ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЧЕРНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

 

Ершова О.С. (Новокузнецкий филиал-институт ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, РФ)

 

The national iron and steel industry is one of branches of specialization of  Russia in the modern conditions of international division of labour. Production of the Russian metallurgy makes a significant share in global manufacture and trade in metals.

 

Металлургия, в том числе и черная, рассматривается как составная часть экономического комплекса государства и должна решать общегосударственные проблемы, в частности рост ВВП, либо, по меньшей мере, обеспечить ценовую конкурентоспособность российских производителей (переработчиков) металла.

Российская металлургия функционирует в общей системе мировых хозяйственных связей и ее состояние в значительной степени зависит от тенденций развития мировой металлургии. Основным направлением развития международных экономических отношений на рубеже 20 и 21 веков стала глобализация экономики, которая в полной мере проявилась в металлургической промышленности. Международные хозяйственные связи превратились в инструмент перераспределения ресурсов и повышения эффективности производства в глобальном масштабе, что привело к развитию следующих тенденций в мировой металлургии:

- значительному усилению роли крупных интегрированных компаний;

- усилению конкуренции на рынках продукции с высокой добавленной стоимостью;

- необходимости поиска направлений снижения затрат производства металлопродукции посредством переноса наиболее затратных видов производств в страны, обладающие наиболее дешевыми природными и энергетическими ресурсами, рабочей силой, обеспечивающие минимальные налоговые и транспортные издержки.

В ситуации с российской черной металлургией, можно говорить о ее  конкурентоспособности на мировых рынках в силу того, что она обеспечена наличием собственного сырья, наличием энергетических ресурсов, квалифицированных кадров.

Развитие российских металлургических холдингов за счет приобретения предприятий в перспективных для экспорта регионах — это наиболее защищенный путь сохранения возможных объемов экспорта на эти рынки. Кроме того, приобретая предприятия, специализирующиеся на определенных видах продукции, российские компании не только получают возможность выхода на новые группы потребителей, но и получают доступ к современным технологическим наработкам. Примером подобного взаимодействия является покупка Северсталью итальянского сталепроизводителя Lucchini, производственные мощности которой находятся в Италии и Франции, что позволило Северстали серьезно упрочить свои позиции на европейском рынке. Lucchini объединяет 20 заводов и сервисных центров по всей Европе. Компания является одним из крупнейших в Европе производителей сортового проката из высококачественной специальной стали и занимает второе место по объему производства среди сталелитейных компаний Италии. При этом Lucchini обладает уникальными технологиями и оборудованием по производству высококачественных специальных сталей. По данным [1] за период 2000 – 2007 гг. в секторе черной металлургии состоялись крупнейшие сделки, характеризующиеся следующим данными (таблица).

 

Таблица – Сделки слияний и поглощений в российском секторе черной металлургии

Покупатель

Объект поглощения

Сумма сделки

Год

Объем производства стали, тыс.т./год

Северсталь

Rouge Indastries

386

2004

2,5

Evraz Group

Vitkovice Steel

282

2005

1

Evraz Group

Palini у Bertoli

80

2005

0,4

Evraz Group

Lucchini

561

2005

4

Evraz Group

Oregon Steel

2284

2006

1,6

НЛМК

DanSteel

110

2006

0,5

НЛМК

Виз-сталь

 

2006

0,3

НЛМК

Duferco

 

2006

4,5

Так, по оценкам агентства Bloomberg в 2007 году в металлургическом секторе было заключено 411 сделок на сумму 144,7 млрд долл. по сравнению с 385 сделками на 86,4 млрд долл. годом ранее. При этом фокус активности в металлургической отрасли сместился со стальных компаний на алюминиевые, которые в 2007 году заключили 56 сделок объемом 77,3 млрд долл. Для сравнения, с 2003 по 2006 год в данном секторе были проведены сделки слияния и поглощения всего на 21,3 млрд долл.[2]

Современная коррекция стратегий российских металлургических предприятий заключается в повышении эффективности производства, снижении затрат, создании защищенных каналов проникновения на внешние рынки, развитии собственной системы дистрибьюции на внутреннем рынке, оптимизации сортамента производимой продукции и переходе на долгосрочные контракты с ключевыми потребителями (например, контракт ОАО «Северсталь» и фирмы «Мерлони», контракт «Евразхолдинга» с ОАО РЖД, долгосрочные контракты с трубными компаниями и автомобильными заводами).

Одна из главных долгосрочных проблем российского рынка стали в том, что это ярко выраженный рынок производителя. В перспективе это ведет к технологической стагнации. Производство современной высокотехнологичной высококачественной металлопродукции возможно только как ответ на соответствующий запрос рынка. Отсутствие масштабного спроса на высокотехнологичную продукцию приводит к тому, что малые партии такой продукции закупаются по импорту, а российские предприятия не готовы вкладываться в освоение их производства при малых объемах сбыта.

Воля потребителя на российском рынке выражается только в установлении справедливой рыночной цены. В 2005 году и в России, и на мировых рынках неоднократные попытки производителей поднять цены, обосновываемые ростом цен на сырье и тарифы, фактически провалились. Потребитель отказался платить за металл более высокую цену.

Что же касается более высоких требований к качеству продукции, ее потребительским свойствам, то такой диктат доступен только сильному потребителю. Такие примеры Россия тоже знает — «Газпром», «Транснефть», АвтоВАЗ и т. д., однако и эти компании в большей степени используют свои возможности давления на металлургов для получения более низких цен, а не более высокого качества.

В результате постепенно нарастает технологическое отставание, ликвидация которого со временем потребует практически полной замены основных производственных фондов. Кроме того, часть предприятий должна быть размещена ближе к морским портам, для снижения затрат на транспортировку сырья и готовой продукции. По сути — должна будет быть выстроена новая металлургическая отрасль. Теоретически это возможно — наглядный пример Китая перед глазами. За три-четыре года производство стали возросло в 3,5 раза, при этом рост достигнут в основном за счет строительства новых мощностей. Однако первоначальный толчок этому процессу был дан бурным ростом китайской перерабатывающей промышленности.

Таким образом, возникающие сложности – усиление контроля над издержками и желание уменьшить риски от изменения рыночной конъюнктуры - заставляют металлургические компании использовать стратегию вертикальной интеграции. Важной особенностью последних лет стали активные действия российских компаний по приобретению профильных активов, как предприятий сырьевой направленности, так предприятий, производящих продукцию с более высокой добавленной стоимостью, за рубежом, направленные на усиление позиций головного предприятия на внешних рынках. Очевидно, что эта тенденция продолжится.

Главная задача, которую на сегодняшний день должна решать металлургическая компания, это соответствующее потребностям рынка совершенствование производства, укрепление позиций на существующих рынках сбыта и поиск путей выхода на новые рынки (как с уже выпускаемой продукцией, так и повышение ее добавленной стоимости).

В связи с этим, реализуемая стратегия металлургической компании должна усиливать существующие конкурентные преимущества и создавать новые за счет:

- обеспечения сырьевыми ресурсами для оптимального управления себестоимостью конечного продукта и страхования возможных рисков, связанных с колебаниями цен на металлургическую продукцию;

- технического и технологического перевооружения имеющихся основных фондов в силу все нарастающей конкуренции и роста затрат;

- эффективного управления, что в случае масштабной диверсификации предприятия затруднено в силу объективных причин;

- устойчивого экономического положения предприятий, которое позволило бы в случае необходимости увеличить уровень заимствований на реализацию масштабных проектов.

В соответствии со стратегией развития металлургического комплекса Российской Федерации до 2015 года [3], качественные характеристики спроса отраслей-потребителей металлургической  промышленности изменятся в сторону принципиально новых прогрессивных видов продукции, поскольку материалы, используемые сегодня, имеют ограниченные возможности в улучшении эксплуатационных характеристик изделий, посему возникает потребность в создании новых материалов, а также придании им заданных свойств.

Все ведущие металлургические компании осуществляют обширные инвестиционные программы за счет собственных и заемных средств, направленные на доведение качества продукции до требований мирового рынка, автоматизацию и компьютеризацию технологических процессов, в смежные производства, а также в развитие сырьевой базы. Так, по оценкам Broker Credit Service Магнитогорский металлургический комбинат планирует инвестировать в основные фонды за период 2007-2015 гг. около 5596 млн.$.  Тем не менее, условия настоящего времени, особенно в преддверии вступления в ВТО, требуют активизации этого процесса по объективным причинам.

Российскими металлургическими компаниями приняты перспективные инвестиционные программы на период до 2010-2015 годов. По этим программам и прогнозам уже на период до 2009 года предусматриваются значительные объемы инвестиций в реконструкцию и модернизацию производств, а также создание мощностей по выпуску конкурентоспособной продукции с высокой долей добавленной стоимости.

 

Литература

1.      www.mmbank.ru

2.      www.finmarket.ru

3.      www.minprom.gov.ru/activity/metal/strateg/

Сайт управляется системой uCoz