ИЕРАРХИЧЕСКИЙ ПОДХОД ПРИ РАЗРАБОТКЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ НАСЕЛЕНИЯ ПИТЬЕВОЙ ВОДОЙ

 

Эпштейн А.Д. (МЭСИ, г.Москва, РФ)

 

This article shows why the Government is to apply its financial tools for increasing the quality of drinkable water. Some principles of establishing the federal aim program are given as well.

 

Сегодня, когда Россия, по данным ООН, по продолжительности жизни населения занимает одно из последних мест в мире (142-ое место), а, по данным Федеральной службы государственной статистики, ежегодная убыль населения Российской Федерации от болезней органов кровообращения и пищеварения составляет около 1,5 млн. человек в год и одной из главных причин этого является некачественная, а зачастую и опасная для здоровья питьевая вода, для любого региона Российской Федерации проблема качества и безопасности питьевой воды, подаваемой населению, становится одной из первостепенных проблем, а ее решение выдвигается в число государственных приоритетов.

Чистая вода - основа здоровья и безопасности нации. Гарантированное обеспечение каждого гражданина  России  чистой  питьевой водой по доступной цене, безопасность водопользования является  одним из главных символов социальной политики государства, лежит в основе благополучия человека.

Для России проблема обеспечения населения питьевой водой требуемого качества в достаточном количестве и экологическая безопасность водоотведения является наиболее актуальной.

Неоспорима особая ответственность Руководителей администраций субъектов Российской Федерации за обеспечение безопасного питьевого водоснабжения населения. Актуальность этого сегодня диктуется тем, что питьевая вода, подаваемая для нужд населения, во многих регионах России не только не соответствует санитарно-эпидемиологическим нормам СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода», но и имеет превышения по ряду опасных и особо опасных загрязнений и является вредной для здоровья человека. Такую воду не только опасно, но и категорически недопустимо употреблять для питьевых целей, так как это приводит к серьёзным заболеваниям и сокращению продолжительности жизни россиян.

Сегодня Правительством Российской Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации разрабатываются основные положения и концепция программы «Чистая вода», реализация которой позволит реально обеспечить население России безопасной питьевой водой.

При этом важно учесть ошибки предшествующих программ, в частности  Концепции федеральной целевой программы «Обеспечение населения России питьевой водой», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 года № 292, когда основную долю выделенных финансовых средств планировалось направить на повсеместную замену по всей территории России водопроводов, водоводов, разводящих сетей. Замена водопроводных сетей в городах и населенных пунктах, безусловно, является важной задачей. Но это только «одна сторона медали». Качество питьевой воды, подаваемой жителям Российской Федерации, в немалой степени зависит и от качества добываемой природной (подземной или поверхностной) воды. На данный момент на территории России, несмотря на колоссальные запасы пресных вод, в подавляющем большинствё водозаборов, добываемая вода не отвечает критериям питьевого качества. Так около 90% российских водозаборов (как поверхностных так и подземных вод) подают воду не только не отвечающую требованиям СанПиНа 2.1.41074-01 «Питьевая вода», но и являющуюся опасной для здоровья и жизни населения.

В связи с вышеизложенным, считаем необходимым, наряду с заменой водопровода, поднять вопрос о первостепенности задачи массового внедрения на водозаборных узлах современного водоочистного оборудования, разработанного и изготовленного применительно к российским условиям (особенности климата, источников воды, видов загрязнений и т.п.) и способного доводить воду, подаваемую населению, до строгих современных норм СанПиНа 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода».

Необходимость разработки федеральной целевой программы на наш взгляд обусловлена тем, что проблемы водоснабжения и водоотведения страны:

- носят межотраслевой и межведомственный характер и не могут быть решены без участия федерального центра;

-не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют значительных бюджетных расходов;

-затрагивают различные отрасли народного хозяйства, страны, ее природные ресурсы, требуют совершенствования нормативно-правовой базы, проведения единой технической политики.

Разработка федеральной целевой программы «Чистая вода» позволит применить иерархический подход для решения поставленных задач. В частности имеет смысл основываться на следующих принципах:

·        дифференцированный подход к различным типам поселений;

·        поэтапное решение задач;

·        использование федеральных бюджетных средств только для решения федеральных задач и запуска региональных программ;

·        развитие рыночных принципов в сфере водоснабжения и водоотведения;

·        обоснование соответствия целей программы приоритетным задачам развития России;

·        возможные варианты решения проблем водоснабжения и водоотведения в городах и иных населенных пунктах в России;

·        ориентировочные сроки и этапы решения проблемы;

·        основные задачи программы;

·        объемы и источники финансирования;

·        ожидаемая эффективность предлагаемого варианта решения проблемы.

При разработке концепции федеральной целевой программы Минрегионом России была проведена предварительная оценка капиталоемкость отрасли в целом, которая составляет около 5 триллионов рублей, из которых более половины приходится на малые города и сельские поселения.

Определение капиталоемкости отрасли водоснабжения и водоотведения базируется на удельной стоимости строительно-монтажных работ для сооружений водоочистки и транспортировки воды.

Строительство водопроводной станции по современным европейским технологиям обходится в 28-32 тыс. рублей на 1 куб. метр суточной производительности.

Прокладка 1 километра чугунного водопровода диаметром 200 мм в городских условиях стоит 2,5 млн. рублей, канализационного коллектора – 500 тыс. рублей.

Утилизация осадков сточных вод по современным технологиям обходится в 750 рублей за 1тонну/сутки.

Одним из вариантов решения задач модернизации отрасли и обеспечения населения чистой водой может являться механизм распределения субсидий из федерального бюджета на развитие социальной и инженерной инфраструктуры субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

При этом необходимо разработать определенные условия выделения регионам субсидий. Например, такими условиями могут быть:

·        наличие региональных программ;

·        обоснования необходимости субсидий;

·        подтверждение ситуации результатами регионального мониторинга;

·        строгое соблюдение критериев предоставления субсидий, определяемых федеральной целевой программой.

Средства из федерального бюджета целесообразно выделять преимущественно для решения проблем малых городов и сельских поселений. Средства федерального бюджета планируется также использовать для решения задач водоснабжения и водоотведения в районах бедственного положения с обеспечением водой и в чрезвычайных ситуациях. Критерии отбора регионов для федерального субсидирования необходимо закрепить соответствующими нормативными актами.

Использование средств федеральной целевой программы прежде всего для создания и развития инструментов федеральной политики и эффективных механизмов развития регионов обеспечит совершенствование и гармонизацию нормативно-правовой базы и механизмов ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, развитие имеющихся федеральных научно-промышленных центров и создание государственных технологических центров внедрения, адресную поддержку профессионально-технического образования, развитие системы государственно-частного партнерства. Для больших и средних городов предполагается привлечение не менее 70% необходимых инвестиций из региональных бюджетов и частных финансовых источников.

Отбор проектов, предусматривающих предоставление средств федеральной целевой программы субъектам Российской Федерации и дальнейшее их распределение по муниципальным образованиям в качестве бюджетных субсидий, должен определяться следующими принципами:

·        в отборе участвуют только муниципальные образования;

·        для того чтобы претендовать на средства федеральной целевой программы, муниципальные образования должны обеспечить выполнение условий, определенных в программе. Среди них – реорганизация унитарных предприятий, положительный баланс предприятия, отсутствие перекрестных тарифов, наличие программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры или инвестиционных программ; соответствующая законодательству система договорных отношений и т.д.;

·        финансовые ресурсы представляются только как проектное финансирование на реализацию конкретных инвестиционных проектов. Планируется, что проекты будут делиться на два класса: связанные с повышением эффективности производства и связанные с решением экологических задач. Проекты первого класса в обязательном порядке должны предусматривать как минимум частичную окупаемость, и как следствие – использование возвратных механизмов финансирования. Привлекать деньги в данном случае на возвратной основе может в этом случае как предприятие, так и муниципальное образование. Проекты второго класса будут реализовываться в первую очередь за счет софинансирования средств бюджетов разного уровня и, возможно, собственных средств предприятий;

·        для участия в программе субъект Российской Федерации должен отобрать ряд проектов, соответствующих условиям федеральной целевой программы.

Главным результатом реализации проекта «Чистая вода» будет являться достижение бесперебойного, гарантированного удовлетворения потребностей граждан России в чистой питьевой воде по доступной цене, улучшение на этой основе состояния здоровья нации, социально-экологической обстановки в Российской Федерации.

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz