обеспечения социальных гарантий, а также повышения качества и конкурентоспособности продукции, производимой субъектами малого и среднего предпринимательства.
Принцип реализации программы – соблюдение баланса интересов власти, населения и бизнеса, представленного отдельными субъектами малого и среднего предпринимательства и их объединениями. За период реализации программы должна быть создана благоприятная среда, стимулирующая предпринимательскую активность.