Повышение эффективности Управления социальными корпоративными технологиями в современных организациях
Зверкович И.О. (Брянский филиал РГТЭУ),
Ерохина В.А. (БГТУ, г. Брянск, РФ)
The theoretical aspects of management of social potential of the industrial enterprise are considered. In particular, results of the analysis of the various approaches in the results of the analysis of the various approaches in results of the analysis of the various approaches in results of the analysis sphere of application.
Переход от плановой экономики к рыночной сопровождался перестройкой форм регулирования социальной сферы, что послужило основанием и вызвало необходимость создания новых социальных технологий. При этом формирование новой структуры российской социальной сферы началось с резкого сужения потока финансирования ее жизнедеятельности. Согласно результатам всероссийского исследования, в среднем по выборке, величина социальных инвестиций на одного работника (IL), заявляемая корпорациями, составила 28 330 руб. в год, отношение объемов социальных инвестиций к валовым продажам (IS) – 1,96%, а к балансовой прибыли (IP) – 11,25% [2].
Уровень развития социальной сферы во многом является результатом и показателем эффективности реализации социальных технологий.
Обзор концепций и подходов к изучению социальных технологий в управленческой практике позволил разработать классификацию основных направлений их развития на российских предприятиях (табл. 1.) [1].
Корпоративные социальные технологии используются чаще крупными предприятиями, что связано для них с более высокими издержками (рис.2).
При этом крупные компании не удовлетворены таким положением дел, но практически не имеют возможностей изменить ситуацию из-за внешних причин. Объекты культурно-бытового назначения непривлекательны для покупки сторонними инвесторами, так как платежеспособный спрос на данные услуги низок. Большинство предприятий, на балансе которых сохранилось жилье и ряд других социальных объектов, хотели бы передать его в ведение муниципалитетов, однако последние чаще всего не в состоянии содержать такие объекты. Российские муниципалитеты не обладают фискальной автономией, существующая система межбюджетных отношений между регионами и муниципалитетами не обеспечивает местные бюджеты достаточными ресурсами. В то же время некоторые предприятия активно используют предоставление социальных услуг как средство привлечения и закрепления сотрудников. И все же, крупные предприятия более активны в предоставлении социальных услуг своему персоналу. На многих предприятиях пользователи оплачивают часть социальных услуг, то есть, по-видимому, часть услуг предоставляется на рыночной основе. Однако размер этих платежей остается небольшим по сравнению с затратами предприятия на предоставление услуг.
Таблица 1- Классификация социальных корпоративных технологий
Вид социальной технологии |
Регулятор |
Социальный интерес, потребность |
1. Создание социальных механизмов, мотивирующих производительность труда |
||
1.1. Создание мотивирующей оплаты труда |
Размер средней заработной платы |
Обеспечение воспроизводства рабочей силы |
1.2. Создание привлекатель-ных рабочих мест |
Изменение условий труда, инвестирование |
Качество трудовой деятельности |
1.3. Управление карьерой |
Предоставление возможностей для роста |
Потребность в самовыражении и росте |
1.4. Участие работников в собственности корпорации |
Владение акциями |
Потребность в соучастие |
2. Инвестиции в человеческий капитал |
||
2.1. Развитие персонала |
Оплата обучения |
Потребность в саморазвитии |
2.2. Инвестиции в поддержание здоровья и культурного развития |
Финансирование социальных объектов |
Потребность в самосовершенствовании |
2.3. Предоставление социальных пакетов |
Финансирование социальных сервисов |
Потребность в стабилизации и ощущении надежности |
3. Корпоративная культура |
||
3.1. Участие в управлении |
Создание механизма учета мнений работников |
Потребность в инновации как элементе самоутверждения |
3.2. Формирование корпоративной лояльности персонала |
Создание механизма закрепления взаимосвя-зей работник-корпорация |
Потребность в принадлежности к группе и чувстве общности целей и дела |
4. Бренд |
||
4.1. Реализация концепции бренда в деятельности подразделений |
Внутреннее смыслотворчество |
Потребность в осмысленности и общественной пользе реализуемой деятельности |
4.2. Управление социальным пространством бренда |
Внешнее выражение целей корпорации |
Потребность в социальном признании реализуемой деятельности |
5. Направления совершенствования корпоративной политики в области социальной ответственности бизнеса |
||
5.1. Неукоснительное выполнение корпорациями законодательства |
Формирование законопослушности корпораций |
Потребность в легитимизации и участии в транспарантных экономических отношениях |
5.2. Поддержание партнерских отношений с общественными организациями |
Формирование социальных сетей |
Потребность в социальной поддержке |
5.3. Вклад в формирование гражданского общества через партнерские программы и программы поддержки развития местного сообщества. |
Формирование программы по связям с общественностью |
Потребность в существовании нормально функционирующего социального пространства, обеспечивающего качественное воспроизводство человеческого капитала территории |
Рисунок 1 - Процент предприятий, содержащих социальные объекты (по размеру предприятия)
Корпоративные социальные технологии играют важную роль в привлечении и удержании персонала на предприятии. Особенно это касается предприятий, на которых затраты на социальную сферу составляют высокий процент от фонда оплаты труда. Хотя в последние годы произошло сокращение неденежных форм оплаты труда, социальные услуги, очевидно, по-прежнему являются важной формой оплаты труда на некоторых предприятиях. По мнению руководства предприятия, предоставление социальных услуг более важно для работников с более низким уровнем образования. В особенности это касается квалифицированных рабочих, составляющих в среднем более 60% работников.
Несбалансированность развития социальной сферы и отсутствие институтов формирования трудовой мотивации породили множество организационно-управленческих проблем на корпоративном уровне. Именно это обстоятельство объективно вызвало к жизни социальные технологии в корпоративном управлении и неотложность их реализации. Стимулирование внедрения социальных технологий в практику корпоративного управления должно стать одним из важнейших направлений развития государственной социальной политики. Законодательное регулирование этих процессов находиться в стадии формирования и сохраняет в себе как традиционные формы, так и начинает учитывать опыт зарубежных компаний. Традиционной основой регулирования социальных отношений в сфере труда, являющихся предметом социальных технологий, выступает Трудовой кодекс. По мере развития рыночных отношений, центр регулирования взаимодействия работник – работодатель смещается с общегосударственного на локальный уровень в виде договорного регулирования.
По мере внедрения социальных технологий в практику корпоративного управления возникают новые гибкие формы косвенного законодательного регулирования этих процессов. В России международный стандарт социальной отчетности внедряется под влиянием двух основных факторов: выход российских компаний на международный рынок и инициативы различных общественных организаций (Российского союза промышленников и предпринимателей, профсоюзных организаций). Если положения Трудового законодательства носят обязательный к исполнению характер, то внедрение форм социальной отчетности, соприкасаясь с налоговым регулированием, находится в рекомендательной плоскости.
Важным направлением, стимулирующим внедрение социальных технологий в корпоративное управление, становится внедрение системы социальных стандартов и социальной отчетности. Международный стандарт отчетности в области устойчивого развития GRI (Global Reporting Initiative) используют в своей практике около 440 компаний в разных странах мира. Основной проблемой является привязка GRI к принятым в России законам и нормам в области трудовых отношений, экологии, экономических показателей. Внедрение корпоративной социальной отчетности тесно связано с проблемой глобализации, ключевым субъектом которой является бизнес.
В России компании, стремящиеся к выходу на международные рынки, начинают стремиться к соблюдению международных стандартов. Социальный отчет ОАО «Сибнефть» за 2002-2003 год - первый отчет компании с российским капиталом, подготовленный в соответствии с требованиями международного стандарта верификации отчетов AA1000 [4]. Северо-Западная лесопромышленная компания выпустила один из первых социальных отчетов – экологический отчет за 2004 г., подготовленный с учетом требований Руководства GRI и стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-98. Законодательное обеспечение реализации социальных технологий регулируется комплексом нормативно-правовых актов, всех уровней от федерального до внутрикорпоративного, отражая поэтапное становление рыночных отношений в России.
Реализация блока социальных технологий, через инвестирование в человеческий капитал, позволит предприятиям улучшить финансовое состояние, повысить корпоративную культуру, сформировать корпоративную лояльность, интегрироваться в мировое экономическое пространство, обеспечить конкурентоспособность.
Литература
1. Буковинская М.П. Социальные технологии как способ регулирования трудовых отношений в корпорациях/ Автореферат диссертации/ М.: Российская академия государственной службы при Президенте РФ, 2008. – 49 с.
2. Доклад о социальных инвестициях в России за 2004 год / Под общей ред. С.Е. 3. Литовченко– М.: Ассоциация Менеджеров, 2004 г. – 200 с.
3. www.unglobalcompact.org
4. http://www.gazprom-neft.ru/social/report-04-rus.pdf