СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ МИГРАЦИИ В ПРИГРАНИЧНОМ РЕГИОНЕ
Стрелкова Т.В. (ОГАУ, г. Оренбург, РФ)
In given article the author deeles with main problems, connected with social - economic aspect of migration in Orenburg region in condition borderland. Also image of the actual material is given for period 2005 - 2008 gg. in demonstrative type. The Author is brought forth row of the offers on the most successful realization of migration politicy in Orenburg region.
Миграция играет всё более заметную роль в развитии общества как одна из основных составляющих рыночных отношений, обеспечивая наряду с товарными и финансовыми потоками перемещение населения в едином экономическом пространстве. Она оказывает существенное влияние на социально - экономическую и демографическую ситуацию в Оренбургской области так же, как и в других регионах России.
Миграционная привлекательность Оренбуржья объясняется приграничным положением, прохождением традиционных транспортных путей, связывающих государства Центральной Азии и центр России, а также стабильностью экономического развития региона.
С начала 90-х годов прошлого века на территорию Оренбургской области прибыло около 235 тысяч человек, в основном из центральноазиатских государств (Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркмения, Кыргызстан). Пик миграции в область пришелся на 1993 - 1994 годы: около 100 тысяч человек. Статус вынужденного переселенца и беженца с 1993 года получили 82,5 тысяч человек. На январь 2008 года статус вынужденного переселенца имеют 15350 человек. Это третий показатель в России и первый в Приволжском федеральном округе.
Таблица 1 - Основные регионы выхода вынужденных переселенцев
Регионы выхода статусных мигрантов |
2005 |
2008
|
Азербайджан |
0,7 |
0,3 |
Армения |
0,1 |
0,2 |
Беларусь |
0,2 |
- |
Грузия |
0,5 |
- |
Казахстан |
54,2 |
58,2 |
Кыргызстан |
2,9 |
0,9 |
Таджикистан |
10,3 |
4,8 |
Туркмения |
2,9 |
0,3 |
Узбекистан |
22,1 |
28,8 |
Украина |
3,4 |
2,9 |
Субъекты РФ |
1,7 |
3,2 |
Среди вынужденных переселенцев основную долю составляют лица трудоспособного возраста - 59,5 процента, дети в возрасте до 16 лет - 28,4 процента, старше трудоспособного возраста - 12,1 процента.
Наибольшей популярностью для расселения у вынужденных переселенцев пользуются города Оренбург, Орск, Новотроицк. Среди сельских районов приоритет у приграничных с Казахстаном районов - Соль - Илецкий, Акбулакский, Илекский, Беляевский, а также районы, расположенные рядом с промышленными центрами - Переволоцкий, Оренбургский, и Сакмартский.
Оренбургская область превратилась в своеобразный кордон, сдерживающий проникновение во внутренние регионы России наркотиков, контрабанды, нелегальной миграции. Важной мерой по борьбе с нелегальной миграцией является осуществление на границе качественного иммиграционного контроля. В области в настоящее время имеется только один пост иммиграционного контроля "Оренбург - аэро", сотрудниками которого в порядке эксперимента осуществляется иммиграционный контроль и на железнодорожной станции Илецк - 1.
Серьёзной проблемой для области является внешняя, в том числе, трудовая, миграция. За последние семь лет количество иностранных граждан, зарегистрированных в области в режиме временного пребывания, увеличилось в 10 раз (в 2007году - около 35,0 тысяч человек); в Приволжском федеральном округе больше зарегистрированных только в Самарской области. Граждане этой категории приезжают в область для осуществления трудовой деятельности и пополняют ряды нелегальных мигрантов.
Основная часть иностранных граждан привлекается в строительство (76,5 процента), сельское хозяйство (15,4 процента), коммерческую деятельность (2,3 процента), и промышленность (0,7 процента).
Оренбургская область используется многими иностранными гражданами как перевалочный пункт для дальнейшей миграции по России и в страны Западной Европы.
Вместе с тем с учётом складывающейся сложной демографической ситуации миграционный приток в область желателен и важен, но его необходимо регулировать. В 2007 году в область на законных основаниях работало 3502 иностранных гражданина, что составило 0,31 процента от численности занятых в экономике области и не оказало существенного влияния на рынок труда. Вместе с тем значительное количество иностранных граждан работают незаконно (по экспертным оценкам, от 10 до 15 тысяч человек).
Нелегальная трудовая деятельность иностранных граждан создаёт напряжённость на рынке труда и в социальной сфере, опасность распространения инфекционных заболеваний, обострение криминогенной ситуации, оттока финансовых средств из области. Отсутствие подразделений миграционного контроля не позволяет вести систематический контроль за трудовой деятельностью иностранных граждан.
Для вхождения в международный рынок труда становится необходимость создания действенной системы контроля и регулирования использования иностранной рабочей силы.
Для решения данной проблемы направлена "Областная целевая миграционная программа на 2006 - 2010 годы", основной целью которой, является совершенствование регулирования и контроля за миграционными процессами на территории области, обеспечение соответствия их параметров стратегии социально - экономического и демографического развития области.
Для успешной реализации миграционной политики на территории Оренбургской области целесообразно:
1. Увеличить размер финансовых средств из федерального бюджета в пользу нашего региона.
2. Направить через федеральную службу казначейства финансовые потоки, выделяемые из федерального бюджета на приобретение жилья для мигрантов, в органы исполнительной власти субъекта Федерации, оставляя контроль за целевым использованием этих средств за Территориальным органом.
3. Создать систему постов иммиграционного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу; создать иммиграционную инспекцию в области; придать Оренбургской области статус приграничной территории; создать единую сеть базы данных по иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся на территории Российской Федерации.
Необходимо принять федеральный закон (законы), четко регламентирующий следующие вопросы:
порядок и правила нахождения иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации;
механизм депортации иностранных граждан и лиц без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации;
привлечение и использование иностранной рабочей силы на территории Российской Федерации;
решение вопроса по организации мест временного содержания иностранных граждан в пунктах пропуска через государственную границу.
4. Предоставить право Территориальному органу при предоставлении беспроцентной возвратной ссуды руководствоваться стоимостью 1 кв. метра строительства жилья, определяемой администрацией области ежегодно.
Срок погашения ссуды увеличить с 10 до 15 лет. Предоставлять ссуду социально незащищённой категории (пенсионерам, инвалидам, многодетным, одиноким) на условиях 50 процентов погашения.
Для осуществления надлежащего контроля и оперативности в работе необходимо выделить Территориальному органу по вопросам миграции в Оренбургской области легковой транспорт.
Литература
1. Амелин В.В. Мигранты в Оренбуржье: проблемы социальной адаптации. -Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2002. -164 с.
2. Областной статистический ежегодник: Стат.сб./Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области.- Оренбург. 2007. - 478 с.
3. Областная целевая миграционная политика на 2006 - 2010 годы //Южный Урал от 09.12.2005.
4. Оренбуржье в контексте информационной политики, общественных и внешних связей за 2007.