СОСТАВЛЯЮЩИЕ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ

 

Артемьев А. А. (ТИЭП, г. Тверь, РФ)

 

The components necessary for the successful work of national banking system are found out. They include survival, resultativity, efficiency, productivity and feasibility. The author states the complicated character of their application and the terms necessary for the effective use in practice.

 

Банковская система, как отмечает Тавасиев А. М.,- это включенная в экономическую систему страны единая и целостная (взаимодействующая) совокупность кредитных организаций, каждая из которых выполняет особую функцию (функции), проводит свой перечень денежных операций (сделок), в результате чего весь объем потребностей общества в банковских продуктах (услугах) удовлетворяется в полной мере и с максимально возможной степенью эффективности [3, с. 28].

Произошедшие в России изменения в политике, экономике, праве оказали существенное влияние на функционирование национальной банковской системы. Поэтому возникла настоящая потребность выявления составляющих ее успешной деятельности в современных условиях.

Институты, входящие в любую систему, существуют для того, чтобы реализовывать поставленные перед ними цели и решать конкретные задачи. Если система достигла поставленной цели, то она считается добившейся успеха.

Как указывают Тебекин А. В. и Косаев Б. С. [1, с. 54], составляющими успеха деятельности любой системы являются: выживание, результативность, эффективность, производительность, практическая реализация. Рассмотрим, насколько применимы указанные критерии для характеристики успешности институтов в составе национальной банковской системы.

Первейшей задачей системы в целом, в том числе и национальной банковской, а также большинства институтов, входящих в ее состав, является выживание, возможность существовать как можно дольше. Для того, чтобы выжить и остаться сильными институтам любой системы приходится периодически менять свои цели, формулируя их соответственно изменяющимся условиям внешнего мира. Данное обстоятельство приводит к изменению целей деятельности и системы в целом. Изменение целей деятельности всей системы обуславливает эволюционность ее развития, способность приспосабливаться к изменяющимся условиям, к потребностям общества.

Так, по 1987г., основными целями банковской системы СССР, как государства с административно-командной системой управления, было централизованное обслуживание народного хозяйства и при необходимости финансирование государственного бюджета. Банковская система государства включала в себя три банка-монополиста: Госбанк СССР, Стройбанк СССР, Внешторгбанк СССР, а также систему гострудсберкасс. Главенствующее положение в банковской системе занимал Госбанк СССР.

Госбанк СССР, будучи эмиссионным институтом, в то же время являлся центром краткосрочного кредитования, осуществления кассового и расчетного обслуживания хозяйства. Совмещение эмиссионных функций и функций по расчетно-кредитному обслуживанию клиентуры, монопольное закрепление их за одним банком превращали Госбанк СССР в орган государственного управления и контроля. В условиях административно-командной системы управления экономикой кредитные отношения имели формальный характер. Кредитование осуществлялось на основе кредитных планов.

Госбанк СССР подчинялся Совету Министров СССР.

Последующая децентрализация управления экономикой потребовала изменения и целей формирования и функционирования национальной банковской системы.

Для создания системы денежно-кредитного регулирования, адекватной складывающимся рыночным отношениям, были изменены статус Государственного банка и его роль в экономике страны. Банк был выведен из подчинения правительства и получил, таким образом, необходимую экономическую независимость. Центральный банк РФ в настоящее время является главным банком государства. Он независим от представительных и исполнительных органов власти. Банк России – экономически самостоятельное учреждение и осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

В ходе проведенной банковской реформы были реорганизованы не только структура банков, но и произошли глубокие изменения в характере кредитных отношений, утвердились новые методы кредитной работы. В результате в России сформировалась двухуровневая банковская система: первый уровень – Центральный банк РФ, второй уровень – коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции [2, с. 67]. Таким образом, национальная банковская система в настоящее время включает Банк России, банки, филиалы и представительства российских и иностранных коммерческих банков, небанковские кредитные организации, союзы и ассоциации кредитных организаций, банковские группы.

Как указано в ст. 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [4], целями его деятельности являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Извлечение прибыли не является целью Банка России.

Второй уровень национальной банковской системы представлен, прежде всего, широкой сетью коммерческих банков, обеспечивающих кредитно-расчетное обслуживание субъектов хозяйственной жизни, то есть юридических и физических лиц. Основными целями их деятельности являются удовлетворение потребностей общества в необходимых специфических банковских услугах, а также получение прибыли.

Деятельность национальной банковской системы – это деятельность денежно-кредитных институтов в сфере экономических отношений. Банковская система представляет собой включенную в экономическую систему страны единую и целостную совокупность кредитных организаций. Это означает, что она должна сочетать внешнюю эффективность, измеряющую степень достижения ее целей, и внутреннюю эффективность, измеряющую рациональную экономичность использования ресурсов и оптимальность осуществления соответствующих операций и процессов. Результативность является следствием того, что оказываются нужные услуги, а эффективностью - то, что эти самые услуги создаются и реализуются в ходе правильно построенных и рационально организованных процессов.

Результативность системы - это эффективное осуществление только ей свойственных процессов и создание нужных услуг, обуславливающих ее переназначение и позволяющих решать поставленные цели и задачи.

В связи с тем, что любая система состоит из входящих в ее состав институтов, то, в конечном счете, результативность ее деятельности определяется результативностью решения задач, стоящих перед входящими в ее состав институтами.

Так как институты, входящие в состав национальной банковской системы, очень разнообразны и выполняют различные цели и задачи, определенные их функциональной принадлежностью, то в целом ее результативность трудно определить.

Результативность деятельности Банка России можно охарактеризовать успешностью осуществления закрепленных законодательно функций. В качестве результативности деятельности коммерческих банков, небанковских кредитных организаций и иных организаций, задачей которых является оказание соответствующих услуг на коммерческой основе, может выступать прибыль и удовлетворенность общества предоставляемыми банковскими услугами.

Эффективность и результативность деятельности системы в целом, а также институтов, входящих в ее состав, характеризуется производительностью. Производительность выражается в количестве и качестве услуг, оказываемых институтами системы, и количеством потребляемых ею для этого ресурсов.

Производительность для всех институтов, входящих в состав национальной банковской системы, является важным фактором, так как она позволяет выживать только тем институтам системы, которые являются более эффективными внутри системы на основе большей конкурентоспособности. Потенциальный потребитель услуг институтов, входящих в состав национальной банковской системы, обладая свободой выбора, предпочтет услуги организаций, оказывающих спектр тех или иных услуг (банковских, страховых, расчетных и т. д.) менее производительному институту (организации) потому, что они для него имеют большую ценность (более дешевы, более коротки по времени осуществления и т.п.). Больший объем продаж специфических финансовых услуг, комплексный характер их оказания дает более производительной организации (институту) больше денег для того, чтобы вложить их в ресурсы, включая оборудование, лучшую технологию, сформировать высококвалифицированный персонал и на этой основе в большей степени удовлетворить потребности клиентов, что в дальнейшем будет способствовать повышению производительности организации (института) и системы в целом.

Одним из самых важных моментов в управлении, ориентированном на успех, будь то системы в целом или конкретного ее института, является результативное и эффективное превращение в действие управленческих решений, то есть их практическая реализация.

Для того чтобы цели, определенные перед национальной банковской системой, могли воплощаться посредством успешного решения поставленных задач по всем направлениям деятельности (функциям), необходимо выявить и закрепить в нормативных актах или обычаях делового оборота принципы ее функционирования.

В настоящее время закрепления требуют основные правила поведения всех институтов как внутри системы, так и с институтами других систем, то есть для этого необходимо определить основные принципы их функционирования.

Поэтому принципы, закрепленные в нормах права, характеризуются государственно-властным велением, что позволяет выработать универсальные и понятные правила поведения институтов, входящих в национальную банковскую систему, между собой и с внешним окружением, то есть «находить общий язык». Это уже не просто руководящая идея, а требования, предъявляемые к деятельности или поведению субъекта или группы субъектов.

Необходимо отметить, что определенные аспекты деятельности институтов, входящих в состав национальной банковской системы, базируются на одних и тех же принципах, что и обуславливает ее единство.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что составляющими успешности национальной банковской системы являются результативность, эффективность, производительность и практическая реализуемость управленческих решений, которые обязательно должны реализовываться в совокупности. Но для достижения наибольшей эффективности от их применения нужно, чтобы деятельность институтов каждого уровня национальной банковской системы опиралась на закрепленные соответствующим образом принципы.

 

Литература

1.    Менеджмент организации / А. В. Тебекин, Б. С. Касаев. – М.: КНОРУС, 2006.

2.    Организация деятельности центрального банка / Г. Г. Фетисов, О. И. Лаврушин, И. Д. Мамонова; под общ. ред. Г. Г. Фетисова. – М.: КНОРУС, 2006.

3.    Тавасиев А. М., Бычков В. П., Москвин В. А. Банковское дело: базовые операции для клиентов. – М.: Финансы и статистика, 2005.

4.    Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ  «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 июля 2002 г., N 28, ст. 2790.

 

Сайт управляется системой uCoz