РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Чумаков В.К. (БГУ, г. Брянск, РФ)
The article is devoted to the problems of economic development of the region.
В регионах Российской Федерации, как и в целом в России, происходят глубокие социально-экономические перемены, преобразования во всех сферах жизнедеятельности населения, обусловленные переходом к рыночным отношениям. Интенсивно идет процесс поиска и формирования новых механизмов управления экономикой. При этом очень важно не только общее понимание закономерностей и тенденций развития рыночной экономики, но и выявление проблем, а также поиск и разработка оптимальной модели наиболее полного, эффективного их использования для стабилизации и развития экономики в интересах развития сообщества.
В подавляющем большинстве российских регионов остро ощущается необходимость как в срочных, так и особенно в коренных преобразованиях в промышленности. Отсутствие целостной системы управления промышленностью, инвестиционным потенциалом регионов, а также политических, экономических и организационно - правовых предпосылок для ее формирования вызывает серьезные осложнения процессов регионального развития. Достигшее критических отметок снижение объемов производства, инвестиций в основной капитал - в промышленность, в производство продукции в большинстве российских регионов не прекращается. В ряде регионов инвестиционный процесс ориентирован только на обслуживание процедур по ликвидации бюджетного дефицита, реализацию узковедомственных и местнических интересов в ущерб стратегическим приоритетам социально-экономического развития территорий. Это свидетельствует о неправильности, неадекватности макроэкономических преобразований, прежде всего осуществляемых в стране, реальным проблемам формирования организационно-экономического механизма развития промышленности в регионах.
В официальных положениях, предопределяющих концепцию региональной экономической политики государства, подчеркивается, что природно- географические, демографические, национально-культурные, социально- экономические особенности регионов России и ее федеративное устройство определяют ведущую роль региональной политики в обеспечении развития экономики страны и укрепления российской государственности. Однако, на наш взгляд, механизм региональной экономической политики разработан наиболее слабо.
Концепция, как основной замысел структурной перестройки экономики, в отношении регионов должна прояснить, каким образом общие положения и принципы федеральной политики могут трансформироваться с учетом социально-экономической и природной специфики регионов и каков критерий того, что эта трансформация обеспечивает действительное превращение региональной политики в ведущий фактор экономического развития России. В несколько измененной и более конкретной постановке вопрос может быть сформулирован так: в чем суть стратегии структурной перестройки экономики и как, каким образом переложить принцип стратегической направленности реструктуризации с федерального на региональный уровень?
Практика рыночных преобразований в России и ее регионах скорее свидетельствует не о стратегии, а об отсутствии какой-либо стратегии реформирования экономики на первых этапах рыночных преобразований. Однако, и в настоящее время содержательное наполнение принципа стратегической ориентации структурной перестройки является дискуссионным.
Экономическая наука призвана не только оценить кризисное состояние экономики, но и прогнозировать результаты ее трансформации, обосновывать приоритетные направления развития экономики в государстве в целом и в его регионах. Формирование стратегически ориентированной региональной политики при этом должно рассматриваться как фактор экономического роста, влияющий на темпы экономической динамики, на соотношение спроса и предложения, особенно на инвестиционных рынках, на уровень конкурентоспособности ведущих отраслей материального производства и предприятий, на привлечение эффективных собственников и стратегических инвесторов.
Россия переживает сложный период формирования новых экономических, социальных и правовых отношений, связанный с решением нетрадиционной, новой для страны задачи перехода к рыночным условиям хозяйствования и осуществления демократических преобразований, отвечающих интересам населения. Масштабы этой задачи таковы, что их реализация не может быть осуществлена лишь мерами текущих, краткосрочных перемен. Здесь необходима научно обоснованная, всесторонне взвешенная с учетом собственного и мирового опыта стратегия социально-экономического развития страны, стратегия, долговременным целевым установкам которой должна быть подчинена и тактика достижения этих установок как неотъемлемая часть социально-экономической политики государства.
На наш взгляд, основными целями региональной политики в Российской Федерации являются:
- обеспечение правовых, бюджетно-финансовых, социально-экономических и организационных основ федерализма в Российской Федерации, создание единого экономического, финансового и правового пространства и обеспечение целостности российского государства;
- обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, установленных Конституцией Российской Федерации, независимо от экономических возможностей регионов путем относительного выравнивания социально-экономического развития регионов;
- приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое и геополитическое значение для российской государственности;
- обеспечение государственной поддержки проблемных регионов и территорий с особыми природно-климатическими, географическими, экономико-финансовыми и национально-культурными условиями;
- обеспечение гарантий для становления и развития местного самоуправления;
- предотвращение загрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения, комплексная экологическая защита регионов.
Разумеется, по нашему мнению, сложившееся положение в регионах, которым обусловливается экономическая ситуация и в целом по стране, не может быть отнесено лишь, за счет неэффективной (и большинстве случаев - с отрицательным результатом) региональной политики Российской Федерации за истекшие годы реформ. Причины сложившегося положения следует искать в неэффективности государственной социально-экономической политики как системы в целом, со всеми составляющими ее подсистемами, включая государственную промышленную политику, собственно социально-экономическую, в том числе промышленную политику региона в совокупности тех ее функций, которые находится в компетенции местных органов власти.
Отсутствие научно-обоснованной концепции и квалифицированно проработанной на ее основе долговременной стратегии и программы рыночных преобразований с самого начала реформ привело к тому, что каждый уровень власти и соответствующие органы государственного управления стали формировать относящуюся к их полномочиям сферу или подсистему социально-экономической политики с ведомственных и местнических, а не с общегосударственных позиций.
Приходится констатировать: по истечении всех реформационных лет выработать общественно признанную, теоретически ясную и практически действенную социально-экономическую политику, в том числе и по ее региональным аспектам, не удалось. И в научном, и в практическом планах проблема остается открытой.
В связи с этим, в настоящее время мы можем сделать вывод о том, что наряду с созданием рыночных условий, приоритетной должна быть региональная политика активной структурной перестройки и стимулирования производства на основе использования рычагов законодательно-правового, бюджетного, финансово-кредитного и налогового регулирования, первоочередной поддержки через усиление государственного регулирования тех секторов хозяйства, которые могут вывести экономику из кризиса и послужить основой прогрессивных структурных сдвигов в будущем.