Экспертная Оценка эффективности функционирования систем менеджмента качества промышленных предприятий
Логвинов К.В. (БГТУ, г. Брянск, РФ)
The article is devoted to the problem of estimating the efficiency of quality management system of the industrial enterprise. The disadvantages and advantages of audit and estimating are described.
Проблема определения эффективности систем менеджмента качества приобрела свою актуальность с момента их внедрения и особенно остро встала по мере широкомасштабного применения стандартов ИСО 9000:2000 в практику управления промышленных предприятий.
Методический подход к проектированию процедуры оценки эффективности системы менеджмента качества предполагает выбор:
- объекта оценки эффективности (процедура, процесс, элемент или система менеджмента качества в целом) исходя из целевых установок предприятия;
- критериев оценки эффективности функционирования системы менеджмента качества, которые должны отвечать требованиям достаточности для проведения оценки объекта и цели непрерывного улучшения деятельности;
- методов измерения показателей эффективности функционирования системы менеджмента качества в соответствии с выбранными критериями;
- определение достижимости установленных критериев эффективности функционирования системы менеджмента качества на основе их сравнения с показателями эффективности;
- методов анализа результатов оценки эффективности системы менеджмента качества для выявления тенденций развития и выработки практических рекомендаций по совершенствованию качества управления.
Большое значение в современной управленческой практике имеют экспертные методы оценки эффективности систем менеджмента качества в ходе сертификационного аудита и процедуры самооценки.
Применение в хозяйственной практике аудитов систем менеджмента было связано с возникновением в конце XX в. дисциплины «диагностика предприятия» и появлением первой редакции стандартов ИСО 9000. Согласно ИСО 9000:2000, аудит (audit) - это систематический и документированный процесс получения свидетельств проверки и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев проверки.
Аудиты применяются для оценки эффективности системы менеджмента качества и определения возможностей их улучшения, для определения степени выполнения требований к системе менеджмента качества, выявления несоответствий в системе и поиска всех причин выявленных несоответствий с последующим проведением корректирующих мероприятий. При этом различают внутренние аудиты (аудиты первой стороной) и внешние аудиты (аудиты второй стороной и аудиты третьей стороной).
Модель проведения внутреннего аудита представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Модель проведения внутреннего аудита системы менеджмента качества
Внутренние аудиты являются неотъемлемой частью любой системы менеджмента, включая систему менеджмента качества [ИСО 9001:2000, п. 8.2.2], менеджмента управления окружающей средой [ИСО 14001:2004, п. 4.5.5], производственной безопасности и здоровья [OHSAS 18001:1999, п. 4.5.4]. Согласно ИСО 9001 организация должна проводить внутренние аудиты системы менеджмента качества с запланированными интервалами для того чтобы установить соответствие установленным критериям, запланированным мероприятиям, требованиям настоящего международного стандарта и требованиям к системе менеджмента качества, установленным организацией, и для определения работоспособности системы.
В рамках внешнего аудита проводится проверка выполнения требований стандарта, на соответствие которому система менеджмента качества была сертифицирована. Аудиты второй стороной проводятся сторонами, заинтересованными в деятельности организации, например потребителями или другими лицами от их имени. Аудиты третьей стороной проводятся внешними независимыми организациями, осуществляющими сертификацию на соответствие требованиям, например требованиям ИСО 9001 и ИСО 14001.
Аудит, являясь встроенным инструментом для оценки и анализа эффективности системы менеджмента качества или ее отдельных элементов, обладает высокой степенью формализованности, систематизированности и независимости и полностью согласуется с базовыми принципами стандартов ИСО 9000:2000. Однако, при всех своих достоинствах, аудит не обеспечивает системной оценки эффективности системы менеджмента качества в целом, поскольку носит выборочный характер, в значительной мере зависит от субъективных факторов (опыта, квалификации и мотивации аудиторов) и сам нуждается в оценке эффективности. Одним из самых существенных недостатков аудита является невозможность дать количественную оценку эффективности системы, поскольку выполнение минимальных требований стандарта не может служить полноценным свидетельством эффективности системы менеджмента качества.
Самооценка - исчерпывающий и систематический анализ деятельности предприятия и достигаемых им результатов, осуществляемый с учетом модели развития системы менеджмента качества, совершенствование которой может привести к продвижению в бизнесе. Самооценка дает общее представление о слабых и сильных сторонах системных факторов, влияющих на эффективность деятельности предприятия и развитие системы менеджмента качества.
Использование технологии самооценки при проведении предусмотренного стандартами ИСО 9001:2000 анализа эффективности системы менеджмента качества руководством осуществляется на основе соответствия деятельности предприятия ключевым принципам всеобщего управления качеством. Использование самооценки как инструмент оценки эффективности системы менеджмента качества совместно с внутренним аудитом обеспечивает возможность постоянного улучшения деятельности предприятия, при этом внутренний аудит нацелен на анализ соответствия системы, а самооценка - на установление возможностей и тенденций развития.
Проведение процедур самооценки предприятия существенно отличается от внутренних аудитов системы менеджмента качества своим содержанием, масштабом и методикой. Высокая объективность самооценки достигается тем, что она проводится особо подготовленными специалистами предприятия и включает серию анализов и проверок деятельности в течение длительного промежутка времени, вовлекая все виды деятельности и весь персонал в оценку.
Самооценка является удобный, работоспособный инструмент, который позволяет предприятию определить свои конкурентные преимущества, а так же выявить и устранить имеющиеся недостатки, обеспечивая на каждом этапе развития повышения качества менеджмента. При этом следует отметить, что существенными недостатками самооценки при проведении оценки эффективности систем менеджмента качества являются ее субъективность и отсутствие универсальной количественной оценки результатов.
Технология самооценки предполагает определение степени ее соответствия модели, установленной на основе различных премий качества, и включает ряд этапов (рисунок 2). Суть оценки состоит в том, что в основу любой премии качества заложены критерии, каждый из которых имеет свой удельный вес или балл. Критерии, получившие низкую оценку, обозначат те направления деятельности предприятия, которые нуждаются в улучшении.
Рисунок 2 – Организация процедуры самооценки системы менеджмента качества
Таким образом, применяемые в настоящее время экспертные методы оценки эффективности систем менеджмента качества позволяют лишь частично проанализировать ее эффективность. Данное обстоятельство обуславливает разработку комплексной процедуры оценки эффективности функционирования системы менеджмента качества и выработку практических мероприятий по ее реализации на промышленном предприятии для повышения качества управления и эффективности деятельности в целом.