ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

Михнёв Д.Л., Кузоро И.В. (СибГАУ, г.Красноярск, РФ)

 

The results of studying the instruments of government’s stimulation of innovations in Russia are stated in the given paper.

 

На сегодняшний день существует множество инструментов реализации инновационной политики государства, однако эффективность применения каждого из них к конкретной организации неодинакова. В данной работе мы разобьем весь спектр компаний на несколько групп и определим наиболее эффективные инструменты стимулирования инноваций со стороны государства для каждой из них.

В качестве субъектов инновационной политики могут рассматриваться следующие типы компаний, каждый из которых по-своему понимает, как должна реализовываться инновационная политика (Таблица 1).

 

Таблица 1 - Описание субъектов инновационной политики [6]

п/п

Тип компаний

Характерные черты

1.

«Старая промышленность»

К данной категории относятся предприятия, функционирующие более 10 лет. К группе, наиболее активно формулирующей спрос на инновационную политику, можно отнести достаточно крупные, нередко градообразующие предприятия. Характерные черты представителей данной группы - слабая приспособленность к деятельности в условиях открытой конкуренции, устаревшее оборудование и продукция, низкий уровень качества менеджмента, ограниченный доступ к внешнему финансированию.

2.

Российские ТНК

Группа предприятий-лидеров, объединяющая ключевые предприятия ведущих отраслей. Предприятия обладают достаточно большими активами за рубежом. Характерная черта – значительная часть предприятий является сырьевыми, однако, они активно реализуют проекты по углублению переработки сырья.

3.

Технологические» компании

К данной группе относятся компании, специализирующиеся на разработках НИОКР, а также на производстве высокотехнологичной продукции.

4.

Средний бизнес

Условная группа компаний, достаточно конкурентоспособная, работающая преимущественно на локальных рынках, не в самых конкурентных сегментах рынка.

5.

Малый бизнес

Данную группу целесообразно выделить в связи с тем, что в группе практически нет сырьевых компаний, при этом в мировой практике именно малый бизнес является основой инновационной экономики.

6.

Новые лидеры

К данной группе относятся компании, адаптировавшиеся к рынку, достаточно конкурентоспособные, работающие в условиях жесткой конкуренции. Они, как правило, не относятся к сырьевым секторам.

7.

Иностранцы

В данную группу входят иностранные компании, реализующие крупные инвестиционные проекты на территории России.

 

В настоящее время в целях реализации инновационной политики Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации принят ряд документов, определяющих основные направления промышленной и инновационной политики (отдельные документы разрабатываются в настоящее время)

Основные стратегические документы в сфере развития промышленности и стимулирования инноваций[8]:

1. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы). Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. № 38-р, мероприятия зафиксированы в планах действий Правительства Российской Федерации

2. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу. Утверждены Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 г. Пр-576

3.Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15 февраля 2006 г. № 1)

4.Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 – 2012 годы». Программа утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2006 г. № 613

5. Федеральная целевая программа "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы. Программа утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 29 января 2007 г. № 54

6. Приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации. Утверждены Президентом Российской Федерации 21 мая 2006 г. № Пр-843

7. План мероприятий по развитию промышленности и технологий на 2006 - 2007 годы. План утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2006 г. № 1695-р

8. Государственная программа создания в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий. Утверждена 10 марта 2006 г. распоряжением Правительства Российской Федерации

На сегодняшний день реализация инновационной политики государства возможна только при условии комплексного применения инструментов стимулирования инноваций. В представленной ниже таблице отражены основные инструменты стимулирования инноваций и определен оптимальный набор инструментов для каждого выделенного типа компаний:

 

Таблица 2 – Основные инструменты стимулирования инноваций

Типы компаний/

инструменты стимулирования

инноваций

Налоговые льготы

Таможенные льготы

Софинансирование инноваций  

Инвестиционные премии

Институциональные меры

Размещение госзаказов под реализуемые инновационные проекты

Инвестиционные кредиты

(государственные гарантии)

Прямые государственные финансовые вливания

Правовое регулирование инновационной деятельности

Старая промышленность

+

 

 

+

 

 

+

+

 

Российские ТНК

+

+

 

 

+

 

 

 

+

Технологические компании

+

 

+

 

+

+

+

 

 

Средний бизнес

+

 

 

+

 

 

 

 

+

Малый бизнес

+

 

 

 

+

 

 

 

+

Новые лидеры

 

 

+

 

+

 

 

 

+

Иностранцы

 

+

 

 

 

 

 

 

+

 

Исходя из таблицы можно сделать вывод о том, что основной задачей государства при разработке и проведении инновационной политики является создание инновационного климата, т.е. определение оптимальной системы налогообложения компаний, реализующих инновации, и формирование действенной инфраструктуры. Однако для более эффективной реализации инновационной политики наряду с этими показателями необходимо использовать инструменты, характерные  только для определённого типа компаний.

Таким образом, для успешной реализации государством инновационной политики через инструменты стимулирования, необходимо установить:

1.     принадлежность компании к определённому типу;

2.     оптимальный набор инструментов стимулирования инноваций.

Также реализация инновационной политики невозможна без проведения повсеместного мониторинга компаний, внедряющих инновации. Мониторинг должен являться основным механизмом контроля реализации инновационной политики государством и определения (или корректировки) применимости инструментов стимулирования инноваций для того или иного типа компаний.

 

Литература

1. Иванов М., Р. Иванова. Становление института интеллектуальной собственности — необходимое условие сохранения научно-технического потенциала России // Науковедение. -2002. -№ 2

2. Инвестиционные возможности России / Центр экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации. http://www.ivr.ru.

3. Источники: Малое предпринимательство в России – 2004. Госкомстат России. Статистический сборник. М., 2004. Наука России в цифрах – 2005. Статистический сборник. -М.: ЦИСН, 2005. -С.22.

4. Келле В. Инновационная система России: формирование и функционирование. -Издательство: Едиториал УРСС , 2003. -148 с.

5. Концепция долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации. Проект. Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. -Москва, сентябрь 2007

6. Общественная Палата Российской Федерации http://www.oprf.ru

7. Постановление Правительства Российской Федерации № 516 от 24 августа 2006 года

8. Фролова Н.Л. Инновационный процесс: потенциал рынка и государства (микроэкономический аспект). Часть II. -М.: ТЕИС, 2007. -с. 131-173.

Сайт управляется системой uCoz