ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ОТЧЕТНОСТИ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СООТВЕТСТВИИ
С МЕЖДУНАРОДНЫМИ УЧЕТНЫМИ СТАНДАРТАМИ
Сологубова Н.А. (филиал ГОУВПО «РГЭУ “РИНХ”», г.Георгиевске, РФ)
Reforming of the account and the reporting in Russia passes difficultly enough, there are many problems. First of all, it is connected not by that bookkeepers of Russia do not possess a sufficient level of professionalism, and that the state structures limit introduction IAS.
Два последних десятилетия отмечены усилением внимания к проблеме международной унификации бухгалтерского учета. Развитие бизнеса, сопровождающееся возрастанием роли международной интеграции, предъявляет определенные требования к единообразию и прозрачности применяемых в разных странах принципов учета и формирования отчетности. В процессе работы составителей и пользователей финансовых отчетов во всем мире возникает проблема унификации бухгалтерского учета [3].
Реформирование Российского учета на основе Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) явилась важным звеном во всей системе экономических реформ последнего десятилетия. Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденная постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 № 283, соответствует мировым тенденциям и предусматривает приведение национальной системы учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и МСФО. В нашей стране реформа отечественного учета направлена на его гармонизацию (сближение) с МСФО, что нашло отражение в принятой в 2004 году Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу. Конечная цель реформирования учета – перевод его на концептуальные основы построения, адекватные требованиям рыночной экономики [4].
Проблема составления отчетности в формате МСФО, в настоящее время актуальна для многих организаций России, особенно для тех, которые имеют определенный вес в мировой экономике.
Основной характеристикой нормативной базы российского учета является то, что она строго обязательна к применению, а санкции за ее неприменение могут быть достаточно жесткими. Суждение по прецеденту распространено крайне мало и применяется, в основном, в сфере налогового регулирования. Случаи, когда какой-либо объект учета учитывается по аналогии, практически отсутствуют [1].
Принципы формирования информации вытекают из целей учета. Эти цели в России и США довольно сильно различаются. Особенно это проявляется в главном требовании, предъявляемом к отчетности: если в США главное требование – разумность и полезность информации для принятия пользователем коммерческих решений, то в России главное требование – соблюдение различных правил ведения учета, предоставление в контрольные органы формально правильной информации. Вместе с тем, базовые принципы учета, отраженные в российской системе, по некоторым позициям совпадают с зарубежными. Но существует проблема подчинения целей, принципов и конкретных методик.
В соответствии с МСФО в финансовом учете цели учета как таковые не выделяются, а формулируются цели финансовой отчетности. Согласно SFAC 1 (Statement of Financial Accounting Concepts – положение о концепциях финансового учета), эти цели формулируются так:
1. Финансовая отчетность должна обеспечивать полезными данными реальных и потенциальных инвесторов, кредиторов и других пользователей для принятия решений об инвестировании, кредитовании и др. Информация должна быть исчерпывающей и доступной для восприятия специалистов в сфере коммерческой деятельности, а также желающих изучить эти сведения с необходимым прилежанием.
2. Данные финансовой отчетности должны помочь реальным и потенциальным инвесторам, кредиторам и другим пользователям в определении сумм и сроков инвестиций, будущих поступлений денежных средств от дивидендов или процента, выручки от продаж, размера и срока погашения платежей за ценные бумаги или по ссудам. Поскольку денежные средства инвесторов и кредиторов зависят от денежных потоков предприятия, финансовая отчетность должна обеспечивать их информацией о размерах сумм и времени будущего прироста денежных средств данного предприятия.
3. Финансовая отчетность должна содержать информацию об экономических ресурсах предприятия, дебиторской задолженности, а также о результатах операций, событиях и обстоятельствах, которые изменяют эти ресурсы и задолженность [3].
Общие требования к представлению финансовой отчетности, рекомендации по её структуре и минимальные требования к её содержанию излагаются в МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности».
В отличие от российских стандартов (РСБУ) в МСФО не существует определения формы отчетности, они могут формироваться исходя из предлагаемых в МСФО 1 вариантов построения финансовой отчетности. В целом согласно МСФО 1 полный комплект финансовой отчетности включает: Баланс, Отчет о прибылях и убытках, Отчет об изменениях в собственном капитале, Отчет о движении денежных средств, Учетная политика, а также Примечания к финансовой отчетности.
В стандарте IAS 1 сказано, что каждая существенная статья должна представляться в финансовой отчетности отдельно, несущественные суммы должны объединяться с суммами аналогичного экономического содержания. Считается, что несущественной является статья, не превышающая 5 % валюты баланса. Это касается ее суммового признака, но в качественном отношении информация может быть существенной, поскольку ее отсутствие или сокрытие может оказать влияние на принятие решений. Также в стандарте указано, что статьи активов и обязательств (можно понимать – пассивов) не подлежат зачету и отражаются в отчетности отдельными статьями. В зарубежной учетной практике это может быть и возможно, в отечественной – не всегда. Например, бухгалтер зарубежной компании может включить в состав пассивов амортизационные отчисления, и тем самым исключит взаимозачет между стоимостью основных средств и величиной использования этого вида активов. Еще в середине 90-х годов из состава источников собственных средств, отраженных в пассиве баланса, была выведена статья «Амортизационный фонд», включающая величину накопленной амортизации предприятия к концу отчетного периода. Таким образом, амортизацию незаслуженно вывели из состава источников собственных средств специального назначения. На наш взгляд, аналитические возможности баланса при этом снизилась. И, хотя в соответствии с МСФО, основные средства должны отражаться по остаточной стоимости, с учетом полезности использования объекта (для инвесторов остаточная стоимость является более интересной, так как отражает реальную величину основных средств), зарубежному бухгалтеру не запрещено указывать в балансе сумму, которую он считает уместной в том или ином случае, если это принесет выгоду фирме.
Финансовая отчетность по МСФО представляется, как минимум, раз в год. Период отчетности, обычно, равен году (52 недели); начало периода (отчетная дата) устанавливается компанией самостоятельно и применяется последовательно из года в год. В исключительных случаях, например, при изменении отчетной даты, отчетность предоставляется за период, не равный году – в этом случае раскрывается этот факт, его причина, и факт того, что данные являются несопоставимыми с данными прошлых лет [4]. Финансовая отчетность выпускается в срок не более 6 месяцев по завершении отчетного периода. В России на составление годовой отчетности отводится 3 месяца, а в целом, российский бухгалтер на составление отчетности тратит 7 месяцев в году из 12. Можно сказать, работать некогда – только успевай составлять отчеты, подписывать их, утверждать, предоставлять контролирующим организациям. Остается непонятным зачем, например, налоговой службе Баланс за какой-либо квартал. Предприятие располагает налоговым календарем, подшивает платежные поручения на оплату налогов, – на наш взгляд, этого было бы достаточно до истечения отчетного года. Основное отличие до отечественных стандартов учета от зарубежных является то, что потребителем бухгалтерской информации остается государство в лице налоговых органов, а значение участников делового оборота – инвесторов, кредиторов, менеджеров, а также самих бухгалтеров и аудиторов – сведено к минимуму [2].
Одним из негативных моментов постепенного реформирования учета является, на наш взгляд, тот факт, что из баланса исключены указанные в скобках номера счетов, на основании остатков которых формировались статьи. В зарубежном балансе отсутствуют шифры счетов потому, что во многих странах их просто нет, например, в США, где каждая фирма имеет свой план счетов (на государственном уровне План счетов как таковой не закрепляет номера за бухгалтерскими счетами).
Компания, основываясь на характере операций, самостоятельно выбирает порядок представления статей баланса:
· (Classified Balance Sheet) Оборотные и внеоборотные активы, краткосрочные и долгосрочные обязательства представляются как отдельные статьи внутри балансовой классификации.
· Разделение статей баланса на кратко- и долгосрочные не производится, статьи перечисляются в порядке возрастания ликвидности [4]. Этот формат оправдан для компаний, операционный цикл которых существенно длиннее одного года, например, для строителей, девелоперов, авиазаводов и судоверфей.
Как абсолютный минимум, баланс должен раскрывать статьи, перечисленные в таблице - это ни в коей мере не исчерпывающий список (табл. 1):
Таблица 1 – Баланс, составленный по МСФО
Активы |
Капитал и обязательства |
||
Основные средства (plant, property and equipment) |
Торговая и прочая кредиторская задолженность |
|
|
Нематериальные активы (при необходимости гудвилл выделяется отдельной строкой) |
Текущие и отложенные обязательства по налогу на прибыль |
||
Финансовые активы, кроме отраженных в нижеследующих статьях |
Долгосрочные обязательства, включающие выплату процентов |
||
Инвестиции, учтенные методом участия (equity methode) |
Резервы (provisions) |
||
Запасы |
Доля меньшинства (minority interest) |
||
Торговая и прочая дебиторская задолженность |
|
|
|
Текущие и отложенные требования по налогу на прибыль |
|
|
|
Деньги и денежные эквиваленты |
|
Капитал и фонды (equity and reserves) |
|
Отчет о прибылях и убытках в соответствии с МСФО должен включать следующий минимальный объем: Выручка; Затраты (методом «по видам затрат» или «по себестоимости продаж»); Результат операционной деятельности; Затраты по финансированию; Прибыли (убытки) от деятельности и зависимых компаний; Налог на прибыль; Прибыль (убыток) от обычной деятельности; Чрезвычайные прибыли (убытки); Доля меньшинства; Чистая прибыль (убыток) за период; Анализ доходов и расходов представляется либо внутри отчета (предпочтительно) либо в пояснительной записке.
Метод «по видам затрат» (by nature of expense) учитывает статьи первичного расходования средств (обязательно выделение амортизации и расходов на оплату труда), не перераспределяя их на готовую продукцию и направлениям деятельности. При этом необходимо скорректировать валовую сумму статей затрат на увеличение (уменьшение) в запасах готовой продукции и незавершенного производства [4]. Метод оптимален для небольших компаний.
Таблица 2 – Формирование Отчета о прибылях и убытках методом «по видам затрат» (тыс. долл.)
Выручка |
1,000 |
Заработная плата |
(400) |
Сырье и материалы |
(360) |
Амортизация |
(65) |
(Прочие операционные расходы) |
(90) |
Уменьшение (увеличение) в запасах готовой и незавершенной продукции |
(60) |
Итого операционные расходы |
(975) |
Прибыль (убыток) от операционной деятельности |
25 |
Метод «по себестоимости продаж» («по функции затрат») классифицирует затраты по функциям (себестоимость продаж, расходы на сбыт и управление), не выделяя статей внутри этих категорий [4]. Затраты на труд и амортизацию обязательно отражаются в пояснительной записке, а также количество работников (среднегодовое или на конец периода).
Таблица 2 – Формирование Отчета о прибылях и убытках методом «по себестоимости продаж» (тыс. долл.)
Выручка |
1,000 |
(Себестоимость продаж) |
(695) |
Валовая прибыль |
305 |
Прочий операционный доход |
- |
Расходы на сбыт |
(175) |
Административные расходы |
(95) |
Прочие операционные расходы |
(10) |
Прибыль (убыток) от операционной деятельности |
25 |
В пояснительной записке отражаются: - затраты периода на оплату труда 400 - амортизация 65. |
В отечественной учетной практике такая вариантность формирования Отчета о прибылях и убытках отсутствует, что также ограничивает
Позитивных, полезных моментов, бесспорно больше, чем негативных и бесполезных. Но трансформировать полностью все принципы и правила зарубежного учета в российскую учетную практику представляется достаточно сложным в силу различающихся экономических условий развития, исторических аспектов и менталитета счетных работников.
Литература
1. Дымова И.А. Международные стандарты бухгалтерского учета. – М.: Главбух, 2000.
2. Качалин Н.Н. Финансовый учет и отчетность в соответствии со стандартами GAAP. – М: Дело, 1998.
3. Маренков Н.Л., Веселова Т.Н. Международные стандарты финансовой отчетности. – М.:Национальный институт бизнеса. Ростов-на-Дону «Феникс», 2005.
4. http://onoufriev.narod.ru/msfo/ias.htm#.