Пути достижения перспективного развития малого предприятия

 

Голубев Л.Г., Белякова Е.А. (КГТУ, г. Казань, РФ)

 

Strategic planning  of development of potential of a small enterprise

 

Важнейшая задача стратегического планирования обеспечить малому предприятию возможность достижения наибольшей экономической эффективности.

Важно отметить, что параметры малого предприятия, в рамках которого осуществляется предпринимательская деятельность, меняются во времени. Про­исходит старение основных фондов, изменяется трудовой потен­циал, конъюнктура рынка, конкурентная среда и т.д. Поэтому выявлением путей достижения перспективного развития занимается стратегическое планирование.

При стратегическом планировании необходимо ответить на вопросы: в каком состоянии находится бизнес; в каком состоянии он будет находиться через определенное время; каким способом и за счет каких ресурсов может быть достигнуто его желаемое состояние.

Также важно определить цели развития предприятия, характеризующие эффективность его  функциони­рования: увеличение прибыли, выпуска и ассортимента продукции, рентабельности и производительности, кадрового потенциала и одновременно экономию производственных ресурсов.

Анализ внутренней среды, возможностей предприятия осуществляется в процессе анализа факторов, влияющих на его текущую деятельность и перспективы, и служит для: выявления резервов предприятия, позволяющих ему наибо­лее эффективно решать свои проблемы и адаптироваться к усло­виям внешней среды; выявления конкурентных преимуществ предприятия, созда­ющих базу для эффективного развития.

Деятельность малых предприятий сталкивается с целым рядом проблем кадрово-организационного, технико-экономического и информационно-инновационного характера, без решения которых сфера малого предпринимательства не может эффективно функционировать.

Одним из перспективных направлений, обеспечивающих эффективность функционирования малых предприятий, является их ориентация на выпуск новых видов продукции на базе постоянного совершения техники и технологии производства.

Совокупный потенциал любой организации образуют отдельные слагаемые: трудовой, экономический, организационный, научно-технический, производственный, предпринимательский и финансовый потенциал.

Трудовой потенциал человека характеризуется совокупностью его способностей к экономической деятельности.

Экономический потенциал любого предприятия представляет собой состав его ресурсов — трудовых, материальных, финансовых и дру­гих, имеющихся в распоряжении организации для производства за­планированных работ и услуг.

Состояние экономического потенциа­ла предприятия характеризуют следующие факторы и показатели: объем и качество производственных ресурсов, численность промышленно - производственного персонала, состав основных производ­ственных фондов, величина оборотных фондов и материальных запасов, наличие финансовых ресурсов и нематериальных активов, ис­пользование патентов, лицензии, технологии, информации; способности персонала предприятия к профессиональной деятельности во всех сферах производства и на всех уровнях управления; финансовое состояние предприятия, уровень текущей платежеспособности и ликвидности, внешняя и внутренняя задолженность, степень кредитоспособности; состояние научной, творческой, рационализаторской и инновационной деятельности, способность к обновлению производства и смене действующей технологии; информационное обеспечение маркетинговой, проектной, производственной и финансовой деятельности, качество используемой информации, степень ее обоснованности и достоверности.

Можно сказать, что в общем виде планирование развития потенциала предприятия включает следующие этапы:

- оценка структуры, динамики и эффективности использования производственных ресурсов и возможностей предприятия, его доли или занимаемого положения на рынке;

- определение уровня конкурентоспособности основных видов продукции, самого предприятия в целом и его совокупного потенци­ала;         

- анализ имеющихся производственных резервов и потерь эконо­мических ресурсов на предприятии;

- выбор основной стратегии и тактики развития потенциала пред­приятия;  

- планирование развития потенциала предприятия с учетом вы­бранных перспективных целей и имеющихся ограничений ресурсов;

- осуществление запланированных мероприятии, связанных с обес­печением экономического роста и развития потенциала предприятия. Таким образом, повышение уровня развития потенциала сводится по существу к анализу его структуры, оценке и планированию влияния большой совокупности факторов на конкурентоспособность предприятии и его место на действующем рынке.

 

Сайт управляется системой uCoz