ИНСТРУМЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОПК

 

Альшевский К.В. (СибГАУ им. ак. М.Ф. Решетнева, г.Красноярск, РФ)

 

In work the concept maintenance dividend politicians of the enterprise, formation tools dividend politicians for enterprises OPK is considered.

 

Динамично развивающиеся компании требуют постоянного притока инвестиций, необходимых для дальнейшего развития, расширения и модернизации производства, освоения новых технологий и продукции. Привлечение инвестиций обязывает компании постоянно работать над повышением своей инвестиционной привлекательности.

Выбор дивидендной политики играет одну из главных ролей в достижении этой цели. Без дивидендной политики не может существовать эффективная эмиссионная политика, так как при прочих равных условиях инвестор выбирает компанию, где помимо ожидаемого дохода от прироста капитала за счет курсовых разниц акций он получит стабильный дополнительный доход в виде дивидендов. Разработка эмиссионной политики предприятия должна проводиться в тесной взаимосвязи с разработкой дивидендной политики.

Термин «дивидендная политика» связан с распределение прибыли в акционерных обществах. В более широком трактовании под термином «дивидендная политика» следует понимать механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия. Таким образом, основная цель дивидендной политики - установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим стратегическое его развитие. Исходя из этой цели понятие «дивидендной политики» можно сформулировать следующим образом: дивидендная политика представляет собой составную часть общей политики управления прибылью, заключающуюся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.

Практическое использование теорий, которые были изучены во время теоретических исследований, позволило сформулировать три подхода к формированию дивидендной политики: «Консервативный», «Умеренный» («Компромиссный»), «Агрессивный».

В результате проведенного анализа существующих дивидендных политик были выделены их преимущества и недостатки.


Таблица 1 – Преимущества и недостатки существующих дивидендных политик

Тип дивидендной политики

Преимущества

Недостатки

Сфера применения

Остаточная дивидендная политика

1.            Обеспечение высоких темпов развития предприятия

2.            Повышение его финансовой устойчивости

1.                Нестабильность размера дивидендов

2.                Полная непредсказуемость формируемых размеров дивидендов в предстоящем периоде

На ранних стадиях жизненного цикла предприятия, связанных с высоким уровнем его инвестиционной активности

Политика стабильного размера дивидендных выплат

Надежность

Слабая связь с финансовыми результатами деятельности предприятия

В любой стадии развития

Политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды

Стабильная гарантированная выплата дивидендов в минимально предусмотренном размере при высокой связи с финансовыми результатами

При продолжительной выплате минимальных размеров дивидендов инвестиционная привлекательность акций снижается

В любой стадии развития

Политика стабильного уровня дивидендов

Простота формирования и тесная связь с размером формируемой прибыли

Нестабильность размера дивидендных выплат, определяемая нестабильностью суммы формируемой прибыли

Только зрелые компании со стабильной прибылью

Политика постоянного возрастания размера дивидендов

1.                Обеспечение высокой рыночной стоимости акций компании

2.                Формирование положительного имиджа у потенциальных инвесторов при доп. эмиссиях

1.                  Отсутствие гибкости в ее проведении

2.                  Постоянное возрастание финансовой напряженности

Реально процветающие акционерные общества

 

В результате анализа указанных подходов основными факторами, определяющими выбор дивидендной политики, определены: инвестиционная активность на рынке и финансовая устойчивость предприятия.

Для решения проблемы оценки влияния такого фактора, как финансовая устойчивость, были изучены работы (концепции) отечественных и зарубежных авторов. В результате был сделан вывод, что большинство авторов сходится к концепции финансового анализа, которая предполагает, что показатели делятся на 4 группы: платежеспособности, финансовой устойчивости,  рентабельности и деловой активности. Учитывая тот факт, что с точки зрения дивидендной политики наиболее важным является обеспечение стабильности получаемого и распределяемого финансового результата, представляется наиболее целесообразным для оценки устойчивости использование показателя, предложенного Брянцевой.

 - устойчивое финансовое состояние,                                     (1)

 <1 - не устойчивое финансовое состояние,                             (2)

где Рфакт – Рентабельность фактическая; Рнеоб – Рентабельность необходимая.

Инвестиционная активность предприятия характеризует то, будет ли предприятие проводить эмиссионную политику или ей хватит собственных источников и привлекаемых кредитов для финансирования своей деятельности. В связи с этим оценку инвестиционной активности можно проводить по показателю:

  - низкая инвестиционная активность на фондовом рынке,      (3)

 <1 - высокая инвестиционная активность на фондовом рынке, (4)

где ВИ – Внутренние источники финансирования; ЗС – Заемные средства;

И – Общий объем инвестиций.

Оценка и учет выше названных факторов позволяет осуществить выбор дивидендной политики на основе разработанной матрицы (табл.2). В матрице представлены дивидендные политики, которые сложились в мировой практике.

 

 

Таблица 2 -  Матрица выбора дивидендной политики

 

Высокая инвестиционная активность на фондовом рынке

Низкая инвестиционная активность на фондовом рынке

Устойчивое

·          Политика стабильного размера дивидендных выплат

Дивидендная политика, направленная на максимизацию рентабельности собственного капитала

Не устойчивое

Политика постоянного возрастания размера дивидендов

·     Политика стабильного уровня дивидендов

·     Остаточная дивидендная политика

·     Политика минимального стабильного размера с надбавкой в отдельные периоды

 

В месте с тем объектом настоящего исследования являются предприятия  оборонно-промышленного комплекса (ОПК), которые в настоящее время акционируются и, как правило, имеют одного акционера в лице государства. Уникальность данной ситуации является причиной сложности применения существующих дивидендных политик на предприятиях ОПК. Представляется, что дивидендная политика предприятия ОПК, не предполагающего финансирование инвестиций за счет дополнительной эмиссии акций должна определяться исходя из критерия обеспечения максимальной рентабельности собственного капитала предприятия. В этом случае государство сможет обеспечить наиболее эффективное использование ограниченных бюджетных ресурсов, перераспределив полученные в результате выплаты дивидендов средства в наиболее эффективные проекты народного хозяйства. В предложенной матрице данная дивидендная политика указана в правом верхнем квадрате. Таким образом, предложенный инструментарий выбора дивидендной политики учитывает такие важнейшие факторы как, финансовая устойчивость и инвестиционная активность предприятия на фондовом рынке, а также позволяет осуществить выбор дивидендной политики для предприятий ОПК, характеризующихся стабильным финансовым состоянием и низкой инвестиционной активностью.

 

Литература

1.     Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. - М.: Эльга, 2006. - т. 1 и 2.

Сайт управляется системой uCoz