РАЗВИТИЕ ИНСТРУМЕНТОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОВАРОПРОВОДЯЩЕЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

 

Бурлакова О.А. (МГУ им. Н.П. Огарева, г. Саранск, РФ)

 

The pattern of organization and functioning of infrastructure of regional market for food and agricultural raw stuffs was given.

 

В условиях рынка каждое предприятие должно стремиться к постоянному и ритмичному поступлению финансовых средств, к получению максимальной прибыли от своей производственно-хозяйственной деятельности, а это в свою очередь предполагает знание рынка и его законов, формирование конкурентной среды, приспособление производства под выпуск продукции, пользующейся высоким спросом у покупателя. При этом необходимо отработать механизм воздействия и регулирования рынка, сбалансировать спрос и предложение на продукцию сельского хозяйства, выработать перспективную внутреннюю и внешнюю сельскохозяйственную политику в регионе.

В связи с этим в регионе, на наш взгляд, необходимо сформировать такую систему товародвижения сельскохозяйственной продукции от ее производителя к конечному потребителю, которая привела бы к минимальным издержкам, и при этом способствовала максимальному удовлетворению потребности населения в основных видах продовольствия.

Организация товародвижения сельскохозяйственной продукции должна предусматривать следующие этапы: определение потребительского спроса; формирование ассортимента, количества, качества и сроков поставки продукции; производство и поставки на реализацию продукции; выбор поставщиков; организацию процесса товародвижения путем транспортирования, складирования, сохранения потребительских свойств, поставок продукции в сферу продажи; оценку эффективности конечных результатов на основе определения прибыли от реализованной продукции.

Система товародвижения предполагает выбор экономически выгодных каналов продвижения продукции и ее распределение. Выбор канала товародвижения зависит от финансового состояния предприятия, производственных возможностей, имиджа. Влияние на выбор канала оказывают характеристики продукции, число конкурентов, отношение потребителей к приобретению данного вида продукции, их требований к ассортименту и качеству, а также их платежеспособность.

Для эффективного функционирования системы товародвижения необходимо большое внимание уделять оптовой торговле и таким двум крупнейшим ее элементам как товарные биржи и оптовые продовольственные рынки (рисунок 1).

Ранее в России производилась продажа продукции на универсальных товарных биржах, однако на данный момент времени биржевая торговля сельскохозяйственной продукцией прекратилась. В настоящее время продукция реализовывается по прямым связям. На наш взгляд, функционирование бирж на отечественном рынке облегчит и упростит процесс купли-продажи продукции, ускорит обращение капитала и сократит издержки, связанные с реализацией продукции. Товарные биржи могут получить большое распространение на рынке зерновой продукции. Развитие отечественной биржевой торговли зерном будет способствовать специализации бирж и их рациональному размещению в местах концентрации спроса на зерно и его предложения. Через товарные биржи целесообразно производить закупку зерна в федеральный и региональные фонды, проводить товарные и закупочные интервенции на зерновом рынке. Операции, проводимые на биржах могут стимулироваться государством через компенсацию товаропроизводителям (покупателям) части затрат на транспортировку зерна, выдачу льготных кредитов под обязательство продажи зерна через биржи. Следовательно, при организации товарных бирж немаловажная роль должна принадлежать государству. Государство должно жестко контролировать на товарных биржах соблюдение обязательности сертификации качества зерна и его соответствие действующим стандартам, содействовать им в формировании и хранении товарных партий зерна. Все это, по нашему мнению, позволит объективно выявить уровень рыночной цены на отдельные виды зерна, оперативно доводить ее до сведений субъектов зернового рынка, повысить гарантии исполнения обязательств по сделкам, оградить сельских товаропроизводителей от потерь зерна при его реализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рисунок 1 – Схема товаропроводящей инфраструктуры в системе регионального рынка

 

Однако товарные биржи не являются единственно возможной формой оптового звена товародвижения сельскохозяйственной продукции. Для многих видов сельскохозяйственной продукции, особенно скоропортящихся, наиболее приемлемой является реализация через систему оптовых продовольственных рынков, основной задачей которых является предоставление товаропроизводителям и оптовикам торговых мест для осуществления сбыта продукции, выделение складских помещений и торгового оборудования на условиях долгосрочной аренды. Функционирование оптовых рынков на территории региона позволит: обеспечить бесперебойное снабжение населения качественной продукцией, сократить потери сельскохозяйственной продукции; предоставить всем поставщикам сельскохозяйственной продукции возможность устойчивого выхода на цивилизованный и конкурентный (немонополизированный) рынок; обеспечить, существование единого обустроенного места для осуществления сделок по купле-продаже сельскохозяйственной продукции и продовольствия; организовать встречные продажи продукции производственно-технического назначения; повысить эффективность снабжения и распределения продовольствия в регионе; обеспечить концентрацию конкретной продукции в конкретном месте; упростить и ускорить процесс движения сельскохозяйственной продукции к конечному потребителю; ускорить и упростить взаиморасчеты и платежи; внедрять и развивать современные методы хранения и реализации продукции; изучать рынок и налаживать деловые контакты с товаропроизводителями и содействовать оптовым организациям в развитии рынка и установлении межрегиональных связей; сформировать рыночную цену и исключить многочисленных посредников в цепи между сельскохозяйственными производителями и потребителями; обеспечить объективной информацией о спросе и предложении на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие и ее передать соответствующим оптовым поставщикам и потребителям.

Наряду с формированием оптового продовольственного рынка необходимо также создание межрегиональной товаропроводящей системы (МТС).

В рамках межрегиональной товаропроводящей системы (МТС) и региональных оптовых продовольственных рынков (РОПР) важными задачами могут стать защита потребительского рынка от проникновения туда фальсифицированной, некачественной и опасной для здоровья человека продукции путем создания независимых служб качества, а также обеспечение прозрачности торгово-финансовых сделок путем создания в РОПР единых расчетно-кассовых центров (РКЦ).

Использование современных информационных систем поможет создавать новые и совершенствовать действующие рыночные инфраструктуры, успешно проводить конкурсы, ярмарки, выставки, биржевые торги (в т.ч. электронные), заключать контракты.

Создание межрегиональной товаропроводящей системы более актуально для малых и средних предприятий, которые, в отличие от крупных, не имеют экономической возможности организовывать собственные центры сбыта, специализированные транспортные предприятия, информационные системы и другие элементы инфраструктуры рынка.

Межрегиональная товаропроводящая система может быть образована в форме открытого акционерного общества и создаваться за счет привлеченных средств товаропроизводителей и оптово-розничных систем.

Важнейшим инструментом межрегиональной товаропроводящей системы могут стать распределительные центры, создающиеся в целях концентрации и формирования широкого ассортимента продукции от товаропроизводителей к оптово-розничной торговле. Распределительный центр может представлять собой вновь созданное складское помещение, специализированное по видам хранения разных видов сельскохозяйственной продукции и обеспечивать поставки, хранение и выдачу продукции, закупленную оптово-розничной сетью по контрактам. Деятельность распределительных центров может осуществляться на основе договора регионального оптового продовольственного рынка с оптовыми покупателями.

В рамках межрегиональной товаропроводящей системы покупатели смогут выставлять заявки на закупку продукции и совершать сделки, участвуя в ежемесячных торгах, на которых должны приниматься меры по контролю за ценообразованием в целях недопущения резкого дневного повышения или понижения цен, искусственного завышения или занижения цен.

В целях обеспечения безопасности реализуемой продукции должен быть организован контроль за качеством продукции, допускаемой на биржевые торги.

Инфраструктура межрегиональной товаропроводящей системы может включать: распределительные центры (региональные оптовые продовольственные рынки); межрегиональные биржевые торги; информационно-маркетинговый центр; расчетную палату (единый расчетно-кассовый центр, уполномоченный банк); центр оперативного контроля за качеством и безопасностью продукции; обслуживающую транспортную инфраструктуру.

Таким образом, важной мерой для развития и формирования рынка конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции в регионе должно стать создание развитой системы товародвижения, которая позволит решить следующие задачи: восстановить масштабы производства сельскохозяйственной продукции; максимально удовлетворить потребности населения в жизненно важных продуктах питания (по количеству, качеству и потребительским свойствам) и предприятий в исходном сырье для производства продуктов потребления; осуществлять межрегиональный обмен; выходить на внутренний и внешний рынки. Создание оптовой межрегиональной товаропроводящей системы будет способствовать улучшению снабжения населения продуктами питания по оптимальным ценам, повышению качества продуктов питания, оптимизации ценообразования на сельскохозяйственном рынке.

Сайт управляется системой uCoz