ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В УСЛОВИЯХ ФИЛИАЛА
Смирнов А.В., Валиахметова И.В., Семенова И.В.
(Бугульминский филиал ГОУ ВПО Казанского государственного технического
университета им.А.Н.Туполева, г.Бугульма, РФ)
The quality management system (СМК) represents real requirement of educational institutions of the maximum vocational training. Branches of HIGH SCHOOLS, in competitive environments in the market of educational services, should introduce also СМК which will promote improvement of quality of preparation of experts.
Разработка и внедрение системы менеджмента качества (СМК) в ОУ сопряжены в большими трудностями (организационного, методического и финансового плана). Вместе с тем, необходимость системы менеджмента качества в системе высшего профессионального образования являются острой необходимостью, повышающую конкурентоспособность на рынке образовательных услуг.
Последовательность и взаимодействие системы менеджмента качества в системе образования представляет собой процессный ландшафт (рис.1).
Рисунок 1 - Основные, управляющие и поддерживающие процессы системы менеджменты качества
При этом начальным этапом внедрения СМК в образовательном учреждении является обучение всего персонала основам менеджмента и маркетинга, а также компьютерному делопроизводству, основам психологии и педагогики, а профессорско-преподавательский состав – еще и педагогике и психологии высшей школы, новым информационным технологиям, электронному документообороту.
Для приведения в соответствие должных обязанностей, упорядочивания рабочей нагрузки, оптимальному бюджетированию рабочего времени и ресурсов, мы вводим «Матрицу распределения ответственности сотрудников в СМК».
При разработке, внедрении и поддержании эффективного функционирования СМК в условиях филиального образовательного процесса мы учитываем 8 основополагающих принципов:
ü Ориентация на потребителя – обучаемого и работодателя;
ü Лидерство руководителя;
ü Вовлечение работников;
ü Процессный подход;
ü Системный подход к менеджменту;
ü Постоянное улучшение;
ü Принятие решений, основанных на фактах;
ü Взаимовыгодные отношения с поставщиками – школами, училищами, техникумами.
Так на руководителя в СМК возлагаются следующие обязанности:
ü Сбор информации, формирование отчетных материалов о деятельности филиала и предоставление их в срок в установленном порядке в федеральные и муниципальные органы управления;
ü Формирование материалов о деятельности филиала для проведения процедур лицензирования и государственной аккредитации;
ü Разработка и внедрение рейтинговой системы оценки качества образовательного процесса и работы профессорско-преподавательского состава филиала;
ü Формирование средств оценки качества подготовки студентов, проведение мониторинговых процедур и анализ результатов диагностики качества образовательного процесса филиала;
ü Разработка и реализация корпоративной информационной сети филиала с целью обеспечения эффективного взаимодействия структурных подразделений филиала.
Все указанные аспекты подразумевают персональную ответственность каждого работника, идентификацию проведенной работы, оказанной услуги, ответственность за качество работы и услуги.
В конечном счете, внедрение СМК в условиях филиала ВУЗа позволяет провести стандартизированный аудит всего образовательного процесса, всей внеучебной работы, а на выходе – произвести корректировку выявленных ошибок и недостатков с целью улучшения деятельности всей организации и качества предоставляемых образовательных услуг.