СПЕЦИФИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН

 

Сергутина Т.Э., Салова Н.Ю., Рыжикова С.И. (БГИТА, г. Брянск, РФ)

 

The article identified the specificity of the implementation of investment activities on the territory of special economic zones.

 

В соответствии с положениями Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» под особой экономической зоной (ОЭЗ) понимается часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, и которая создается в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры. Из определения особой экономической зоны вытекает существование особенностей инвестиционной деятельности на территории особой экономической зоны.

Специфика инвестиционной деятельности на территории особой экономической зоны определяется тем, что в ОЭЗ действует специальный налоговый, таможенный, ли­цензионный и визовый режим. В ОЭЗ не разрешается добыча и переработка полезных ископаемых, ломпереработка; произ­водство и переработка продукции черной и цветной металлур­гии (за исключением производства особо чистых металлов и сплавов для электроники); производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мо­тоциклов). Не допускается на территории ОЭЗ нахождение объектов жилищного фонда.

Резидент ОЭЗ обязуется осуществить инвестиции в объеме и в срок, определенные соглашением.  Резидент обязан осуществить капитальные вложения в рублях в сумме, эквивалентной не менее десяти миллионам евро (за исключением нематериальных активов) по курсу Центрального банка РФ на день представления заявки на заключение соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности в Федеральное агентство по особым экономическим зонам РФ. Таким образом, ограничения по объему и сроку установлены только для капитальных вложений, которые определяются в соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" как инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.  Инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности (иностранные инвесторы). Такое понимание инвестора не соответствует характеристикам резидента промышленно-производственной ОЭЗ, закрепленным в ч. 1 ст. 9 комментируемого Закона. Исходя из этого несоответствия, Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" применим к промышленно-производственной деятельности в ОЭЗ в части, не противоречащей комментируемому Закону. Аналогичное замечание следует сделать относительно Закона РСФСР от 26 июня 1991 г. "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", который признан утратившим силу в части норм, противоречащих Федеральному закону от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" [2, c.49].

Капитальные вложения резидента возможно осуществить только в денежной (рублевой) форме, и инвестиции в иных формах, дозволяемых по Федеральному закону "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", недопустимы.

Из суммы в десять миллионов евро исключены материальные активы, которые в п. 3 ст. 257 Налогового кодекса РФ раскрываются как: 1) исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель; 2) исключительное право автора и иного правообладателя на использование программы для ЭВМ, базы данных; 3) исключительное право автора или иного правообладателя на использование топологии интегральных микросхем; 4) исключительное право на товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товаров и фирменное наименование; 5) исключительное право патентообладателя на селекционные достижения; 6) владение ноу-хау, секретной формулой или процессом, информацией в отношении промышленного, коммерческого или научного опыта [3].

Мировой опыт подтверждает, что организация ОЭЗ в экономически благополучных регионах позволяет наиболее эффективно использовать государственные средства, привлекать частные капиталы. В свою очередь, выращенные в этих ”теплицах” предприятия дают более скорую и большую отдачу, в том числе и в виде налоговых отчислений. Поэтому российские власти приняли решение о создании ОЭЗ первоначально в экономически сильных регионах. Кстати, в этом - наше отличие от Китая, накопившего огромный опыт в формировании подобных анклавов [1].

Особые экономические зоны создаются сроком на 20 лет, и срок их существования продлению не подлежит. Однако зако­нодательством предусмотрена возможность досрочного прекращения существования ОЭЗ:

- если это вызвано необходимостью обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства;

- если в течение трех лет с даты создания ОЭЗ не заключено ни одного соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности (либо все ранее заключенные соглашения рас­торгнуты);

- если в течение трех лет подряд резидентами ОЭЗ не ведется на ее территории промышленно-производственной, технико-внедренческой или туристско-рекреационной деятельности [4].

Решение о досрочном прекращении сущест­вования особой экономической зоны принимается Правитель­ством РФ. В случае принятия решения о досрочной ликвида­ции ОЭЗ Правительство РФ устанавливает порядок и сроки ее ликвидации. РосОЭЗ и администрация ОЭЗ создают ликвида­ционную комиссию, полномочную решать вопросы, связанные с ликвидацией ОЭЗ. Все материалы, подготовленные ликвида­ционной комиссией по досрочному прекращению существова­ния ОЭЗ, передаются в РосОЭЗ, а затем в Правительство РФ.

Таким образом, специфика осуществления инвестиционной деятельности на территории особой экономической зоны, определяется специальным налоговым, таможенным, ли­цензионным и визовым режимом, а также особым статусом резидента ОЭЗ.

Литература

1. Арутюнов Д.Р. Административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности в особых экономических зонах Российской Федерации //Право и политика. -2006. -№ 10.

2. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 22 июля  2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации". Под ред. проф. А.Н. Козырина. По состоянию на 1 января 2006 г.

3. Хозяйственное (предпринимательское) право. Учебник для вузов / Отв. Ред. Д.ю.н., проф. Ю.Е. Балатецкий, д.и.н. , проф. Н.А. Машкин . – М.: Норма, 2007. – 752 с. 

4. Официальный сайт особых экономических зон: http// www.rosez.ru

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz