Проектирование финансово-экономических механизмов адаптации социально-педагогической функции высшего профессионального кооперативного образования к изменяющимся условиям социума
Острожная Е.Е. (Краснодарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, г. Краснодар, РФ)
The article tells about economic,s processes of pedagogical,,s function highest professional education. The structure of them is given here.
В новых экономических условиях появился термин «предпринимательство». В настоящее время его можно рассматривать как фактор производства наряду с землей, собственностью, недвижимостью, трудом. Появились и люди, называемые предпринимателями. Как правило, это специалисты с новым укладом мышления. Перспективные роли будущего выпускника кооперативного вуза в рыночной экономике: работника, собственника, менеджера, бизнесмена, предпринимателя. Функции предпринимателя отличаются от функций собственника, менеджера, бизнесмена и т. д. по следующим позициям:
● предприниматель ориентирован не на владение ресурсами, в отличие от собственника, а на их организацию и эффективное использование;
● предприниматель действует в условиях неструктурированного окружения, его решения чаще выходят за рамки устоявшегося порядка, он постоянно находится в инновационном поиске – в отличие от менеджера, который является высокопрофессиональным управленцем, действующим в рамках налаженной управленческой иерархии;
● бизнесмен сочетает в себе черты собственника и менеджера; он далеко не всегда является предпринимателем.
Возможности формирования предпринимательской активности будущего специалиста тесно взаимосвязаны с характером образовательной среды кооперативного вуза, который в этом случае приобретает черты предпринимательской организации. Необходимым признаком предпринимательской организации является экономическая свобода – наличие у хозяйствующего субъекта определенной совокупности прав, гарантирующих самостоятельное принятие решений по поиску и выбору вида, форм и сферы экономической деятельности, источников финансирования, рынков сбыта, т. е. предпринимательская организация должна быть экономически обособленным субъектом хозяйствования.
Структурирование предпринимательской деятельности кооперативного вуза позволяет выявить преобразующую роль профессионального кооперативного образования в формировании новой экономической культуры выпускника, будущего специалиста кооперативного хозяйства.
Активная предпринимательская деятельность кооперативного вуза при включении в нее всех субъектов образовательного процесса формирует новые ценности экономической культуры. Одним из результатов воздействия предпринимательской среды кооперативного вуза является развитие у будущего специалиста способности ориентироваться на рынке образовательных услуг и на рынке труда с учетом того, что основные его работодатели администрации сельских местностей.
Образовательные услуги кооперативного вуза могут включать следующие параметры:
● конечная цель образовательной программы и возможность ее корректировки;
● исходный образовательный уровень, достаточный для освоения программы;
● продолжительность обучения и возможность ее сокращения;
● «полезность» (актуальность, прагматичность) программы и возможность индивидуализации ее содержания.
Реализация образовательных программ кооперативных вузов должна происходить в виде оказания услуги, для предоставления которой образовательные программы трансформируются в учебные планы специальностей и учебные программы дисциплин, дополняемые технологиями обучения.
С экономической точки зрения основу образовательных услуг составляют образовательные программы, описывающие тот интеллектуальный товар, который поставляется кооперативным вузом. Он должен соответствовать государственному образовательному стандарту (ГОС) и требованиям, продиктованным рынком труда и особенностям работы в условиях сельских местностей. В рамках ГОСа содержание кооперативных вузовских образовательных программ должно отражать современные знания и умения, адекватные тенденциям развития экономической культуры, включая сельскую экономическую культуру, на которую в основном ориентированы кооперативные вузы.
Возможности построения образовательной среды, способствующей формированию качественных образовательных услуг, определяются ресурсным обеспечением. Фундамент формирования образовательной среды кооперативного вуза составляют финансово-экономические механизмы.
Исходя из глобальной образовательной политики и целей в области организации учебного процесса, потребностей обеспечения образовательной деятельности новыми технологиями, высококвалифицированными кадрами, размещения капитальных вложений, финансово-экономические механизмы должны использоваться кооперативным вузом для формирования действенной, эффективной структуры управления. Они должны включать в себя совокупность методов, средств и инструментов, целенаправленно воздействующих на создание благоприятных условий для реализации его социально-педагогической функции. В связи с этим особое значение приобретают методы коммерческого и внутривузовского расчета, привнесенные практикой в финансово-хозяйственную деятельность вуза.
При принятии управленческих решений необходимо применять дифференцированный подход к отдельным подразделениям в зависимости от характера и содержания их деятельности, территориального размещения и участия в образовательном процессе. При использовании вузом метода коммерческого расчета, оперирования инструментами ценообразования, издержками, финансированием и кредитованием, возможно создать благоприятную инфраструктуру, обеспечивающую стабильность в области формирования портфеля заказов, рабочие места для ведения образовательной деятельности и укрепляющую материально-техническое оснащение.
Особо важную роль в формировании образовательной среды кооперативного вуза играют инструменты финансового менеджмента. Роль финансового менеджмента в централизованном управлении кооперативным вузом определяется тем, что денежная политика затрагивает все стороны деятельности: научно-исследовательскую, учебную, хозяйственную – и показывает в концентрированном виде влияние многочисленных внутренних и внешних факторов.
Для реализации социально-педагогической функции профессионального кооперативного образования в процессе опытно-внедренческой деятельности необходимо создать систему управления, определяющую стратегию и тактику эффективного использования ресурсов. Процесс формирования структуры управления предполагает:
● выделение подсистем управления (управляемой и управляющей);
● формирование финансово-экономического механизма, целенаправленно воздействующего на создание благоприятных условий для развития кооперативного вуза;
● определение оптимальных методов ценообразования: цены образовательной услуги, рабочего места, внутривузовской передачи результата деятельности;
● выявление источников оценки качества при применении мотивационных и стимулирующих положений научно-педагогической деятельности;
● выделение критериев применения того или иного пакета стимулирования и мотивации деятельности основных категорий работников кооперативных вузов.