ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В ПРИГРАНИЧНОМ РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ)

 

Прошкина Е.Г. (Оренбургский ГАУ, г.Оренбург, РФ)

 

The article deals with the main problems of Orenburg region in modern conditions as a border-line region. The author gives some recommendations on economic development of Orenburg region.

 

После распада Советского Союза между бывшими союзными республиками нарушились торгово-экономические связи, образовалось новое экономическое пространство и новые приграничные территории, такие как Оренбургская область, Челябинская область, Курганская область, Тюменская область, Омская область, Новосибирская область, Алтайский край. При этом если в старых приграничных районах все функции региона были определены и области имели определённый статус, то в новых - этот процесс находится на стадии становления; что связано с охраной государственной границы, с таможенным регулированием, оборонной инфраструктурой, транзитом и т.д.

Большинство приграничных регионов – это слаборазвитые депрессивные области. И это несмотря на то, что приграничные территории – это естественный торговый путь  и транспортный коридор международного движения товаров, услуг, труда и капитала. Одновременно это своеобразный санитарный кордон, та буферная зона, защищающая внутренние регионы страны от проникновения из-за рубежа наркотиков, некачественных импортных товаров и сырья, контрабанды. Поэтому решение проблем приграничных территорий – это одновременно вопрос безопасности и стратегии социально-экон6омического развития федеральных округов России в целом.

Государственная граница азиатской части России с зарубежной Азией начинается от Оренбургской области, что обусловило её историческое развитие. С самого начала своего существования Оренбургская область занимала важное место в проведении государственной политики, развитии внешнеэкономических контактов России в азиатском направлении. Через Оренбург осуществлялись основные внешнеторговые контакты с государствами Средней Азии и Индии.

В настоящее время Оренбургская область является самодостаточным регионом с большим резервом экспортной направленности.  В последние годы Оренбуржье заняло достойное место в экономическом и политическом пространстве Российской Федерации. В 2007 году Оренбуржье по основным социально-экономическим показателям вышло на второе место в ранге субъектов Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ. Оренбургской области присвоен кредитный рейтинг “А+” по национальной рейтинговой шкале, что, по оценке экспертов, говорит о политической и экономической стабильности. Оренбургский край стал лауреатом главной Всероссийской премии “Российский Национальный Олимп” и назван “Регионом России - 2007”. 

Мощный торгово-экономический потенциал области и её приграничное положение создают условия для развития внешней экономики. Основными внешнеторговыми партнёрами среди стран ближнего зарубежья являются Казахстан и Узбекистан (рисунок 1).

Сотрудничество между Казахстаном и Оренбуржьем имеет давние традиции и многовековую историю. Оренбуржье поставляет в Казахстан нефть и нефтепродукты, природный газ удобрения, чёрные металлы, продовольственные товары и т.д. В свою очередь, Оренбуржье импортирует из Казахстана каменный уголь, нефть, кокс и полукокс, а также сельскохозяйственную продукцию.

Рисунок 1 – Основные страны – торговые партнёры Оренбургской области во внешнеэкономических связях

С развитием внешнеэкономической деятельности в регионе возникает целый ряд проблем, решение которых является неотложным. Среди наиболее остро стоящих проблем приграничья выделяю два главных блока: внешний и внутренний. Внешний блок направлен на решение проблем во внешнеэкономической деятельности, а именно вопросы по адаптации приграничных территорий к новой системе хозяйствования в условиях рыночных отношений, а также интеграцию не только в национальную, но и мировую экономику, создание сети транспортных путей сообщения, возможность единой политики в области таможенного и тарифного регулирования. Внутренний блок в условиях приграничья включает непосредственно проблемы внутри региона, например, угона скота с приграничных территорий, вследствие «прозрачности» границ, ряд социальных проблем, связанных с тем, что по обе стороны границы находятся территории разных государств, но объединённые общей пастбищной и сельскохозяйственной  зоной, обустройство инфраструктуры приграничных городков, контрабанда наркотических средств и оружия. Данный блок проблем как «внутренние» можно выделить весьма условно в условиях приграничных отношений.

Помимо этого существует ряд проблем, непосредственно в самом регионе. Среди которых выделяют:

-     оборудование на промышленных предприятиях находится на уровне, не соответствующей уровню развитых стран, что делает конкурентные преимущества региона ненадёжными, временными;

-     так как ресурсы экспортируемые за пределы оренбургской области исчерпаем, то этот фактор может привести к снижению производства, росту затрат, и в результате снижению конкурентоспособности региона в целом;

-     экономика области экспортоориентирована, следовательно на неё влияет конъюнктура мировых рынков.

Одной из проблем развития региона является также проблема незаконной миграции, вследствие более высокого экономического уровня развития. В Оренбургской области развёрнут только один пост иммиграционного контроля «Оренбург-аэро», действующий в международном аэропорту «Центральный» города Оренбурга. Остальные приграничные районы области не охвачены иммиграционным контролем, что способствует увеличению потока незаконных эмигрантов.

По данным региональной миграционной службы из азиатских государств СНГ в область на постоянное место жительства прибыло около 200 тысяч иммигрантов. При этом только 70 тысяч получили статус беженцев и вынужденных переселенцев. Скрытая миграция способствует различного рода правонарушениям, обостряет социальную напряжённость. Мигранты пополняют ряды криминальных структур, занимаясь контрабандой и продажей наркотиков. Особо остро стоит проблема обустройства беженцев и вынужденных переселенцев.

Серьёзным сдерживающим фактором улучшения российско-казахстанской торговли является проблема двойного налогообложения. Негативно влияет на взаимоотношения на приграничных территориях значительные различия в национальной законодательной базе.

Также необходимо уделять более пристальное внимание вопросам обустройства российско-казахстанской границы, своевременно регулируя на межгосударственном уровне проблемы, препятствующие установлению порядка и контроля. Так, например, ситуация на оренбургском участке Западноказахстанской железной дороги «Казахстан Темир Жолы». Участок дороги, протяжённостью 110 километров и станция «Илек-1», находясь на территории Оренбургской области, принадлежат Республики Казахстан. Подобное положение затрудняет проведение полноценного таможенного и пограничного контроля. 

Таким образом, возникает необходимость комплексно рассмотреть проблемы, возникающие на российско-казахстанской границе, уделив особое внимание приграничным регионам, укреплению материальной, финансовой базы федеральных структур, занимающихся вопросами границы. Необходимо принять кардинальное решение о перераспределении финансовых потоков между федеральным центром и приграничными регионами, оставляя в субъектах Федерации часть финансовых средств из налогооблагаемой базы для целевого использования при обустройстве приграничной инфраструктуры.

В связи с этим хочется выделить ряд рекомендаций:

1.       для извлечения доходов и получения геоэкономической ренты развития из своего географического положения приграничные регионы должны научиться управлять своими конкурентными преимуществами, создавая условия для их перерастания из сравнительных в устойчивые;

2.       дальнейшая направленность на интеграцию с странами Центрально-Азиатского региона;

3.       повышенная инвестиционная привлекательность региона и создание совместных предприятий в области не только промышленности, но и сельского хозяйства, ведь Оренбургская область – мощный аграрно-индустриальный район;

4.       упростить переход границы,  путём создания не двух пропускных пунктах, а одного, единого, что позволит укрепить приграничное сотрудничество.

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz