ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ООО «ЕНИСЕЙ»

 

Чернышева М.Е., Андреева Л.П. (СибГТУ, г. Красноярск, РФ)

 

In modern conditions the success of activity of the enterprise is defined by that, how much successfully it can adapt for market conditions of functioning, in time distinguish threats for the existence, and is steady resist to instability of an environment.

 

В современных условиях успех деятельности предприятия определяется тем, насколько удачно оно может адаптироваться к рыночным условиям функционирования, вовремя распознать угрозы для своего существования, устойчиво противостоять нестабильности внешней среды. В связи с этим необходима четкая выработка стратегий развития, в чем поможет всесторонний анализ деятельности предприятия, ведь хорошая информированность предусматривает возможность принятия широкого диапазона управленческих решений на разных уровнях управления.

Объектом исследования выступает общество с ограниченной ответственностью «Енисей», занимающееся производством и реализацией древесностружечных плит в том числе, ламинированных, что позволяет предприятию сохранять несомненные конкурентные преимущества на территории Красноярского края.

Рисунок 1 – Основные потребители продукции «ДСП необлицованное»

Рисунок 2 – Основные потребители продукции «ДСП ламинированное»

 

Как показала оценка экономического развития в динамике, ООО «Енисей» уверенно наращивает объемы производства. За 2004-2006 год, производство древесностружечных плит возросло на 95,8 %; прибыль до налогообложения на 10,6 млн. руб.

Однако более детальный анализ показал, что предприятие находится в кризисном финансовым положении, о чем свидетельствует дефицит всех источников средств для формирования оборотных активов.

Не следует забывать, что ООО «Енисей» как новое предприятие организовалось в 2002 году на базе комбината индустриальных строительных конструкций («КИСК»), которое в период экономического кризиса в стране было остановлено, часть оборудования разукомплектована или ликвидирована. Таким образом, первые годы с момента регистрации предприятия основные усилия руководства ООО «Енисей» были нацелены именно на восстановление производства.

Несмотря на все трудности, предприятию к концу 2006 года удалось организовать ритмичный процесс производства ДСП и снизить затраты на рубль выпускаемых товаров по сравнению с 2004 годом на 0,12 руб. до уровня 0,76 руб., что позволило завоевать предприятию «своего» покупателя и выступать полноценным конкурентом на рынке, о чем свидетельствует оценка уровня конкурентоспособности среди основных фирм-конкурентов.

Основные конкуренты по производству древесно-стружечных плит расположены в Центральном (41,3%), Северо-Западном (23,3%), Южном (13,8%) и Приволжском (10,1%) федеральных округах. Большинство предприятий-конкурентов находится на значительном расстоянии от ООО «Енисей».

Ближайшие конкуренты по производству ДСП:

- ЗАО «Красноярский ДОК» (Красноярский край, г. Красноярск);

- ОАО «Томский завод ДСП» (Томская область, г. Томск);

- ОАО ДОК «Красный Октябрь» (Тюменская область, г. Тюмень);

- ЗАО «Пермский Фанерный Комбинат» (Пермский край, г. Нытва);

с суммарной мощностью 24,4 млн.м2/год.

По результатам проведенного исследования внутренней и внешней среды оценим сильные и слабые стороны деятельности.

 

Таблица 1 -  SWOT-анализ деятельности ООО «Енисей»

Оценка

Обоснование

Внутренние сильные стороны:

1. Инвестирование в пополнение и модернизацию основных фондов.

Поступило основных фондов:

2005 год – 4,8 млн. руб., в т.ч. машины и оборудование 4 млн. руб.;

2006 год – 7,3 млн. руб., машины и оборудование.

2.Долговременные связи с поставщиками сырья.

Договоры от 2005г. с автоматическим пролангированием.

3.Использование дешевого сырья без ущерба качества выпускаемой продукции.

По технологии производства в качестве сырья используется: дрова топливные; дровяная древесина для технологических нужд.

4.Уровень квалификации административно-управленческого персонала, работников.

Высшее образование имеют 75% работников; незаконченное высшее – 8%; среднеспециальное образование – 17% управленцев.

5.Уровень квалификации производственного персонала.

Основная часть работников, занятых в производстве имеют профильное среднепрофессиональное образование, несколько человек имеют высшее.

6.Увеличение прибыли за счет снижения затрат на 1 руб. продукции.

Сумма прироста прибыли по сравнению за счет составила 4 млн. руб.

7.Хорошие рекламные компании, хорошее впечатление, сложившееся о компании у покупателей.

Общая интегральная оценка конкурентоспособности составляет 34.1, что определяет четвертое место среди фирм-конкурентов.

8.Умение избежать (хотя бы в некоторой мере) сильного давления со стороны конкурентов.

Гибкая ценовая политика. Третье место по уровню цен среди основных конкурентов.

Внутренние слабые стороны компании:

1.Неудовлетворительная структура баланса.

Коэффициент текущей ликвидности составил:

2005 год = 1,49; 2006 год – 1,66,

2.Физический и моральный износ оборудования.

Коэффициент износа составил:

2005 год – 55,9%;

 2006 год – 50,7% 

3.Неукомплектованность цехов специалистами.

Штатным расписанием ООО «Енисей» предусмотрено 9 ставок для специалистов цеха по производству ДСП. Фактически не закрыто 3 вакансии.

Как показал анализ, ООО «Енисей лес» обладает потенциалом для развития.

Особое внимание в системе стратегического управления придается разработке целей, которые затем составляют основу долгосрочного планирования.

Учитывая потенциальные возможности предприятия, такие как способность увеличить производственную мощность и, благодаря этому, обслужить дополнительные группы клиентов, разработана стратегия развития: замена основного агрегата, по которому осуществляется расчет производительности линии – пресса.

В этом случае у предприятия появляется альтернатива выбора:

- заменить старый пресс на аналогичный новый;

- приобрести пресс для увеличения производительности линии по производству ДСП до 90 тыс. м3/год.

Проведенные расчеты показали, что производственная программа выпуска ДСП в размере 90 тыс. м3 в год, оказалась наиболее результативной и экономически целесообразной.

Особое внимание при определении финансового результата заслуживает расчет налога на имущество. Как показал расчет, он возрастет на 38,2 тыс. руб.

Кроме того, возможна реализация высвобождающийся одноэтажной прессовой установки фирмы «Бизон».

Прибыль от реализации оборудования по восстановильной остаточной стоимости 10,2 тыс. руб.

Приобретение нового пресса требует дополнительных  инвестиций. Кроме того, возникает потребность на пополнение оборотных средств. В качестве источника финансирования рассмотрены варианты финансово-экономической стратегии в форме  привлечения кредита либо лизинга.

Опираясь на то, что результатом, позволяющим сравнить стоимость приобретения оборудования в собственность за счет привлечения кредита и получения его в лизинг, является дисконтированная стоимость расходов на приобретение оборудования, уменьшенная на дисконтированную стоимость сумм экономии по налогу на прибыль, наиболее экономически эффективным является вариант приобретения оборудования в лизинг (4,7 млн. руб. по кредиту против 4,4 млн. тыс. руб. приобретение оборудования в лизинг).

Сайт управляется системой uCoz