РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

 

Ушанова Н.А. (ГОУВПО СГАСУ, г. Самара, РФ)

 

Development and unplementation of quality management system in a building company as a factor of increasing its competitiveness.

 

По мере развития человеческой цивилизации с ростом возможностей экономики неизмеримо выросли и запросы потребительского рынка.

Если сначала в соответствии со спросом главным вектором в развитии производительных сил было количество производимых товаров, то в настоящий период таким вектором является их качество.

Одним из главных инструментов в управлении качеством является стандартизация, которая также прошла длительный эволюционный путь своего развития: от стандарта конкретного производителя на свою продукцию, устанавливающего ее характеристики – до международных стандартов качества ИСО серии 9000, устанавливающих требования не к продукции, а к системе управления (менеджмента) качества (СМК) в организации – производителе. При этом требования имеют универсальный характер для любой организации и любой продукции.

Стандарты зарегистрированы в России в статусе национальных с аббревиатурой трех основополагающих стандартов:

·                        ГОСТ Р ИСО 9000:2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

·                        ГОСТ Р ИСО 9001:2001. Системы менеджмента качества. Требования.

·                        ГОСТ Р ИСО 9004:2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.

Указанные стандарты вбирают в себя лучший мировой опыт управления качеством,  в том числе и опыт отечественной экономики.

После распада Советского Союза экономика России кардинально и все более углубленно реформируется, в том числе и строительство как её отрасль, по двум основным направлениям:

·                        переход от государственной планово–административной системы управления, основанной на государственной собственности на средства производства, – к рыночной системе, основанной на множественности форм собственности, в том числе частной и коллективной;

·                        интеграция в глобальную экономическую систему.

Само собой разумеется, что в процессе реформирования меняются и совершенствуются законодательная и нормативная базы в соответствии с таковыми в мировом сообществе.

Это есть государственная политика, в русле которой реформируется и строительство, где можно выделить 2 этапа:

1 этап (начало 90-х годов ХХ века – начало XXI века) – это разгосударствление и разукрупнение организаций строительного комплекса с их переходом в новые организационно – правовые формы;

2 этап (начало XXI века по настоящее время) – это передача функций нормативно-правового управления организациями строительного комплекса от структуры органов государственной исполнительной власти (с одновременным их реформированием в рамках административной реформы) вновь создаваемым структурам негосударственных и саморегулируемых  организаций.

Основные вехи второго этапа, касающиеся управления качеством строительства:

1991 – вводится  государственное лицензирование строительной деятельности;

2001 – регистрация в статусе национальных стандартов ГОСТ Р ИСО 9000, 9001, 9004 и других;

2002 – принимается федеральный закон «О техническом регулировании»;

2003 – создается система «Росстройсертификация»;

2004 – регистрируется Российский стандарт организации СТО ФЦС 06 – 2004 «Системы обеспечения качества в строительных организациях»;

2004 – ликвидируется Госстрой РФ, создаются Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству и Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии; принимается федеральный закон «Градостроительный кодекс»;

2005 – федеральным агентством по строительству и ЖКХ издается приказ от 13.07.05г. № 190 «О разработке и внедрении систем управления качеством на основании требований ГОСТ Р ИСО 9001:2001»;

2006 – отменяется государственное лицензирование строительной деятельности  по всем трем направлениям: изыскание, проектирование, строительство (сроки несколько раз переносятся, последний срок - с 1.01.09);

2007 – принимается федеральный закон «О саморегулируемых организациях».

Приведенные сведения, конечно же, известны в сфере строительства, но в данном изложении они объясняют логику и показывают четкую целенаправленность реформы  в  строительстве.

А реформа, что вполне естественно, подвергается острой критике со стороны ряда практиков и ученых, в том числе на довольно высоком уровне (правительство Москвы). Главная основа критики – это опасение резкого снижения качества строительства в связи с отменой обязательного государственного лицензирования строительной деятельности.

И эти опасения не беспочвенны.

Дело в том, что отмена лицензирования логически должна вытекать из факта массового процесса по разработке, внедрению и сертификации в организациях строительного комплекса системы менеджмента качества (СМК) на базе ГОСТ Р ИСО 9001:2001, так как опять же мировой опыт показывает надежность и эффективность этих систем. На это и был расчет при регистрации национального стандарта ГОСТ Р ИСО 9001:2001.

Однако оказалось, что в силу специфики строительства стандарт ГОСТ Р ИСО 9001:2001 по многим позициям непонятен специалистам строительной отрасли. Поэтому на территориальном уровне были организованы курсы  по массовому изучению стандартов семейства ИСО 9000. Но эти курсы оказались неэффективны по следующим причинам:

· концепция курсов была принята очень узкой. Ведь изучение стандартов - это не самоцель, а всего лишь средство для усвоения и решения конечной задачи, а именно - разработки и сертификации СМК для своей организации;

· изучение стандарта сводилось к заучиванию его текста без конкретной привязки к строительной отрасли;

· курсы в значительной мере комплектовались слушателями (работниками организации), по роду своей работы специально не занимающиеся вопросами качества.

К тому же закон «О техническом регулировании» установил, что применение всех стандартов, в том числе ГОСТ Р ИСО 9001:2001, является добровольным делом организации. Ясно, что в такой ситуации процесс массовой разработки СМК в строительных организациях не пошел, не говоря уже об их сертификации.

Для оказания практической помощи строительным организациям в освоении ГОСТ Р ИСО 9001:2001 федеральным центром технической оценки продукции в строительстве (ФГУ ФЦС) разработан стандарт СТО ФЦС 06-2004 «Система обеспечения качества в строительных организациях», главные цели которого разработчики определили так:

· перевод требований ГОСТ Р ИСО 9001-2001 на язык Российского строительного комплекса;

· гармонизация требований к СМК в ГОСТ Р ИСО 9001-2001 с требованиями действующих нормативных документов и практикой отечественного строительства;

· создание для строительных организаций нормативной возможности поэтапной разработки и сертификации СМК строительно–монтажных работ (1 этап – на базе СТО ФЦС 06-2004; 2 этап – на базе ГОСТ Р ИСО 9001:2001).

СТО ФЦС 06-2004 в системе стандартизации считается не эквивалентом, а только аналогом ГОСТ Р ИСО 9001:2001, потому что этот стандарт не охватывает всего объема требований ГОСТ Р ИСО 9001:2001.

Действительно, сравнительный анализ стандартов показывает, что в СТО ФЦС 06-2004 отсутствуют требования:

                     процессного и системного подхода к СМК;

                     применения статистических методов в оценке и учете стабильности процессов жизненного цикла и качества строительной продукции;

                     материального стимулирования качества труда.

Но и с появлением СТО ФЦС 06-2004 положение с сертификацией СМК не изменилось.

Таким образом, можно констатировать факт неизбежного и длительного организационного разрыва во времени между отменой лицензирования и массовой сертификацией СМК в строительных организациях. В этом разрыве и таится главная опасность для качества строительно-монтажных работ. Будет ли этот разрыв уменьшаться или увеличиваться в условиях добровольной сертификации СМК? Это, на наш взгляд, будет зависеть от зрелости руководителей строительных организаций в понимании вопроса - что дает им сертификат на СМК при значительных затратах времени, труда и денежных средств для его получения?

А чтобы это понять, нужно очень тщательно изучить условия сертификации СМК аккредитованным органом на соответствие либо
ГОСТ Р ИСО 9001:2001, либо СТО ФЦС 06-2004, после чего сравнить процедуры получения лицензии и сертификата, и из этого сравнения определится ценность сертификата на СМК против ценности лицензии, что и будет определять решение о затратах на его получение.

Сегодня в обиходе у строителей сложилось такое понимание, что сертификация введена взамен лицензированию. Но это правильно только отчасти. Сравним эти два процесса и два документа: лицензию и сертификат соответственно.

Лицензирование

1. Проводится в обязательном порядке, при этом носит ярко выраженный формальный характер, а именно: организация-лицензиат передает в лицензионный центр пакет документов по перечню центра, в том числе п. 13 «Сведения о системе контроля за качеством выполняемых работ с приложением отзывов заказчиков, надзорных органов, специализированных организаций по контролю качества». Перечень этих сведений определен в методических указаниях лицензионного центра в 2005 году.

К перечню дано примечание: в соответствии с приказом лицензирующего органа - Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 13.07.2005 года № 190 система управления (контроля) качества должна быть разработана и внедрена на основании требований ГОСТ Р ИСО 9001:2001.

На основании анализа этих документов заявителю выдается лицензия сроком на 5 лет.

При этом фактическое состояние работ по управлению качеством в организации не проверяется. Что касается примечания в методических указаниях к п. 13, то оно просто игнорируется по обоюдному соглашению сторон. Процесс лицензирования организации занимает короткий период и ни в течении этого процесса, ни в течении последующего времени никакого влияния на установившуюся в организации практику управления качеством не оказывает. Аппарат организации просто не чувствует этого процесса, так как им занимается один исполнитель.

2.         По истечении срока действия лицензии ее продление носит еще более формальный характер, так как никаких плановых проверок деятельности организации в области управления качеством не проводится. По сути дела, лицензии продлеваются автоматически, если в предоставленных организацией документах не видно ухудшения против документов предыдущей лицензии. В редких, исключительных случаях проверки производятся при получении серьезных жалоб на организацию. Но даже, если проверка выявила серьезные нарушения в деятельности организации по качеству работ, то выдавший лицензию центр лицензирования не вправе ее отобрать, поскольку может это сделать только через суд.

3. Из сказанного выше можно сделать вывод, который подтверждается практикой строительства, что обязательная лицензия означает только наличие минимального потенциала организации для обеспечения качества работ, но не дает приемлемой гарантии качества.

Сертификация

1. Осуществляется в добровольном порядке.

В строительстве проводится по следующим объектам:

-  строительные материалы;

-  строительно-монтажные работы и услуги;

-  система менеджмента качества.

2.   Процесс сертификации по первым двум видам аналогичен процессу лицензирования, но с той разницей, что предъявленная организацией документация и процесс ее функционирования на стройках проверяется в ходе проведения сертификации экспертами центра сертификации. Сертификат выдается на 3 года с обязательной плановой проверкой деятельности организации по качеству, и при продлении сертификата учитывается фактическая эффективность системы управления. Орган по выдаче сертификата должен осуществлять периодическую плановую проверку состояния качества. При нарушении условий сертификации орган сертификации может аннулировать сертификат без суда, причем делается соответствующая запись в общедоступный реестр выданных сертификатов.

3. Принципиальным отличием сертификации от лицензирования является сертифицирование системы менеджмента качества. Процесс этого вида сертификации занимает гораздо более длительный период. Он состоит из следующих этапов:

-   проверка документации системы на предмет ее соответствия требованиям стандартов. При необходимости документация корректируется по замечаниям центра по сертификации;

-    по завершении этого этапа, т.е. установления пригодности документации, проводится проверка полноты ее внедрения в практику. При этом особое внимание уделяется обученности персонала, освоению им документации системы и фактической результативности ее функционирования. Для успешного прохождения этого этапа организация должна при необходимости скорректировать структуру аппарата с уточнением функций и обязанностей каждого работника службы качества, провести обучение персонала и внедрить в производство предусматриваемую системой документацию, особенно записи.

Из сказанного выше можно сделать вывод, что процесс сертификации сам по себе оказывает влияние на улучшение работы аппарата по качеству, и как следствие, на улучшение качества продукции.

Исходя из проведенного выше сравнения, добровольный сертификат соответствия на систему менеджмента качества дает потребителям гораздо большую реальную гарантию качества выпускаемой организацией продукции, чем лицензия, поэтому и ценность для подрядчика гораздо выше. Он демонстрирует способность организации «всегда поставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям» (ГОСТ Р ИСО 9001:2001 Область применения).

Российский союз строителей письмом № РСС-В3/101 от 17.07.08г. призывает организации строительного комплекса к сертификации продукции работ и услуг, а также систем менеджмента качества, хотя и признает, что «создание реально работоспособной и полномасштабной системы менеджмента качества на основе ГОСТ Р ИСО 9001:2001 и ее сертификация для большинства организаций сферы строительства объективно являются достаточно сложным делом».

В связи с принятием закона РФ «О саморегулируемых организациях» сомнений в востребованности консультационных услуг нет. Суть закона - вывести управление строительной отраслью из сферы государственного управления в сферу некоммерческих объединений (ассоциаций) организаций строительного комплекса. Ассоциации саморегулируемых организаций (АСРО) будут разрабатывать свои стандарты и правила предпринимательской деятельности, устанавливать требования к членству в АСРО.

В типовом стандарте АСРО о членстве строительных организаций есть требование - наличие системы контроля качества строительно-монтажных работ. В такой формулировке это совершенно неопределенное понятие, допускающее множество толкований по структуре и содержанию системы контроля. Поэтому нет никаких сомнений в том, что в ближайшее время это требование ужесточат и конкретизируют в требование иметь сертифицированную систему обеспечения качества СМР как минимум по СТО ФЦС 06-2004.

 

Сайт управляется системой uCoz