Проблема сбалансированности бюджетной системы в долгосрочном прогнозе ее параметров на период до 2020 года

 

Петрушина О.М. (РГГУ, г. Калуга, РФ)

Кривушина О.А. (КФ РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, г. Калуга, РФ)

 

At certain parameters of budget spending long-term stability of budget is ensured, since the budget spendings will be covered with available incomes of budget system and oil and gas transfer by the year 2020. So a high balance of budget system will be kept in long-term prospects in the time of active reorganization of the structure of incomes and spending.

 

Традиционно сбалансированность бюджетной системы характеризуется показателем бюджетного профицита, определяемого как разница между бюджетными доходами и расходами.

Вместе с тем, учитывая принятую в последнее время конструкцию нефтегазового баланса федерального бюджета, а также наличие в составе бюджетных доходов поступлений, имеющих ярко-выраженный целевой характер, для определения сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации и оценки степени ее устойчивости целесообразно использовать аналитический показатель располагаемых доходов бюджетной системы, исключающий указанные виды доходов.

В рамках разработки долгосрочного прогноза под располагаемыми доходами бюджетной системы понимаются доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части пенсий и доходов от инвестирования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

Устойчивость бюджетной системы характеризуется показателем баланса по бюджетным располагаемым доходам, который определяется как разница между располагаемыми доходами и расходами бюджетной системы (без учета расходов за счет средств Фонда национального благосостояния и операций со средствами пенсионных накоплений), и соотношения этого баланса с допустимой величиной нефтегазового трансферта.

Непроцентные расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в период 2011-2020 гг. будут постепенно увеличиваться с 31,5% до 32,7% ВВП. Располагаемые доходы бюджетной системы Российской Федерации при этом вырастут с 28,2% ВВП до 29,0% ВВП.

Баланс бюджетной системы (разница между доходами и расходами бюджетов бюджетной системы) будет положительным в рассматриваемый период планирования. Это обусловлено наличием поступлений в накопительную часть пенсий, которые практически не будут расходоваться в течение периода планирования. Вместе с тем, величина профицита будет последовательно снижаться.

Баланс по располагаемым доходам, согласно оценке, будет в целом соответствовать нормативно установленной величине нефтегазового трансферта 3,7% ВВП, и с учетом заложенных при подготовке прогноза гипотез не потребуется привлечения дополнительных источников для финансирования расходов бюджетной системы.

Дополнительным ресурсом являются государственные (муниципальные) заимствования. Проведение активной долговой политики на федеральном и региональном уровнях, предусматривающей превышение привлечения заимствований над их погашением, позволит увеличить объем расходов. В случае проведения консервативной долговой политики, предусматривающей привлечение заимствований только с целью рефинансирования, объем долга и расходов на его обслуживание будут сокращаться и к 2020 году могут составить 2,5% ВВП и 0,1% ВВП соответственно.

Последовательное снижение нефтегазовых доходов федерального бюджета делает закономерным использование, начиная с определенного момента, средств Резервного фонда для поддержания величины нефтегазового трансферта на фиксированном уровне в процентах ВВП. Ожидается, что до 2017 года чистое ежегодное изменение Резервного фонда будет положительным. При этом в 2016–2017 гг. прирост будет достигаться за счет доходов от инвестирования накоплений. Далее для осуществления нефтегазового трансферта будет необходимо использовать накопленные средства Резервного фонда, и величина Резервного фонда будет снижаться. Тем не менее, до 2020 года Резервный фонд не будет полностью исчерпан. В связи с этим необходимо повышение качества управления средствами указанных фондов, обеспечивающего положительную доходность в реальном выражении.

При таких параметрах бюджетных расходов обеспечивается долгосрочная устойчивость бюджетной системы, поскольку к 2020 году бюджетные расходы будут покрываться располагаемыми доходами бюджетной системы и нефтегазовым трансфертом. Таким образом, в долгосрочной перспективе сохраняется высокая  сбалансированность бюджетной системы при активной перестройке структуры доходов и расходов.

 

Сайт управляется системой uCoz