ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОДУКТА

 

Затепякин О.А. (СФ МИЭП, г. Новокузнецк, РФ)

 

Concept of formation as branches of economy. Concept of an educational product. The characteristic of a product of an education system, his feature.

 

Для раскрытия экономической природы образовательного продукта необходимо дать сначала характеристику производящей его системы, то есть системе образования и далее выделить его особенности.

К числу обязанностей государства во всех странах относиться, в частности, предоставления возможности получения образования. Образование сегодня рассматривается как одна из основных ценностей, без которых невозможно дальнейшее развитие общества. Оно представляет собой многофункциональную систему со сложной структурой. Под системой образования в соответствии с Законом РФ об образовании понимается совокупность, во-первых, системы преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, во-вторых, сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, и, в-третьих, системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Воздействие системы образования на жизнь общества весьма широко - в дошкольных учреждениях и общеобразовательной школе начинается процесс формирования личности, индивидуального и общественного сознания людей, продолжающийся и в системе профессионального образования. В настоящее время возрастает роль системы образования как института духовного производства личности, повышения ее качеств как субъекта производственных отношений. Система образования как институт духовного производства и интеллектуального развития личности, развития ее творческого потенциала должна формировать такую совокупность знаний и навыков членов общества, которые могли бы обеспечить возможность их целесообразной деятельности в системе общественного разделения труда.

Рассмотрев систему образования, необходимо остановиться на характеристике продукта системы образования, его особенностях.

Русское понятие продукта происходит от латинского слова productus - произведенный, иными словами это следствие, результат известных усилий, предмет, получающийся в результате человеческого туда. Как экономическая категория продукт (экономический продукт) - результат экономической деятельности, воплощенный в вещах и услугах. Если говорить в контексте наших рассуждений, то есть в контексте экономики образования, то образование есть система, которая по своему характеру может быть рассматриваемая как производящая экономические блага в виде образовательных услуг, что и является формой образовательного продукта. Образовательная услуга (образовательный продукт) представляет собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Продукт, создаваемый в сфере образования, как отрасли экономики, не имеет вещной формы. Образовательный продукт отличается от вещного продукта тем, что полезный эффект от его потребления неотделим от процесса его производства. Это первая характеристика экономической природы образовательного продукта и его особенность.

Во-вторых, услуга системы образования является товаром особого рода и сохраняет черты общественного блага. Поэтому потребность в услугах образования как общественного блага выражается через механизм общественного выбора, в виде принимаемых решений поступить в то или иное учебное заведение, на тот или иной факультет, вообще поступить в соответствующее престижное учебное заведение. Такая потребность сильно зависит от мнения родителей и знакомых. Она может сдерживаться правилами приема в учебное заведение, уровнем требований к качеству знаний поступающих, а также может деформироваться соответствующей политикой государственной поддержки обучающихся. Получение соответствующего образования во многих странах рассматривается как символ высшего потребительского стандарта и образа жизни среднего класса, так как в образовании реализуются все возрастающие социальные потребности людей в своем дальнейшем духовном, интеллектуальном развитии. Потребность в образовании зависит от масштабов развития различных звеньев образования и качества подготовки на предшествующих ступенях образования. Возникает так называемый «внутренний образовательный рынок», где качество обучения играет роль своеобразной «денежной единицы». Образовательный продукт, таким образом, приобретает ярко выраженную социально-экономическую окраску.

В-третьих, другая особенность образовательного продукта состоит в том, что эффект, который получает человек и общество, трудно количественно оценить. Неопределенность конечных результатов и качественных процессов образования создает трудности для обучающихся - в правильном выборе профиля подготовки и специальности, для преподавателей - в обоснованном отборе абитуриентов, а для организаций - в рациональном наборе специалистов на работу, работодателю часто требуется время, чтобы признать новую специальность.

В-четвертых, еще одной особенностью образовательного продукта является высокая эластичность спроса на него. Потребители услуг образования могут сознательно урезать свои расходы в пользу других статей потребительского бюджета. После обязательной системы образования (например, в вузе) потребителям услуг часто приходится сравнивать расходы на учебу с «потерянными доходами», т.е. с доходами, которые они получили бы, работая в народном хозяйстве за время своей учебы.

Пятая специфика проявляется его двойственной природой. С одной стороны, этот продукт обладает свойствами общественного блага. Как известно, чистое общественное благо (например, безопасность жизни человека, обеспечиваемая армией и органами внутренних дел; экологическая среда, обеспечиваемая национальными парками и т.д.) характеризуется совместным характером потребления и неделимостью потребления, когда потребление одним не исключает потребления другим, внешний эффект воздействия общественного блага не имеет четко очерченных границ и не создается количественной оценки, что делает практически невозможным применение коммерческого принципа сопоставления затрат с результатами. Чистое общественное благо является всенародным достоянием, производство и распределение его относится к общественному сектору экономики и содержится за счет средств налогоплательщиков, распределяемых через государственный бюджет. С другой стороны, существует личный аспект потребности в образовании. Поэтому целиком образовательный продукт нельзя отнести к общественному благу. Здесь чистому общественному благу соответствует только общеобразовательный фундаментальный цикл подготовки. Что касается профессионального и специального циклов подготовки, то они тесно связаны с рынком труда, с потребностями экономики в кадрах соответствующего профиля обучения и уровня квалификации. Его можно рассматривать также как частное благо, поскольку обучение здесь является сферой самореализации личности, ее творческого потенциала, одним из способов удовлетворения духовных потребностей человека. И вместе с тем оно служит гарантией профессионального, предпринимательского успеха и средством социальной защиты от стихийного колебания рынка труда, так как общепризнано, что чем выше образовательный уровень работника, тем больше у него шансов не оказаться безработным. Система мотивации личности к творческому, квалифицированному труду, в конечном счете, формирует мотивационные стимулы обучающихся к учебе. Квалификацию и знания можно рассматривать как особую форму интеллектуальной собственности человека, как его персонифицированный капитал. Не случайно оказание многих образовательных услуг приобретает индивидуальный характер.

 

Сайт управляется системой uCoz