ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ В ПРИРОДООХРАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Кривушина О.А. (КФ РГАУ-МСХА им.К.А.Тимирязева, г. Калуга, РФ)

Петрушина О.М. (КФ РГГУ, г. Калуга, РФ)

 

Fundamental direction of capital investment into natural conservation activities on the territory of Kaluga Region in Russia are considered in the article. The data on the main sources of financing in the dynamics for the last six years is quoted. The valuation of prospective trends of capital investment is given.

 

Осуществление природоохранной деятельности, направленной на поддержание качества среды обитания и защиту природы, требует все возрастающих затрат.  Считается, что природоохранные затраты в 1-2% валового национального продукта (ВНП) предотвращают ущерб в 3-5% ВНП. Однако они вызывают и отрицательные экономические последствия, поскольку отвлекают значительную часть трудовых и финансовых ресурсов, влияют на рост себестоимости продукции. Экономисты ставят вопрос о разумной величине вложений в охрану природной среды и рационализацию природопользования, поскольку широко распространена точка зрения, что эти вложения тормозят темпы экономического и социального развития, так как вкладываемый в защиту природы капитал практически не дает отдачи с точки зрения производства и не ведет напрямую к повышению материального уровня жизни населения.  Однако, при определении оптимального количества затрат на сохранение и восстановление окружающей среды, нельзя опираться только на экономические выгоды. Необходимо учитывать, прежде всего, социальные и экологические факторы. С общечеловеческих позиций, разумными являются затраты, объем которых гарантирует стабилизацию качества среды обитания всего живого на планете. Экономия на экологических затратах в настоящее время, по прогнозам ученых, может обернуться необходимостью расходовать до 40-50% ВНП на оздоровление природной среды в будущем.

Экологическая обстановка в Калужской области в целом характеризуется умеренным уровнем антропогенного воздействия на окружающую природную среду объектов промышленности, сельского хозяйства, транспорта. В тоже время, существуют проблемы экологического характера, стоящие довольно остро, но их разрешение требует времени, приложения дополнительных организационно-административных усилий, законодательного подкрепления и значительных капитальных вложений из областного, федерального бюджетов и других источников финансирования.

Сроки реализации мероприятий по охране атмосферного воздуха, водного бассейна, земельных ресурсов и почвенного покрова, а также мероприятий по развитию территориальной системы комплексного экологического мониторинга, включенных в подпрограмму «Регулирование качества окружающей среды», намечены на период с 2003 по 2010 г. Отдельные мероприятия по охране атмосферного воздуха в связи с меньшими объемами работ и финансирования рассчитаны на более короткий период реализации - 2-3 года. Что касается таких мероприятий, как обеспечение государственного экологического контроля лабораторно-аналитической информацией о состоянии окружающей среды и источников загрязнения, то их финансирование из бюджетных источников должно осуществляться постоянно.

На реализацию мероприятий подпрограммы в целом требуется финансирование в объеме 875 млн. 213 тыс. рублей, в том числе на мероприятия: по охране водного бассейна - 808 млн. 203 тыс. рублей; по охране атмосферного воздуха - 25 млн. 330 тыс. рублей; по охране земельных ресурсов и почвенного покрова - 32 млн. 820 тыс. рублей; по развитию территориальной системы комплексного экологического мониторинга -8млн. 860 тыс. рублей.

По источникам финансирования средства распределяются следующим образом: федеральный бюджет -186 млн. 11 тыс. рублей; областной бюджет - 214 млн. 469 тыс. рублей; местные бюджеты - 156 млн. 167 тыс. рублей; внебюджетные средства - 318 млн. 566 тыс. рублей.

Серьёзную угрозу для окружающей среды Калужской области представляют образующиеся и накопленные отходы производства и потребления. Ситуация, сложившаяся с использованием, размещением и захоронением отходов, ведёт к реальной опасности загрязнения их токсичными компонентами поверхностных и подземных вод, почвенного покрова, атмосферного воздуха, в конечном итоге создаёт угрозу здоровью населения.

Реализация большей части мероприятий подпрограммы «Отходы» намечена на период 2003-2006 годы отдельные мероприятия, связанные с большими объемами работ и капитальных вложений, например, вывод из эксплуатации регионального могильника радиоактивных отходов в ГНЦ РФ ФЭИ г. Обнинска и другие, планируется реализовать в срок до 2010 года.

На реализацию мероприятий подпрограммы в целом требуется финансирование в объеме 707млн. 344 тыс. рублей (в ценах 2002 года), в том числе: за счет средств федерального бюджета - 242 млн. 998 тыс. рублей, областного бюджета - 78 млн. 179 тыс.руб., местных бюджетов - 70 млн. 511 тыс. рублей, внебюджетных средств - 315 млн. 657 тыс. рублей.

Реализация большей части мероприятий по сохранению биоразнообразия и развитию ООПТ области рассчитана на период 2003-2006 годы. Отдельные мероприятия, такие как ведение мониторинга и Красной книги, заповедно режимные мероприятия и мероприятия по поддержанию установленного режима охраны ООПТ и др. должны осуществляться за счет бюджетный средств постоянно, и их реализация рассчитана на весь период действия Программы.

На реализацию мероприятий подпрограммы «Сохранение биоразнообразия и развития системы особо охраняемых природных территорий» в целом требуется финансирование в объеме 18 млн. 655 тыс. рублей (в ценах 2002 года), в том числе: за счет средств областного бюджета - 13 млн. 25 тыс. рублей, местного бюджета - 50,0 тыс. рублей, и за счет внебюджетных средств организаций - 5 млн. 580 тыс. рублей.

На территории области выявлено и разведано 482 месторождения полезных ископаемых по 21 виду минерального сырья, в том числе: торф, бурый уголь, огнеупорные и тугоплавкие глины, палыгорскитовые глины, фосфориты, стекольные пески, трепел, мел, гипс, каменная соль, минеральные краски, кирпичные и керамзитовые глины, строительные пески и ПГС, известняки, пресные и минеральные подземные воды. Из общего количества разведанных месторождений в промышленное освоение в той или иной степени вовлечено 88 месторождений по 12 видам сырья. Недостаточно или совсем не разрабатываются такие необходимые для области полезные ископаемые, как бурый уголь, торф, фосфориты, трепел, мел, минеральные краски, тугоплавкие, палыгорскитовые глины, стекольные пески и гипс.

Финансирование мероприятий подпрограммы «Минерально-сырьевые ресурсы» осуществляется за счет федерального и областного бюджетов, а также за счет привлечения средств внебюджетных источников.

Источники финансирования подпрограммы по этапам и годам распределяются следующим образом (табл. 1).

 

Таблица 1- Источники финансирования программы «Минерально- сырьевые ресурсы»

Этапы

года

 

 

Источники финансирования (тыс. руб.)

Федеральный бюджет

Областной бюджет

Внебюджетные средства  (средства  недропользователей)

ВСЕГО по I и II этапам

 

117000

146624

117130

в т.ч. этап I (2003-2006 гг.)

55000

63224

50330

в том числе   по годам:

 

2003

13000

10500

9780

2004

16100

16024

12350

2005

13600

18200

12950

2006

12300

18500

15250

этап II (2007 -2010 гг.)

62000

83400

66800

 

Объемы финансирования за счет средств федерального бюджета носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проектов федерального бюджета и федеральной адресной целевой программы на соответствующий год, исходя из возможностей федерального бюджета.

Объемы финансирования из областного бюджета определяются ежегодным Законом Калужской области «Об областном бюджете», в котором предусматриваются расходы на финансирование геологоразведочных работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы на территории Калужской области.

Значительную часть программных мероприятий (30,8%) предусматривается профинансировать за счет собственных средств недропользователей.

В ходе реализации мероприятий подпрограммы будут созданы условия стимулирования деловой активности предприятий для направления собственных средств на провидение геологического изучения недр, включающего разведку и ревизию резервных месторождений.

По оценкам Счетной палаты РФ, финансирование природоохранных мероприятий в Калужской области из консолидированного бюджета в 2000–2004 годах возросло в 5,5 раза (в целом по России в 4,5 раза) и составило в 2004 году 137,5 млн. рублей, объемы выполняемых природоохранных мероприятий остались на прежнем уровне. В результате темпы загрязнения окружающей среды в области за последние пять лет возросли на 6,8 процента.

На территории Калужской области немало месторождений песков, огнеупорных глин, известняка и других полезных ископаемых, которые при обработке могли бы стать высококачественными строительными материалами. Но эти месторождения освоены далеко не везде. Многие стройматериалы, как, например, цемент, огнеупорные глины, завозятся в область из других регионов и даже из-за рубежа. В этой связи, перед областным министерством природных ресурсов стоит масштабная задача: способствовать разработке новых месторождений полезных ископаемых и привлечению к их переработке инвесторов. Кстати, эта задача уже успешно реализуется.

Так, в ближайшие годы в области появятся несколько цементных и кирпичных заводов. К 2010 году ожидаемый приток инвестиций в строительную индустрию региона составит порядка 29 млрд. рублей. Все это в целом повлияет на объемы строительства жилья и снижению стоимости на него.

Основная доля инвестиций будет приходиться на организацию цементного производства на базе имеющихся месторождений строительных известняков и глинистого сырья в Ферзиковском, Думиничском и Дзержинском районах Калужской области.

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz