Проектирование финансово-эко­но­ми­чес­ких механизмов адаптации социально-пе­да­го­ги­чес­кой функции высшего профессионального кооперативного образования к из­ме­ня­ющим­ся условиям социума

 

Острожная Е.Е. (Краснодарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, г. Краснодар, РФ)

 

The article tells about economic,s processes of pedagogical,,s function highest professional education. The structure of  them is given here.

 

В новых экономических условиях появился термин «предпринимательство». В настоящее время его можно рассматривать как фактор производства наряду с  землей, собственностью, недвижимостью, тру­дом. Появились и люди, называемые предпринимателями. Как правило, это специалисты с новым укладом мышления. Перспективные роли будущего выпускника кооперативного вуза в ры­ноч­ной экономике: работника, собственника, менеджера, бизнесмена, предпринимателя. Функции предпринимателя отличаются от функций собственника, менеджера, бизнесмена и т. д. по следующим позициям:

 предпри­ни­ма­тель ориентирован не на владение ресурсами, в от­ли­чие от собственника, а  на их организацию и эф­фек­тив­ное использование;

 предпри­ни­ма­тель действует в ус­ло­ви­ях неструктурированного окружения, его решения чаще выходят за рамки устоявшегося порядка, он постоянно находится в ин­но­ва­ци­он­ном поиске – в от­ли­чие от менеджера, который является высокопрофессиональным управленцем, действующим в рам­ках налаженной управленческой иерархии;

 биз­нес­мен сочетает в се­бе черты собственника и ме­нед­же­ра; он далеко не всегда является предпринимателем.

Возможности формирования предпринимательской активности будущего специалиста тесно взаимосвязаны с ха­рак­те­ром образовательной среды кооперативного вуза, который в этом случае приобретает черты предпринимательской организации. Необходимым признаком предпринимательской организации является экономическая свобода – наличие у  хо­зяйству­юще­го субъекта определенной совокупности прав, гарантирующих самостоятельное принятие решений по поиску и  вы­бо­ру вида, форм и сфе­ры экономической деятельности, источников финансирования, рынков сбыта, т. е.  предпри­ни­ма­тель­ская организация должна быть экономически обособленным субъектом хозяйствования.

Структурирование предпринимательской деятельности кооперативного вуза позволяет выявить преобразующую роль профессионального кооперативного образования в фор­ми­ро­ва­нии новой экономической культуры выпускника, будущего специалиста кооперативного хозяйства.

Активная предпринимательская деятельность кооперативного вуза при включении в нее всех субъектов образовательного процесса формирует новые ценности экономической культуры. Одним из результатов воздействия предпринимательской среды кооперативного вуза является развитие у  бу­ду­ще­го специалиста способности ориентироваться на рынке образовательных услуг и на рынке труда с учетом того, что основные его работодатели администрации сельских местностей.

Образовательные услуги кооперативного вуза могут включать следующие параметры:

 ко­неч­ная цель образовательной программы и воз­мож­ность ее кор­ректировки;

 ис­ход­ный образовательный уровень, достаточный для освоения программы;

 про­дол­жи­тель­ность обучения и воз­мож­ность ее сокращения;

 «полезность» (актуальность, прагматичность) программы и воз­мож­ность индивидуализации ее содержания.

Реализация образовательных программ кооперативных вузов должна происходить в ви­де оказания услуги, для предоставления которой образовательные программы трансформируются в учеб­ные планы специальностей и  учеб­ные программы дисциплин, дополняемые технологиями обучения.

С эко­но­ми­чес­кой точки зрения основу образовательных услуг составляют образовательные программы, описывающие тот интеллектуальный товар, который поставляется кооперативным вузом. Он должен соответствовать государственному образовательному стандарту (ГОС) и тре­бо­ва­ни­ям, продиктованным рынком труда и особенностям работы в условиях сельских местностей. В рам­ках ГОСа содержание кооперативных вузовских образовательных программ должно отражать современные знания и уме­ния, адекватные тенденциям развития экономической культуры, включая сельскую экономическую культуру, на которую в основном ориентированы кооперативные вузы.

Возможности построения образовательной среды, способствующей формированию качественных образовательных услуг, определяются ресурсным обеспечением. Фундамент формирования образовательной среды кооперативного вуза составляют финансово-эко­но­ми­чес­кие механизмы.

Исходя из глобальной образовательной политики и це­лей в об­лас­ти организации учебного процесса, потребностей обеспечения образовательной деятельности новыми технологиями, высококвалифицированными кадрами, размещения капитальных вложений,  финансово-эко­но­ми­чес­кие механизмы должны использоваться кооперативным вузом для формирования действенной, эффективной структуры управления.  Они должны вклю­ча­ть в се­бя совокупность методов, средств и инстру­мен­тов, целенаправленно воздействующих на создание благоприятных условий для реализации его социально-пе­да­го­ги­чес­кой функции. В свя­зи с этим особое значение приобретают методы коммерческого и  внут­ри­вузовского расчета, привнесенные практикой в фи­нан­со­во-хо­зяйствен­ную деятельность вуза.

При принятии управленческих решений необходимо применять дифференцированный подход к от­дель­ным подразделениям в за­ви­си­мос­ти от характера и со­дер­жа­ния их деятельности, территориального размещения и учас­тия в об­ра­зо­ва­тель­ном процессе. При использовании вузом метода коммерческого расчета, оперирования инструментами ценообразования, издержками, финансированием и  кре­ди­то­ва­нием, возможно создать благоприятную инфраструктуру, обеспечивающую стабильность в об­лас­ти формирования портфеля заказов, рабочие места для ведения образовательной деятельности и ук­реп­ля­ющую материально-тех­ни­чес­кое оснащение.

Особо важную роль в фор­ми­ро­ва­нии образовательной среды кооперативного вуза играют инструменты финансового менеджмента. Роль финансового менеджмента в центра­ли­зо­ван­ном управлении кооперативным вузом определяется тем, что денежная политика затрагивает все стороны деятельности: научно-иссле­до­ва­тель­скую, учебную, хозяйственную – и показывает в кон­центри­ро­ван­ном виде влияние многочисленных внутренних и внеш­них факторов.

Для реализации социально-пе­да­го­ги­чес­кой функции профессионального кооперативного образования в про­цес­се опытно-внед­рен­чес­кой деятельности необходимо создать  систему управления, определяющую стратегию и так­ти­ку эффективного использования ресурсов. Процесс формирования структуры управления предполагает:

 вы­де­ле­ние подсистем управления (управляемой и уп­рав­ля­ющей);

 фор­ми­ро­ва­ние финансово-эко­но­ми­чес­ко­го механизма, целенаправленно воздействующего на создание благоприятных условий для развития кооперативного вуза;

 оп­ре­де­ле­ние оптимальных методов ценообразования: цены образовательной услуги, рабочего места, внутривузовской передачи результата деятельности;

 вы­яв­ле­ние источников оценки качества при применении мотивационных и сти­му­ли­ру­ющих положений научно-пе­да­го­ги­чес­кой деятельности;

 вы­де­ле­ние критериев применения того или иного пакета стимулирования и мо­ти­ва­ции деятельности основных категорий работников кооперативных вузов.

Сайт управляется системой uCoz