РАЗВИТИЕ ВЕНЧУРНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ В РФ

 

Никитина Т.И., Кондрашова К.В. (БГИТА, г. Брянск, РФ)

 

The article is dedicated to the analysis of problems of the venturing.

 

Эффективной формой ускоренного формирования научно-технического потенциала и финансирования инвестиционных проектов малого и среднего бизнеса, особенно проектов инновационного характера, является венчурное финансирование. Оно получило широкое развитие в США и Западной Европе и в последнее десятилетие начинает использоваться в России.

Венчурный капитал реализуется в форме прямого инвестирования. Этот вид инвестиций, как правило, используется для проведения научно- исследовательских и опытно конструкторских работ, увеличения оборотного капитала, приобретения новых компаний или улучшения структуры баланса. Причем, венчурный капиталист вкладывает свои средства не непосредственно в компанию, а в ее акционерный капитал.

Венчурный капитал направляется на поддержание нетрадиционных (новых, а иногда и совершенно оригинальных) компаний, что, с одной стороны, повышает риск, а, с другой - увеличивает вероятность получения сверхвысоких прибылей. Как правило, венчурный капиталист соглашается на норму прибыли не менее, чем 25-30% в год, рассматривая ее как плату за риск.

Венчурные инвестиции, как правило, предоставляются на 4 - 7 лет, причем, ранее этого срока капиталист не может изъять свои денежные средства, а в случае неудачи и вовсе получить их обратно.

Капитал для венчурных инвестиций предоставляется корпоративными (коллективными) и индивидуальными венчурными инвесторами. Основную часть корпоративного сектора составляют независимые венчурные фонды (компании, фирмы), обычно представляющие собой партнерства. Участниками таких партнерств могут быть как юридические, так и физические лица. Помимо пенсионных фондов, активное участие в венчурных фондах принимают коммерческие и инвестиционные банки, страховые компании, дарственные и благотворительные фонды, корпорации, частные лица. Часто венчурные фонды создаются как аффилированные (дочерние) структуры отдельными банками и страховыми компаниями. Такие фонды осуществляют инвестиции в интересах внешних инвесторов либо клиентов материнской компании.

Венчурное инвестирование в России находится в начальной стадии формирования. Венчурные фонды в РФ стали создаваться в 1994 г. по инициативе Европейского Банка реконструкции и развития (ЕБРР). Были образованы региональные венчурные фонды (РВФ). Одновременно с ЕБРР другая крупная финансовая структура - Международная Финансовая Корпорация (International Finance Corporation) также решилась на участие в создаваемых венчурных структурах совместно с некоторыми известными в мире корпоративными и частными инвесторами.

В начале 1997 г. 12 действующих на территории России венчурных фондов образовали Российскую Ассоциацию Венчурного Инвестирования (РАВИ) со штаб-квартирой в Москве.

О венчурных инвестициях появились решения и на федеральном уровне. Правительство РФ в 1997 г. приняло решение о создании Российского венчурного фонда (РВФ). По конкурсу управляющую компанию этого фонда создали менеджеры научно-производственного центра «Солитон», имевшего скомплектованный подбор инновационных предприятий с коммерчески привлекательными проектами.

На сентябрь 1997 г. в России действовало 26 специализированных фондов, инвестирующих в российские корпоративные активы с суммарной капитализацией в $ 1.6 млрд. Помимо этого, еще 16 восточноевропейских фондов инвестировали в Россию часть своих портфелей. По данным на 2007 год, в РФ насчитывается 20 венчурных фондов, которые управляют финансовыми средствами на сумму примерно $ 2 млрд.

Активно работают Самарский венчурный фонд (Самвен-фонд),  «Пермский фонд содействия венчурным инвестициям», «Рязанский молодежный бизнес-инкубатор». Развитию венчурной деятельности в России мешает ряд факторов: высокие налоги, налоговое законодательство, ориентированное на добывающие отрасли; высокие производственные потери из-за затянутости бюрократических процедур (прединвестиционный период при вложении венчурного капитала затягивается на полтора-два года); значительный срок ожидания выхода капитала (4-5 лет) в предприятиях высоких технологий; боязнь нового экономического кризиса, неуверенность в завтрашнем дне, нестабильность политической и экономической среды; отсутствие инновационной культуры; неразвитость рынка ценных бумаг; недостаток бюджетных средств для государственной поддержки; несовершенство соответствующей законодательной и нормативной базы; слабая степень участия в процессе венчурного инвестирования пенсионных фондов и страховых компаний.

Преодоление вышеперечисленных препятствий не только будет способствовать развитию высокотехнологичного бизнеса и активизации НТП, но и повысит имидж России за рубежом, обеспечит создание рабочих мест и приток зарубежных инвестиций, увеличит поступление налогов в казну государства.

Для развития венчурного финансирования в России требуется разработка и реализация ряда следующих государственных инициатив:

1. Изменение системы налогообложения, которая должна стимулировать развитие бизнеса, а не носить только фискальный характер.

2. Изменение учетной политики в целях большей прозрачности компании для заинтересованных инвесторов.

3. Развитие фондового рынка.

4. Разработка новых форм кредитования крупных инновационных проектов.

5. Развитие механизмов консолидации финансовых ресурсов государственного и частного секторов экономики для реализации приоритетных научно-технических задач.

6. Содействие формированию и регулированию партнёрского взаимодействия государственных структур, ВУЗов, венчурных фондов и общественных некоммерческих организаций, специализирующихся в инновационной сфере деятельности.

7. Создание действенной государственной системы защиты интеллектуальных прав собственности и механизмов противодействия производству и продаже подделок и контрафактной продукции.

8. Включение инновационных задач в основные программы экономического и социального развития.

9. Разработка государственных программ закупки результатов НИОКР и наукоемкой продукции, выполняемых в инновационных малых предприятиях.

10. Разработка и сертификация методов оценки эффективности инновационных программ и проектов с учётом мирового опыта венчурного финансирования.

11. Разработка мер финансового стимулирования деятельности венчурных инвесторов (налоговые льготы, государственные гарантии и страхование инвестиций), вкладывающих средства в инновационные и высокотехнологичные малые предприятия.

12. Содействие развитию частных организаций в сфере экспертизы инновационных проектов.

Таким образом, разработка и внедрение высоких технологий являются необходимым условием укрепления российской экономики. Очевидно, что государство сегодня не имеет возможности инвестировать, поэтому инициировать процесс может только негосударственный капитал. Более того, пассивность российского капитала является одной из причин настороженного отношения к России зарубежных инвесторов.

Сайт управляется системой uCoz