ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Лактюшина О.В. (БГИТА, г. Брянск, РФ)
In the modern causes are necessary to formed a new regional politics, as a base must be a mechanism of strategic management.
Необходимость формирования механизма стратегического управления экономическим развитием регионов связана со спецификой социально-экономической системы в том или ином территориальном образовании, наличием специфических условий и особенностей в развитии и размещении производств, в природных, климатических и этнографических особенностях.
Проблема территориального самоопределения в общей системе воспроизводственных сил отношений наиболее остро встала перед регионами в процессе трансформации экономики во взаимосвязи с изменением форм поступления и распределения ресурсов. Традиционно рассмотрение проблем управления региональной экономикой предусматривает поиск ответа на вопрос о системе инструментов регулирования регионального развития.
На практике до настоящего времени традиционно разрабатываются такие инструменты, как прогноз, концепция, стратегии развития в рамках генеральной схемы развития и размещения производительных сил и индикативного плана развития экономики региона.
Происходящие изменения в современной России, особенно в части социально-экономических преобразований, создают объективные предпосылки для новых подходов в формировании механизма управления развитием региона, к осмыслению законов общественного воспроизводства, отражающих связи и зависимости между различными элементами социально-экономической системы.
В региональной науке появляются новые объекты теории, такие, как размещение инвестиций и инноваций, телекоммуникационных и компьютерных систем. В числе основных факторов выступают факторы инфраструктурного обеспечения и экологических ограничений.
Известны многочисленные трудности во взаимоотношениях Федерации и регионов. Регулирование на уровне региона не опирается на ресурсы, механизмы и принципы, которые обеспечивают возможность создания условий для устойчивого, сбалансированного и социально ориентированного территориального развития, направленного на сохранение и развитие человеческого капитала. В новых условиях хозяйствования необходимо формировать новую государственную региональную политику, необходимую в качестве фундамента механизма стратегического и тактического управления.
Регионы более десяти лет в основном предоставлены сами себе в выборе путей стабилизации экономического и социального положения. К основным результатам самостоятельной деятельности регионов следует отнести:
- во-первых, принятие региональных конституций (не всегда согласованных с Конституцией Российской Федерации);
- во-вторых, модель социально-экономического развития выбиралась администрацией субъекта федерации в соответствии с ресурсными возможностями. Поэтому экономические приоритеты превалировали над приоритетами социальными, внешнеэкономическая деятельность регионов зачастую не согласовывалась с эффективностью экономики страны;
- в-третьих, интересы национальной (региональной) элиты (занятой в бизнесе) зачастую противоречили интересам государства в целом.
На современном этапе формирования механизма стратегического управления социально-хозяйственным комплексом региона на первый план выступает стратегия как искусство руководства общественно-политической борьбой. Стратегия же как общий план управленческих функций (процедур, технологий), исходящий из расстановки и соотношения ресурсов и создания механизма «саморегулирования» конкурентного рынка на данном этапе для достижения целей по установленным социально-экономическим критериям (нормативам), практически не сформирована.
Учитывая то, что экономическое реформирование осуществляется в ходя становления рыночного саморегулирования (особого механизма координации социально-экономической деятельности), которое осуществляется одновременно с регионализацией экономических отношений, усилием самостоятельности регионов в выборе и реализации стратегий развития, возникает необходимость моделирования стратегии управления. Поэтому весьма актуальным является формирование механизма стратегического управления территориально-локализованной экономической системой, социально-хозяйственным комплексом, которое позволит изучить природу и закономерности региональной социально направленной экономики. В модели территориально-локализованной экономической системы обеспечиваются условия для анализа взаимодействия основных хозяйствующих субъектов и властных структур в системе региональных социально-экономических связей, которые превращают регион в единый социально-хозяйственный комплекс.
Движущей силой стратегического управления, как показывает мировой опыт, является обострение межтерриториальной конкуренции. Это вызывает необходимость в региональных интеграционных процессах, достижении целей развития регионов на основе творчества, инициативы, предприимчивости на фоне относительно стабильного политического и экономического пространств.
В России ситуационные условия формирования механизма стратегического управления развитием регионов характеризуются следующими особенностями:
- в подавляющем большинстве регионов и муниципальных образований структурообразующие предприятия находятся в состоянии производственного и финансового кризиса;
- формирование самих муниципальных образований происходит в границах сложившейся административно-территориальных единиц, созданных в свое время без учета экономических возможностей их самостоятельного существования;
- процесс регламентации форм собственности, в том числе на землю как основной ресурс территориального развития, также далек от завершения;
- не сложилась еще система взаимоотношений и четкого разделения полномочий между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, входящими в их состав, что увеличивает степень неопределенности, в которой приходится планировать свое будущее большинству территориальных единиц страны;
- деловая этика в сфере бизнеса еще не включает понятия «социальная ответственность», что затрудняет взаимопонимание власти и бизнеса и их взаимодействие в определении и реализации перспектив развития территориальных единиц различного ранга.
Итак, отмеченные особенности трудно характеризовать в качестве благоприятных условий для осуществления стратегического территориального планирования. Вследствие их влияния у большинства субъектов территориального управления нет осознанной потребности в стратегическом планировании своего развития, устойчивой мотивации к проведению соответствующих прогнозно-аналитических работ.
Следует отметить, что стратегическое развитие субъектов Российской Федерации становится объектом не только теории, но и практики российской действительности.
На современном этапе развития все больше российских регионов вносят изменения в свою деятельность, так как факторы внешней среды, следуя законам системного подхода, не позволяют оставаться на месте. В данной связи перед управленцами возникает ряд задач, связанных с формулированием, детализацией и реализацией стратегии развития целой социально-экономической системы. Поиск и применение подходящего инструментария является необходимым условием для нормального функционирования области как системы.