КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С ПОЗИЦИИ СТОИМОСТНОГО ПОДХОДА

 

Силкина Т.Я. (БГИТА, г. Брянск, РФ)

 

From a position of the cost approach the building organisation is competitive if  it is more successful than competitors realises the price advantage and carries out the state order at the expense of more efficient control resources for the purpose of satisfaction of requirements (needs) interested in activity of the organisation of the parties and an enterprise increase in value.

 

Организационный процесс реализации государственных заказов на выполнение подрядных работ основан на конкурсной основе. В настоящее время получение заказа происходит при выделении ценового конкурентного преимущества строительных организаций. С учетом этого проблеме повышения конкурентоспособности строительных предприятий уделяется постоянное внимание, однако  еще не выработано точного понятия данной экономической категории.

Особенности строительной отрасли объясняются характером ее конечной продукции, специфическими условиями труда, рядом характеристик применяемой техники, технологии, организации производства, управления и материально-технического обеспечения производства.

Общие особенности функционирования строительных предприятий выражаются в следующем:

1) нестационарность, временный характер, неоднотипность строительного производства и характера конечной продукции;

2) технологическая взаимосвязь всех операций, входящих в состав строительного процесса;

3) неустойчивость соотношения строительно-монтажных работ по их сложности и видам в течение продолжительности строительства, что затрудняет расчет численного и профессионально-квалификационного состава рабочих;

4)  участие различных организаций в производстве конечной строительной продукции и наличие многообразия производственных связей;

5) роль климата и местных условий в строительных работах;

6) индивидуальное формирование цены на каждый строящийся объект, условий вложения денежных средств, их освоения, возврата;

7) особая форма расчета за строительную продукцию (расчеты ведутся за условно готовую продукцию – за этапы работ, выполнение частей или видов работ) [3,5].

  В связи с этим, в настоящее время существуют различные точки зрения на понятие конкурентоспособности строительной организации.

Так, Л.К. Афанасьева [1] определяет конкурентоспособность строительной организации с точки зрения ресурсной составляющей: как состояние социально-экономической системы, которое характеризуется наивысшей по сравнению с аналогичными системами конечной эффективностью использования имеющихся ресурсов.

А.А.Ложкин [2] обращает внимание на долю и сектор рынка, которую способно удерживать предприятие, тем самым, выделяя факторную составляющую к рассмотрению понятия «конкурентоспособность строительного предприятия».

Конкурентоспособность подрядного строительного предприятия как реальная и потенциальная возможность в существующих для него условиях оказывать услуги по строительству объектов, которые по ценовым и неценовым характеристикам (качество, сроки, производство работ) более привлекательны для заказчика, чем услуги его конкурентов, определяется в исследованиях Н.А.Половниковой. [4]

Основным показателем конкурентоспособности строительной организации является конкурентный потенциал [3]. Повышение его уровня определяет необходимые и достаточные условия для увеличения количества заключенных контрактов и, соответственно, получения максимальной прибыли.

Выделенные мнения различных исследователей к категории конкурентоспособности строительного предприятия подтверждают сложность и многогранность данного понятия.   

В современных условиях понятие конкурентоспособности строительного предприятия, на наш взгляд, целесообразно рассмотреть с точки зрения стоимостного подхода. Появившись относительно недавно в теории и практике управления, данный подход основан на том, что в качестве главного стратегического критерия эффективного менеджмента выступает прирост стоимости предприятия.  

Успешно функционирующая строительная организация создает стоимость не только для собственников, но и для поставщиков, потребителей, сотрудников, государства, инвесторов. В связи с этим, с нашей точки зрения, с позиции стоимостного подхода строительная организация является конкурентоспособной, если она более успешно, чем конкуренты реализует свое ценовое преимущество и выполняет государственный заказ за счет более эффективного управления ресурсами с целью удовлетворения потребностей (нужд) заинтересованных в деятельности организации сторон и прироста стоимости предприятия.

Рассмотрение конкурентоспособности с позиции стоимостного подхода в наибольшей степени способно комплексно охарактеризовать деятельность строительной организации, отразить критерии  различных конкурентных преимуществ строительной организации. Это позволит принять заказчику взвешенное решение при размещении государственного заказа и заключении договора с подрядной организацией.

 

Литература

1. Афанасьев М.П. Маркетинг: Стратегия и практика фирмы. – М.: Финстатинформ, 1995. – 298 с.

2. Организационно – экономическое обеспечение конкурентоспособности строительных организаций: Автореф.дис. ...канд.экон.наук: 08.00.05 /А. А. Ложкин; Нижегор.гос.архитектур.-строит.ун-т. - Н.Новгород, 2003. - 24 с.

3. Лысенко Е.Н. Формирование и развитие конкурентного потенциала строительных предприятий при участии в подрядных торгах (на примере Брянского региона). Автореферат дисс….канд. экон. Наук – СПб, 2006. – 18 с.

4. Половникова Н. А. Формирование механизмов повышения конкурентоспособности подрядного строительного предприятия. Автореферат дисс….канд. экон. Наук – СПб, 2003. – 18 с.

5. Экономика строительства: Учебник / Под общ. ред. И.С.Степанова. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Юрайт – Издат, 2004. – 620 с.

Сайт управляется системой uCoz