РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

Чумаков В.К. (БГУ, г. Брянск, РФ)

 

The article is devoted to the problems of economic development of the region.

 

В регионах  Российской Федерации, как и в це­лом в России, происходят глубокие социально-экономические перемены, преобразования во всех сферах жизнедеятельности населения, обусловленные переходом к рыночным отношениям. Интенсивно идет процесс поиска и формирования новых меха­низмов управления экономикой. При этом очень важно не толь­ко общее понимание закономерностей и тенденций развития ры­ночной экономики, но и выявление проблем, а также поиск и разработка оптимальной модели наиболее полного, эффективного их использования для стабили­зации и развития экономики в интересах развития сообщества.

В подавляющем большинстве российских регионов остро ощущается необходимость как в срочных, так и особенно в ко­ренных преобразованиях в промышленности. Отсутствие целост­ной системы управления промышленностью, инвестиционным потенциалом регионов, а также политических, экономических и организационно - правовых предпосылок для ее формирования вызывает серьезные осложнения процессов регионального разви­тия. Достигшее критических отметок снижение объемов произ­водства, инвестиций в основной капитал - в промышленность, в производство продукции в большинстве российских регионов не прекращается. В ряде регионов инвестиционный процесс ориен­тирован только на обслуживание процедур по ликвидации бюд­жетного дефицита, реализацию узковедомственных и местни­ческих интересов в ущерб стратегическим приоритетам социально-экономического развития территорий. Это свидетель­ствует о неправильности, неадекватности макроэкономических преобразований, прежде всего осуществляемых в стране, реаль­ным проблемам формирования организационно-экономическо­го механизма развития промышленности в регионах.

В официальных положениях, предопределяющих концеп­цию региональной экономической политики государства, под­черкивается, что природно- географические, демографические, национально-культурные, социально- экономические особен­ности регионов России и ее федеративное устройство опреде­ляют ведущую роль региональной политики в обеспечении развития экономики страны и укрепления российской госу­дарственности. Однако, на наш взгляд, механизм региональ­ной экономической политики разработан наиболее слабо.

Концепция, как основной замысел структурной перестройки экономики, в отношении регионов должна прояс­нить, каким образом общие положения и принципы феде­ральной политики могут трансформироваться с учетом социально-экономической и природной специфики регио­нов и каков критерий того, что эта трансформация обеспе­чивает действительное превращение региональной полити­ки в ведущий фактор экономического развития России. В несколько измененной и более конкретной постановке воп­рос может быть сформулирован так: в чем суть стратегии структурной перестройки экономики и как, каким образом переложить принцип стратегической направленности рест­руктуризации с федерального на региональный уровень?

Практика рыночных преобразований в России и ее регио­нах скорее свидетельствует не о стратегии, а об отсутствии какой-либо стратегии реформирования экономики на первых этапах рыночных преобразований. Однако, и в настоящее время содержательное наполнение принципа стратегической ориентации структурной перестройки является дискуссионным.

Экономическая наука призвана не только оценить кризисное состояние экономики, но и прогнозировать результаты ее трансформации, обосновывать приоритетные направ­ления развития экономики в государстве в целом и в его регионах. Формирование стратегически ориентированной региональной политики при этом должно рассматриваться как фактор экономического роста, влияющий на темпы экономической динамики, на соотношение спроса и пред­ложения, особенно на инвестиционных рынках, на уровень конкурентоспособности ведущих отраслей материального производства и предприятий, на привлечение эффективных собственников и стратегических инвесторов.

Россия переживает сложный период формирования новых экономических, социальных и правовых отношений, связанный с решением нетрадиционной, новой для страны задачи перехода к рыночным условиям хозяйствования и осуществления демок­ратических преобразований, отвечающих интересам населения. Масштабы этой задачи таковы, что их реализация не может быть осуществлена лишь мерами текущих, краткосрочных пе­ремен. Здесь необходима научно обоснованная, всесторонне взве­шенная с учетом собственного и мирового опыта стратегия со­циально-экономического развития страны, стратегия, долговременным целевым установкам которой должна быть подчинена и тактика достижения этих установок как неотъем­лемая часть социально-экономической политики государства.

На наш взгляд, основными целями региональной поли­тики в Российской Федерации являются:

- обеспечение правовых, бюджетно-финансовых, соци­ально-экономических и организационных основ федерализ­ма в Российской Федерации, создание единого экономичес­кого, финансового и правового пространства и обеспечение целостности российского государства;

- обеспечение единых минимальных социальных стандар­тов и равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, установленных Конституцией Российской Фе­дерации, независимо от экономических возможностей регио­нов путем относительного выравнивания социально-экономи­ческого развития регионов;

- приоритетное развитие регионов, имеющих особо важ­ное стратегическое и геополитическое значение для рос­сийской государственности;

- обеспечение государственной поддержки проблемных регионов и территорий с особыми природно-климатически­ми, географическими, экономико-финансовыми и нацио­нально-культурными условиями;

- обеспечение гарантий для становления и развития местного самоуправления;

- предотвращение загрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения, комплексная экологическая защита регионов.

Разумеется, по нашему мнению, сложившееся положение в регионах, которым обусловливается экономи­ческая ситуация и в целом по стране, не может быть отнесено лишь, за счет неэффективной (и большинстве случаев - с от­рицательным результатом) региональной политики Российс­кой Федерации за истекшие годы реформ. Причины сложив­шегося положения следует искать в неэффективности государственной социально-экономической политики как си­стемы в целом, со всеми составляющими ее подсистемами, включая государственную промышленную политику, собствен­но социально-экономическую, в том числе промышленную политику региона в совокупности тех ее функций, которые находится в компетенции местных органов власти.

Отсутствие научно-обоснованной концепции и квалифи­цированно проработанной на ее основе долговременной стра­тегии и программы рыночных преобразований с самого на­чала реформ привело к тому, что каждый уровень власти и соответствующие органы государственного управления ста­ли формировать относящуюся к их полномочиям сферу или подсистему социально-экономической политики с ведомствен­ных и местнических, а не с общегосударственных позиций.

Приходится констатировать: по истечении всех реформационных лет выработать общественно признанную, тео­ретически ясную и практически действенную социально-экономическую политику, в том числе и по ее региональным аспектам, не удалось. И в научном, и в практическом планах пробле­ма остается открытой.

В связи с этим, в настоящее время мы можем сделать вывод о том, что наряду с созданием рыночных условий, приоритетной должна быть региональная политика актив­ной структурной перестройки и стимулирования производ­ства на основе использования рычагов законодательно-пра­вового, бюджетного, финансово-кредитного и налогового регулирования, первоочередной поддержки через усиление государственного регулирования тех секторов хозяйства, которые могут вывести экономику из кризиса и послужить основой прогрессивных структурных сдвигов в будущем.

 

Сайт управляется системой uCoz