МОДЕЛИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОВ КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ НА ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

Андреева Т.А. (ИЭиОПП СОРАН,г. Новосибирск, РФ),

Андреев В.В. (НГУ, г. Новосибирск, РФ)

 

In this paper, several issues concerning modeling and analysis of various methods of prime costs forming are reviewed. Also, it is shown, how an enterprise can reach higher development indices with the help of clever use of key advantages of each of these methods. 

 

В условиях развивающихся рыночных отношений в нашей стране предприятие становится юридически и экономически самостоятельным, достижение положительных результатов его деятельности теперь полностью зависит от умелого руководства и принятия правильных управленческих решений.

Отечественная система бухгалтерского учета затрат на производство отвечала требованиям централизованно управляемой экономики: она обеспечивала получение информации обо всех фактически понесенных в производственном процессе затратах..

По мере обособления предприятий с различной формой собственности, развития процессов приватизации государственных предприятий, включения механизмов свободного ценообразования и самостоятельного планирования ассортимента выпускаемой продукции, развития других сторон рыночной экономики появляется потребность в западных методах формирования себестоимости, например, директ-костинге, от этого будет зависеть дальнейшая эффективность учета.

При традиционном методе калькулирования себестоимости продукции  все затраты распределяются между реализованной продукцией и остатками продукции на складе. При данном методе смешиваются затраты по производству конкретного вида продукции и затраты самого предприятия.

Другой метод учета затрат и калькулирования себестоимости – директ-костинг-  включает в себя только переменные затраты. Директ-костинг является системой управленческого учета, основанной на классификации затрат на постоянные и переменные в зависимости от объема производства, деятельности или загрузки мощностей и включающей в себя учет и анализ затрат и результатов.

Схематично результат моделирования деятельности предприятия с использованием различных методов калькулирования себестоимости можно представить в виде схемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рисунок - Моделирование деятельности предприятия при различных методах формирования себестоимости     

 

При расчете себестоимости традиционным методом  результаты функционирования предприятия можно представить следующим образом:

Товарная продукция

ТП(t)

 Материальные затраты

МЗ(t)

 Затраты на оплату труда

OT(t)

 Отчисления на социальные нужды

ОСН(t)

 Амортизация основных фондов

AM(t)

 Прочие затраты

ПЗ(t)

Себестоимость произведенной продукции

СТ(t)

Затраты на один рубль товара

З1ТП(t)=СТ(t)/ТП(t)

 Прибыль производства

ПР(t)=TП(t)-СТ(t)

 Остатки нереализованной продукции по себестоимости за прошлый период

         ОТП(t-1)

 Остатки нереализованной продукции по себестоимости за настоящий период

           ОТП(t)

 Себестоимость реализованной

  продукции

СРП(t)=OТП(t-1)+СТ(t) – OТП(t)

Остатки нереализованной  продукции за  прошлый период по продажным ценам

    

     OТП(t-1)

Остатки нереализованной продукции настоящего периода по продажным ценам

     

     ОТП(t)

Выручка от реализации

ВРП(t)=OТП(t-1)+РП(t)-ОТП(t)

 Налогооблагаемая прибыль

ПP(t)=ВРП(t)-СРП(t)

 Налог на прибыль (Т)

НП(t)=ПР(t)*Т

 Прибыль у предприятия ЧПР(t)

ЧПР(t)=ПР(t)-НП(t)

 

При системе директ-костинг как было сказано выше, учет себестоимости ведется только по переменным затратам. Постоянные расходы не включаются в расчет себестоимости изделий, а как расходы данного периода списываются с полученной прибыли в течение того периода, в котором они были произведены. По переменным расходам оцениваются также остатки готовой продукции на складах на начало и конец года и незавершенное производство.

Исчисление себестоимости по данной системе дает возможность получить дополнительные показатели, отражающие деятельность предприятия: маржинальный доход производства и маржинальный доход реализации.  Это позволяет строить более многоступенчатый отчет, что отражено в приведенной ниже таблице:

 

Товарная продукция

TП(t)

Переменные затраты

VC(t)

Постоянные затраты

FC(t)

Себестоимость производства

CT(t)=VC(t)

Затраты на один рубль товара

З1TП(t)=СТ(t)/TП(t)

 Маржинальный доход производства

MDP=TП(t)-СТ(t)

 Прибыль производства

ПР(t)=MD(t)-FC(t)

 Остатки нереализованной продукции  по себестоимости за прошлый период

OТП(t-1)

 Остатки нереализованной  продукции по себестоимости за  настоящий период

OТП(t)

Себестоимость реализованной  продукции

СРП(t)=OТП(t-1)+СТ(t)-OРП(t)

Остатки нереализованной  продукции за  прошлый период по продажным ценам

 

OТП(t-1)

Остатки нереализованной  продукции настоящего периода по продажным ценам

 

OТП(t)

 Выручка от реализации

ВРП(t)=OТП(t-1)+РП(t)-ОТП(t)

Маржинальный доход реализации

MDR(t)=ВТП(t)-СРП(t)

Прибыль

ПP(t)=MDR(t)-FC(t)

Налог на прибыль (Т)

НП=ПР(t)*Т

 Прибыль у предприятия ЧПР(t)

ЧПР(t)=ПР(t)-НП(t)

 

  Калькулирование себестоимости различными методами, и проведение на основе этого традиционного и маржинального анализа, влияет и на порядок расчета таких важных показателей, как прибыль и рентабельность. Это в свою очередь сказывается и при расчете влияния на  изменения данных показателей следующих факторов: объема и структуры реализованной продукции, цены, затрат.

Прибыль от реализации в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (VРП), ее структуры (Удi), себестоимости (Сi)  и уровня среднереализационных цен (Цi). Согласно традиционному анализу, основанному на исчислении себестоимости по методу обзоршинг-костинг, результат деятельности предприятия исчисляется следующим образом.

 ПР=

Расчет влияния данных факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятию можно определить способом цепной подстановки.

В приведенной выше модели не учитывается взаимосвязь объема производства (реализации) продукции и ее себестоимости. Обычно при увеличении объема производства (реализации) себестоимость единицы продукции снижается, так как возрастает только сумма переменных расходов, а сумма постоянных затрат остается без изменения. И, наоборот, при спаде производства себестоимость изделий возрастает из-за того, что больше постоянных единиц приходится на единицу продукции.

Для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменений прибыли и прогнозирования ее величины в маржинальном анализе используют следующую модель:

ПР=VРП*(Ц-vc)- FC,

где vc- переменные затраты на единицу продукции,

FC – постоянные затраты на весь объем продаж данного вида продукции.

Методика анализа прибыли несколько усложняется в условиях многопродуктового производства, когда кроме рассмотренных факторов необходимо учитывать и влияние структуры реализованной продукции

Для изучения влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятию можно использовать следующую модель:

ПР = S [VРПобщ*Удi*(Цi-vci)]-FC

  Последовательно заменяя базовый уровень каждой составляющей данной формулы на фактический, способом цепной подстановки можно

определить изменение прибыли за счет объема продаж, суммы постоянных затрат, цены изделия, удельных переменных затрат.

  Следующим, наиболее важным показателем, характеризующим деятельность предприятия, является рентабельность – это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса.

Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого уровня: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.

Факторная модель этого показателя имеет следующий вид:

                  Rз=   ПРп=f(VРП общ, Удi, Цi, Сi)

                            Зрп=f(VРП общ, Удi, Сi)

Расчет влияния факторов первого уровня на изменение рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепной подстановки.

Данная методика анализа рентабельности не учитывает взаимосвязь “затраты- объем производства- прибыль”; согласно нее уровень рентабельности не зависит от объема продаж, так как с изменением последнего происходит равномерное увеличение прибыли и суммы затрат. В действительности, и прибыль и издержки предприятия не изменяются пропорционально объему реализации продукции, поскольку часть расходов является постоянной.

Для анализа рентабельности продукции в целом по предприятию при маржинальном анализе используется следующая факторная модель.

                    R=    П Р =S(VРП общ*Удi*(Цi-vci))-FC

З=S (VРП общ*Удi*vci)+FC

Расчет влияния факторов на изменение уровня рентабельности продукции проводится способом цепной подстановки.

Можно сказать, что экономическая система, стержнем которой являются рыночные отношения, усложняет ориентацию предприятия в современных условиях, возрастает значимость управления предприятием и формирования массива объективной информации для обеспечения  эффективного его функционирования.

Одним из важных показателей внутреннего характера является себестоимость продукции. Себестоимость можно определить либо путем полного отнесения затрат, либо - частичного.

 Относительно применимости каждого из методов можно сказать следующее.

  Оба метода имеют свои достоинства и недостатки, поэтому часто на практике применяются параллельно. Норма прибыли и цены на основную продукцию предприятия в долгосрочном периоде устанавливаются по данным метода полного учета и калькулирования себестоимости с учетом спроса и предложения. Этот же метод используют  для калькулирования фактической себестоимости единицы продукции за отчетный период, в которую необходимо включать все издержки. Система учета неполной себестоимости обеспечивает процесс принятия управленческих решений, расширяет аналитические возможности учета, позволяет строить систему управления прибылью.

Система частичного распределения затрат служит в основном для целей управленческого учета, так как степень достоверности анализа, проводимого на основе исчисления себестоимости по системе директ-костинг в значительной степени зависит от величины временного интервала исследования; система  же полных затрат ориентирована для целей производственного учета. Калькулирование себестоимости по директ-костинг повышает обоснованность принимаемых на предприятии решений, позволяет быстрее приспособить производственную программу предприятия к меняющимся условиям и найти наиболее выгодные комбинации цены и объема  производства, при которых  предприятие получает наибольшую прибыль; дает возможность более оперативно контролировать постоянные расходы. Калькулирование себестоимости по директ-костинг более точно характеризует главную факторную цепочку деятельности предприятия: затраты, объем реализации, прибыль.

Систему калькулирования себестоимости по директ-костинг лучше применять на предприятиях, производящих однородную продукцию. Если же предприятие располагает свободными производственными мощностями, то это просто необходимо.

Систему исчисления себестоимости путем отнесения полного объема затрат на результат деятельности следует использовать для выработки ориентиров относительно будущего развития предприятия, так как ведение такого учета обеспечивает более точный контроль затрат, чем при директ-костинге. Полученная таким способом себестоимость является основой для долгосрочной политики предприятия в сфере производства, создания запасов. Данный способ калькулирования себестоимости необходимо вести на предприятиях, отличающихся довольно широким ассортиментом выпускаемой продукции.        

Предприятие может достичь высоких показателей развития, используя рассмотренные в данной работе способы калькулирования себестоимости. Главное понять их особенности, достоинства и недостатки таким образом, чтобы максимально эффективно использовать положительные стороны, реализовать заложенные в каждой из систем преимущества.

 

 

Сайт управляется системой uCoz