Пути достижения перспективного развития малого предприятия
Голубев Л.Г., Белякова Е.А. (КГТУ, г. Казань, РФ)
Strategic planning of development of potential of a small enterprise
Важнейшая задача стратегического планирования обеспечить малому предприятию возможность достижения наибольшей экономической эффективности.
Важно отметить, что параметры малого предприятия, в рамках которого осуществляется предпринимательская деятельность, меняются во времени. Происходит старение основных фондов, изменяется трудовой потенциал, конъюнктура рынка, конкурентная среда и т.д. Поэтому выявлением путей достижения перспективного развития занимается стратегическое планирование.
При стратегическом планировании необходимо ответить на вопросы: в каком состоянии находится бизнес; в каком состоянии он будет находиться через определенное время; каким способом и за счет каких ресурсов может быть достигнуто его желаемое состояние.
Также важно определить цели развития предприятия, характеризующие эффективность его функционирования: увеличение прибыли, выпуска и ассортимента продукции, рентабельности и производительности, кадрового потенциала и одновременно экономию производственных ресурсов.
Анализ внутренней среды, возможностей предприятия осуществляется в процессе анализа факторов, влияющих на его текущую деятельность и перспективы, и служит для: выявления резервов предприятия, позволяющих ему наиболее эффективно решать свои проблемы и адаптироваться к условиям внешней среды; выявления конкурентных преимуществ предприятия, создающих базу для эффективного развития.
Деятельность малых предприятий сталкивается с целым рядом проблем кадрово-организационного, технико-экономического и информационно-инновационного характера, без решения которых сфера малого предпринимательства не может эффективно функционировать.
Одним из перспективных направлений, обеспечивающих эффективность функционирования малых предприятий, является их ориентация на выпуск новых видов продукции на базе постоянного совершения техники и технологии производства.
Совокупный потенциал любой организации образуют отдельные слагаемые: трудовой, экономический, организационный, научно-технический, производственный, предпринимательский и финансовый потенциал.
Трудовой потенциал человека характеризуется совокупностью его способностей к экономической деятельности.
Экономический потенциал любого предприятия представляет собой состав его ресурсов — трудовых, материальных, финансовых и других, имеющихся в распоряжении организации для производства запланированных работ и услуг.
Состояние экономического потенциала предприятия характеризуют следующие факторы и показатели: объем и качество производственных ресурсов, численность промышленно - производственного персонала, состав основных производственных фондов, величина оборотных фондов и материальных запасов, наличие финансовых ресурсов и нематериальных активов, использование патентов, лицензии, технологии, информации; способности персонала предприятия к профессиональной деятельности во всех сферах производства и на всех уровнях управления; финансовое состояние предприятия, уровень текущей платежеспособности и ликвидности, внешняя и внутренняя задолженность, степень кредитоспособности; состояние научной, творческой, рационализаторской и инновационной деятельности, способность к обновлению производства и смене действующей технологии; информационное обеспечение маркетинговой, проектной, производственной и финансовой деятельности, качество используемой информации, степень ее обоснованности и достоверности.
Можно сказать, что в общем виде планирование развития потенциала предприятия включает следующие этапы:
- оценка структуры, динамики и эффективности использования производственных ресурсов и возможностей предприятия, его доли или занимаемого положения на рынке;
- определение уровня конкурентоспособности основных видов продукции, самого предприятия в целом и его совокупного потенциала;
- анализ имеющихся производственных резервов и потерь экономических ресурсов на предприятии;
- выбор основной стратегии и тактики развития потенциала предприятия;
- планирование развития потенциала предприятия с учетом выбранных перспективных целей и имеющихся ограничений ресурсов;
- осуществление запланированных мероприятии, связанных с обеспечением экономического роста и развития потенциала предприятия. Таким образом, повышение уровня развития потенциала сводится по существу к анализу его структуры, оценке и планированию влияния большой совокупности факторов на конкурентоспособность предприятии и его место на действующем рынке.