СОЦИАЛЬНАЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

 

Скляр Е.Н., Швыгова К.В. (БГТУ, г. Брянск, РФ)

 

The theoretical aspects of management of social restructuring of the industrial enterprise are considered. In particular, results of the analysis of the various approaches in the results of the analysis of the various approaches in results of the analysis of the various approaches in results of the analysis sphere of application.

 

В настоящее время деятельность большинства российских промышленных предприятий характеризуется положительной динамикой. При этом с каждым годом усиливается нехватка трудовых ресурсов, потребность в инновациях, использовании наукоёмких и информационных технологий и интеллектуальных ресурсов. Это обусловливает необходимость сознательного выбора стратегии дальнейшего экономического и социального развития. Изучение зарубежного опыта также доказывает необходимость социальной ориентированности в регулировании хозяйственных процессов. Одним из инструментов, позволяющих эффективно реализовать социальную стратегию предприятия, является социальная реструктуризация.

Анализ работ отечественных и зарубежных ученых по вопросам управления социальной реструктуризацией показал, что большинство трудов, опубликованных в России и за рубежом посвящено управлению социальной политикой предприятия. Среди них, работы таких известных отечественных и зарубежных ученых, как А.Н. Аверин, В.С. Балабанов, В.И. Бобков, Н.А. Волгин, Л.П. Владимирова, Е.Ш. Гонтмахер, Н.А. Горелов, Н.К. Кульбовская, Ю.Г. Одегов, А.А Пороховский, Б.В. Ракитский, Л.С. Ржаницина, Н.М. Римашевская, В.Д. Роик, В.М. Рутгайзер, Г.Э. Слезингер, Н.П. Сорокина, К.А Хубиев, Ф.И.Шамхалов, Ф.И. Шарков, А.И. Вопросам же управления социальной реструктуризацией промышленного предприятия в настоящее время посвящено не так много трудов. Среди работ опубликованных в 2007-2008 гг. работы таких авторов, как Короткова Т.Л., Башарина Е.Н. и др.

Понятие социальной реструктуризации многогранно, до сих пор нет единого взгляда на его сущность и цели. Это показал анализ существующих подходов к определению понятия «социальная реструктуризация» в трудах отечественных и зарубежных ученых (табл. 1).

Первый и второй подходы предполагает наличие социальной стратегии, которая выступает в роли ориентира.

Третий подход рассматривает социальную реструктуризацию как способ реализации стратегии, в том числе социальной стратегии и формирования единых ценностей у всех сотрудников предприятия.

Четвертый подход рассматривает социальную реструктуризацию как механизм реализации стратегии и средство интеграции межфункциональных интересов различных отделов предприятия.

 

Таблица 1- Подходы к определению понятия «социальная реструктуризация  организации»

№ п/п

Автор подхода

Идея социальной реструктуризации

Определение понятия «социальная реструктуризация»

1

Гренроос К.

Разработка социальных стратегий, методов и приемов

Выполнение ряда приемов и методов с целью заинтересовать сотрудников предприятия в результатах своей работы с помощью активного применения социального подхода

2

Рафик М.,

Ахмед П.К.

Редактирование социальной стратегии предприятия

Планомерные действия по преодолению сопротивления персонала изменениям, мотивация и интеграция сотрудников с целью эффективной реализации социальных стратегий

3

Флипо Ж.-П.

Внедрение новых социальных стратегий

Планомерные действия по преодолению сопротивления персонала изменениям, мотивация и интеграция сотрудников с целью эффективной реализации социальных стратегий

4

Глассман, МакЭффи

Интеграция маркетинговой и кадровой политики

Кадровая политика предприятия, персонала – ресурс для реализации маркетинговых функций.

5

Рейно,

Морез

Повышение мотивированности персонала путем повышения качества социальных услуг

Ряд действий, направленных на повышение качества внутренних социальных услуг.

6

Перси,

 Морган

Идея социальной реструктуризации основана на концепции внутреннего маркетинга

Деление внутренней среды предприятия на сегменты, при котором основными критериями являются трудовые функции сотрудников предприятия и соответствующие им потребности.

 

Основа пятого и шестого подходов – зависимость качества предоставляемых социальных услуг от качества работы и удовлетворенности условиями труда. Такой подход близок к понятию «внутренний маркетинг» и имеет по сути те же корни.

С нашей точки зрения, социальная реструктуризация – это намеренное изменение формальных взаимоотношений между составляющими элементами предприятия, подразумевающее использование одного или нескольких способов учета интересов всех заинтересованных сторон, включая персонал предприятия [1]. Она включает реорганизацию трудовых процессов, уменьшение уровней управления, упразднение структурных подразделений посредством аутсорсинга, придание самостоятельности структурным подразделений, отказ от некоторых видов деятельности, сокращение рабочих мест и др.

Социальная реструктуризация предполагает изменение в партнерстве с объединениями работодателей, представителей власти через информационные компании, освещающие предстоящие структурные изменения в компании; посредством организации мероприятий по профессиональной переподготовке, оказания содействия в трудоустройстве, осуществления компенсационных выплат сотрудникам, попавшим под сокращение и т.д. [1,4].

Другими словами социальная реструктуризация предприятия - это процесс, обеспечивающий свободу полной самореализации каждого индивида в процессе производства, учёт его достоинства, создание максимально благоприятных условий для развития его способностей, разрешающий противоречия в отношениях между агентами производства, учитывающих способности работника и достойно вознаграждающих его.

Объектом социальной реструктуризации являются предприятия, субъектом (участниками реструктуризации) – руководители и коллектив исследуемых промышленных предприятий, предметом исследования (сфера потенциальных изменений) производственные и социальные процессы.

Цель социальной реструктуризации предприятия – создание эффективной социальной базы для его стабилизации и развития.

Принципы социальной реструктуризации: системность, справедливость; методичность (качественный анализ выбранных вариантов решения); последовательность; соблюдение трудового законодательства; равенство и отсутствие дискриминации и т.д.

Причины социальной реструктуризации предприятия:

- возможности ведения бизнеса легальным путем; общественная атмосфера в государстве вокруг бизнеса;

- отношение муниципального сообщества к бизнесу местного значения;

- предельно допустимый уровень административных барьеров в отношениях бизнеса и государства;

- возможности адаптации бизнес-структур к неожиданным изменениям внешней среды и др.

Социальная реструктуризация может быть объявлена в областях:

- регулирование труда, занятости и производственных отношений (политика оплаты и мотивации труда, промышленная безопасность, охрана труда и окружающей среды, социальная политика в отношении молодых работников);

- качество условий труда, жизни работников, их семей (охрана здоровья, оздоровление и спорт, жилищная политика, дополнительные дни отдыха и отпуска;

- социальное обеспечение и страховая помощь (добровольное медицинское страхование, негосударственное пенсионное обеспечение);

- социальная поддержка инвалидов и неработающих пенсионеров и др.

Рассмотрим основные этапы социальной реструктуризации, их числу которых можно отнести:

- анализ исходного экономического и социального бизнеса (анализ  выполнения социальных функций бизнеса во внешней и внутренней среде);

- анализ социальной среды предприятия с использованием SWOT-анализа;

- выявление социальных проблем реструктуризации производственных процессов;

- формирование основных направлений реструктуризации для решения социальных  проблем;

- разработку проекта реструктуризации по выявленным  направлениям;

- оценку результатов реструктуризации и корректировку узких мест.

В ходе реструктуризации компания решает ряд стратегических проблем, таких как:

- формирование социальной среды бизнеса (инфраструктуры);

- социальная ориентация производителей;

- определение структуры и объемов социальной поддержки на основе изучения социальных потребностей общества, персонала и др.;

-  социальное позиционирование бизнеса и др.

В заключение хотелось бы заметить, что в настоящее время реструктуризация большинства отечественных промышленных предприятий затрагивает либо структуру управления, либо структуру бизнес-процессов, оставляя без изменений социальные аспекты. Между тем, на наш взгляд, решение ряда социальных вопросов реструктуризации позволило бы существенно повысить ее эффективность и укрепить социальный имидж. предприятия, что особенно важно в условиях острого дефицита рабочих кадров.

 

Литература

1. Башарина Е.Н. Социально-ответственная реструктуризация бизнеса в рамках государственно-частного партнерства / Вестник Московского университета. Серия 21, 2007. - № 2.

2. Короткова Т.Л. Социально-этические проблемы реструктуризации бизнеса на макроуровне // Проблемы современной экономики, № 2(22), 2007.

3. Якимец В.Н. Социальные инвестиции российского бизнеса: механизмы, примеры, проблемы, перспективы. Т. 18. -М.: Комкнига, 2005.

4. Бизнес - регионам. Инвестирование в развитие территории присутствия компаний: факты, тенденции новые приоритеты / под ред. Ф.Т. Прокопов, Е.Н. Феоктистова. -М.: Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей), 2004. – 36 с.

Сайт управляется системой uCoz