ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)

 

Гергова З.Х. (КБГУ, г. Нальчик, РФ)

 

In article are considered the questions of ecological and economic regulation of the processes of using of natural resources in region with recreation oriented economics. Particular attention to the state regulation of this processes is paid.

 

Для обеспечения эффективности государственного регулирования макроэкономических процессов в регионах, ориентированных на рекреацию, требуется системный подход к вопросам выработки стратегии развития и определения мер государственного воздействия. Роль государственного регулирования особенно возрастает вследствие конкуренции между рекреационными территориями на рынке, сочетания интересов развития рекреации и иных составляющих хозяйственного комплекса, реализации стратегии сбалансированного, экологически устойчивого развития в условиях социально-экономической нестабильности.  Комплекс мер, реализуемый в рамках системы государственного регулирования рационального природопользования, должен включать в себя общефедеральные и региональные (муниципальные) компоненты и сочетаться с рыночными регуляторами и механизмами. Последнее является особенно значимым, так как с переходом экономики к рыночному типу хозяйствования, основным регулятором ее функционирования и развития, наряду с государством, выступает рынок, который в сфере экологических благ и услуг пока развит в недостаточной степени.  Необходимо отметить, что рекреационная услуга (рекреационный продукт) представляет собой специально организованную программу деятельности и обслуживания, реализуемую на рекреационном рынке как самостоятельный продукт. В более широком смысле рекреационную услугу можно дефинировать как овеществленную природно-климатическими и социально-экономическими условиями услугу, способствующую воспроизводству и продлению функциональной жизнедеятельности рабочей силы, повышению производительности труда, удовлетворению всей совокупности потребностей человека, связанных с его деятельностью в свободное время. В этой связи становление рынка в рекреационной сфере и регулирование рыночного механизма в эколого-экономическом аспекте представляются задачами во многом тождественными.

Нетрадиционной нишей, которая позволит Кабардино-Балкарии выпускать продукцию и оказывать услуги, не имеющие конкурентов не только на региональном, но и на российском внешнем рынке, может стать расширение разновидностей рекреационной деятельности на основе уникальных природных и этнографических ресурсов, актуальных на современном этапе. А также производство экологически чистой продукции, лекарственных трав, собранных в альпийском поясе высокогорья, розлив качественной минеральной и родниковой воды, проведение экологических конференций и т.д.

Рекреационное производство может и должно стать ведущей отраслью специализации республики, использующей разнообразные, в ряде случаев уникальные, природно-рекреационные ресурсы. При этом необходимо исключить бесконтрольный поток рекреантов создающий огромную нагрузку на ландшафт, но не приносящий доходов в местный бюджет.

Государственное воздействие на процессы природопользования реализуется через экологическую политику, являющуюся составной частью единой государственной политики в области социально-экономического развития, науки, культуры, образования, здравоохранения.

Основными целями экологической политики в КБР являются развитие и эффективное использование природно-ресурсного потенциала, увеличение вклада энергоресурсосбережения  в развитие экономики, повышение эффективности и конкурентоспособности продукции предприятий-природопользователей, улучшение экологической обстановки, обеспечение экологической безопасности.

Региональная экологическая политика должна осуществляться при соблюдении следующих условий.

Во-первых, необходимо признать природопользование социально значимой отраслью, определяющей уровень развития и рационального размещения производительных сил региона.

Во-вторых, при выборе приоритетных направлений природопользования и экологической экспертизе природно-ресурсных программ и проектов должна соблюдаться гласность. Программы и проекты должны реализовываться на конкурсной основе.

В-третьих, немаловажным моментом является поддержка предпринимательской деятельности в области  рационального природопользования со стороны государства.

В-четвертых, необходимо концентрировать ресурсы на приоритетных направлениях развития экологически безопасного устойчивого природопользования.

В-пятых, учитывать элементы стимулирования рационального природопользования через систему экономических льгот.

В-шестых, интегрировать природно-ресурсную, природоохранную, научную и образовательную деятельность посредством создания учебно-научных комплексов на базе образовательных учреждений профессионального высшего образования, научных организаций, имеющих государственный и общественный статус, а также инновационных центров, технопарков, технополисов и т.д.

В-седьмых, развивать межрегиональное и международное сотрудничество в области экологии.

Определяя основные направления региональной экологической политики, прогнозируя приоритетные направления природопользования, разрабатывая рекомендации и предложения о реализации эколого-ресурсных программ, использовании программ энергоресурсосбережения, необходимо соблюдать принцип гласности, с использованием различных форм общественных обсуждений, экспертиз и конкурсов. Разработка и реализация экологической политики в отношении отраслей экономики осуществляется соответствующими региональными органами исполнительной власти с привлечением хозяйствующих субъектов и их объединений с учетом единой региональной экологической политики.

Приоритетными направлениями в проведении  экологической политики КБР должны стать:

-   совершенствование экономических и правовых основ экологической политики КБР посредством пересмотра старых и принятия новых, законодательных и нормативно-правовых актов;

- переход в большей мере к экономическим методам регулирования с целью реализации принципа платности природопользования на базе экономико-правового законодательства;

-  формирование новой организационной структуры  и механизмов управления природопользованием, обеспечивающих в совокупности федеральные и региональные интересы по рациональному природопользованию и обеспечению экологической безопасности в республике;

- финансовое обеспечение региональных экологических стандартов, программ эффективного и экологически ориентированного природопользования, природоохранных и энергоресурсосберегающих программ;

- усиление роли особо охраняемых природных территорий при реализации программ сбалансированного и устойчивого социально-экономического развития республики;

- целевая подготовка специалистов по вопросам рационального природопользования;

- создание специальных служб по борьбе с правонарушениями в области охраны окружающей среды;

- учреждение премий и награждений за крупные научные труды, научные открытия и изобретения в области экологии и рационального природопользования.

Целесообразным является создание государственных и коммерческих структур, деятельность которых направлена на нормирование и квотирование природопользования, экологическую сертификацию изделий, заключение сделок по купле-продаже прав на допустимое загрязнение, осуществление экологического аудита, консалтинга. Однако это может привести к снижению уровня государственного регулирования состояния окружающей среды и монополизации рынка экологических услуг этими структурами, поэтому их деятельность должна быть в обязательном порядке лицензирована.

Эколого-экономический аспект регулирования охватывает систему мер государственного регулирования в области рационального природопользования и охраны окружающей среды и включает в себя экологическую экспертизу, платежи за негативное воздействие на окружающую среду, экологический аудит, экологическое предпринимательство и страхование.

Таким образом, тенденция сокращения вмешательства государства в экономику, с одной стороны, и необходимость перехода от политики ликвидации ущерба окружающей среде к политике рационального природопользования и предотвращения загрязнения окружающей среды, с другой стороны, приводят к усилению роли экономических рычагов  охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Если методы прямого регулирования природоохранной деятельности можно отнести к организационным мерам, оказывающим непосредственное влияние на экологическое поведение загрязнителей посредством регулирования использования тех или иных технологических процессов или продукции, запрещения или ограничения выброса (сброса) конкретных загрязняющих веществ и ограничения деятельности на определенной территории, в определенное время через лицензии, установление стандартов, зонирование, то экономический механизм имеет целью оказать стимулирующее влияние на поведение загрязнителей и сбор финансовых ресурсов, необходимых для осуществления мер по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.

 

 

Сайт управляется системой uCoz