РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА

 

Будагова Е.А. (ФГОУ ВПО АГТУ, г.Астрахань, РФ)

 

The development of the concept of social responsibility of business. The main reason of increased attention to the development of social functions of enterprise community was the revision of traditional sights at the concept of social policy with relation to expansion of a circle of its subjects.

 

Изучение социальной роли бизнеса в современном обществе, социальной ответственности, необходимости увеличения социальных инвестиций, финансируемых бизнесом, приобрела сегодня особое значение. Ее поднимают государственные органы и международные организации, сами предприниматели, представители гражданского общества. Это является следствием многих факторов. Особого внимания требует растущее значение поддержки процессов пополнения человеческого капитала, повышение гармонизации общественных отношений, более полного удовлетворения широкого круга потребностей человека и общества как для экономического роста и успешного воспроизводства собственно экономического капитала, так и для разрешения социальных противоречий, появление которых неизменно сопровождает экономический прогресс, и поддержание и укрепления социальной устойчивости общества и его динамизма.

Проблематика социальной ответственности российского бизнеса была предметом дискуссии на международной конференции «В поисках новой социальной роли бизнеса», проведенной в Москве Ассоциацией менеджеров при поддержке Программы Развития ООН. Ее целью были критический пересмотр наработок в области корпоративной социальной ответственности за последние два-три года и новое осмысление социальной роли бизнеса на фоне кризиса понимания данной темы в России.

Приоритетность проблем социальной ответственности бизнеса обусловлены рядом обстоятельств, главное из которых - повышение значимости нематериальных факторов экономического роста, связанных с развитием человеческого потенциала. Сегодня конкурентоспособность фирм, действующих на мировом рынке, следовательно, и национальных экономик в большей мере определяется факторами, лежащими на стороне качества, а не цены. Наиболее существенным из них является способность к инновациям и восприятию новейших технологических достижений, в основе, которой лежит человеческий, интеллектуальный, социальный капитал, то есть качество рабочей силы и мотивации работников. Именно это обстоятельство задает экономические императивы социализации бизнеса.

Главной причиной повышения внимания к развитию социальных функций предпринимательского сообщества явился пересмотр традиционных взглядов на концепцию социальной политики с позиции расширения круга ее субъектов. Примерно до 1970-х годов бизнес принимал преимущественно-финансовое участие в решении социальных проблем, уплачивая налоги и содействуя реализации благотворительных программ. Конкретные механизмы удовлетворения социальных потребностей оставались прерогативой государства и институтов гражданского общества. В последней четверти прошлого века в наиболее развитых странах были выработаны довольно высокие стандарты социальной защищенности населения, сопряженные с не менее высоким уровнем государственных социальных затрат: сегодня через государственный бюджет в большинстве развитых стран перераспределяется от 1/2, до 1/2 ВВП.

Такие тенденции демографического и социально-экономического развития, как старение населения, дестабилизация занятости (в связи с ростом ее гибких и нестандартных форм и уменьшением доли стабильно занятых в государственном и корпоративном секторах), падение престижности квалифицированного индустриального труда, усиливают дифференциацию условий и оплаты труда различных категорий работников, увеличивают иждивенческую нагрузку на наиболее активную часть населения, обостряют социальную напряженность. Для поддержания сложившегося уровня социальных гарантий необходим дальнейший рост объема инвестиций, который уже нельзя обеспечить только за счет средств государственного бюджета. Требуется разработка принципиально новых механизмов развития социальной сферы.

Многие политики и ученые в качестве еще одной причины активизации социальных функций крупного бизнеса называют то, что он должен стать равноправным партнером социального развития. От того, насколько успешно предприятия сумеют объединить усилия с государством и общественными организациями в формировании активной стратегии социального развития, во многом будут зависеть конкурентоспособность и продуктивность бизнеса.

Еще одна причина, вызывающая необходимость разработки и институционализации концепции социальной ответственности бизнеса, связана с глобализацией, усиливающей влияние крупных компаний на финансово-экономическое развитие. Национальные государства постепенно утрачивают способность независимо формировать внутреннюю социально-экономическую политику, уступая место транснациональным корпорациям. Пагубные для устойчивого развития территорий социальные и экологические последствия деятельности мощных транснациональных структур можно предотвратить только путем согласованных на международном уровне действий, направленных на постепенное формирование социально ориентированных моделей их поведения, объединяемых понятием «корпоративное гражданство».

Результатом этих действий стала институционализация концепции социальной ответственности, как на уровне отдельных стран, так и в масштабе глобального сообщества. На уровне стран ее наиболее яркими примерами являются введение поста министра по корпоративной социальной ответственности в Великобритании, принятие закона Сарбанеса-Оксли в США, расчет специальных индексов устойчивого роста, разработка кодексов корпоративного поведения, внедрение критериев корпоративной социальной ответственности при оценке инвестиционных рейтингов компаний, использование процедур социально ответственного инвестирования и скрининга. К числу крупнейших международных инициатив относятся: Международный совет бизнеса за устойчивое развитие, объединяющий более сотни крупнейших транснациональных корпораций; Европейская декларация бизнеса против социальной изоляции; Глобальный компакт, разработанный под руководством генерального секретаря ООН К. Ананна, участниками которого являются сотни крупных компаний, ряд ведущих профсоюзных объединений, правозащитных и экологических организаций; Глобальная инициатива корпоративного гражданства Всемирного экономического форума и др.

В России включение проблемы социальной ответственности бизнеса в число приоритетных обусловлено схожими причинами. Главные из них - нехватка ресурсов бюджета для проведения полноценной социальной политики и объективно высокая роль крупных корпораций в развитии регионов. Существует также политическая причина - вступление отношений государства и крупных бизнес-структур в новый этап.

Главной целью начавшейся в начале 90-х годов капиталистической трансформации российской экономики являлся рост ее эффективности. В 1999 г. Россия в 3,5-5 раз отставала от развитых стран мира. Производительность труда (величина ВВП, рассчитанная в долларах США по паритету покупательной способности, на одного занятого) составила в России в 1999 г. 13,9 тыс. дол., США - 69,22, Японии - 50, Германии -55,5, Великобритании - 50,6, Франции - 60,1, Австралии - 53,8, тыс. долларов. Если принять уровень производительности труда в России за 1, то в США он был равен 5, Японии - 3,5, Германии - 4, Великобритании - 5,7, Франции - 4,3, Австралии - 3,9. По сравнению с концом 80-х годов разрыв между Россией и развитыми странами по уровню производительности труда увеличился. Ситуация существенно не изменилась и в первые годы XXI в.

В настоящее время развернувшийся процесс глобализации мировой экономики радикально меняет все экономические отношения и механизмы. В этих условиях перед национальным бизнесом встает задача адекватного ответа на этот вызов. В научной литературе постоянно отмечается, что одним из важнейших проявлений глобализации является деятельность крупных транснациональных корпораций (ТНК).

В последние годы наметился явный перелом в развитии российского бизнеса в сторону укрупнения крупных хозяйственных структур. Типичным примером тому может служить активная транснационализация отечественного «Газпрома» и успешное завоевание им зарубежных сегментов сырьевого рынка. Активно подключаются к этому процессу и крупнейшие нефтяные компании России.

Одной из главных черт современной мировой экономики является сосредоточение в руках крупных корпораций огромного экономического потенциала. Возможности ТНК определять лицо национальных экономик, а теперь и всей мировой экономики, связаны с концентрацией в их руках исключительно большой экономической мощи. Современные ТНК обладают огромными финансовыми средствами, которые могут быть направлены ими не только на производственные нужды, но и на финансирование своих интересов в области кадровой и социальной политики. Данный факт дает им колоссальное преимущество в конкурентной борьбе и ставит в привилегированное положение.

Россия постепенно расширяет заключение глобальных тарифных соглашений, в рамках которых профсоюзы и ТНК договариваются о том, что компания обязуется соблюдать международные нормы и принципы в области прав трудящихся, в условиях занятости и корпоративной социальной ответственности (в части гигиены и безопасности труда, следования здоровой практике защиты окружающей среды и др.). Впервые в России такое соглашение было подписано 14 мая 2004 г. совместно Международным профсоюзом работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства (ICEM), российским Нефтегазстрой профсоюзом (НГСП), являющимся членом этой глобальной профсоюзной федерации, и ОАО ЛУКойл. Для 20-миллионной федерации ICEM соглашение с последним является восьмым по счету Глобальным рамочным соглашением, подписанным с ТНК.

Социально-экономическое развитие стран с развитой рыночной экономикой поставило вопрос о глубоком переосмыслении подходов к экономическому развитию на основе качественно новых принципов. Наиболее полно новые принципы развития крупного бизнеса представлены в работах А. Чандлера, Т. Питерса и Р. Уотермена «В поисках совершенства» и «Стремление к совершенству», а также Дж. Нейсбита и Р. Абардина «Перестройка корпорации».

Фундаментальную позицию этих авторов можно выразить следующим образом: в новом постиндустриальном (инновационном) обществе финансовый капитал основывается на человеческом, который выступает в качестве стратегического ресурса. Таким образом, современное состояние общества характеризуется тем, что меняется сущность его развития, при этом финансовый капитал формируется на основе человеческого интеллектуального потенциала, а знания определяют темпы развития общества. Исследования Всемирного банка показали, что производственная составляющая ВВП сегодня равна 18-20 процентам, а остальные 80 процентов напрямую зависят от качества человеческих ресурсов.

Несмотря на настойчивые призывы к переходу на инновационный путь развития отечественная экономика продолжает эволюционировать преимущественно в направлении развития сырьевой базы. В настоящее время 75% национального дохода дают недра, капитал (предпринимательская деятельность) даёт 20%, а за счет труда государство получает всего 5% дохода. Таким образом, 3/4 наших доходов обеспечивают природные ресурсы. Но достигнуть приемлемого роста экономики на сырье, располагая даже 28% всех мировых природных запасов, представляется невозможным.

В списке стран, наиболее динамично развивавшихся в последние десятилетия, представлены государства, сделавшие ставку на развитие национальных систем образования и наукоёмкие технологии. В этих странах именно человеческий капитал стал основным фактором прогресса, обеспечивая до 75% производства и прироста национального дохода.

Сайт управляется системой uCoz