ПРЕДПОСЫЛКИ И ФАКТОРЫ СОЗДАНИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ РАЗВИВАЮЩИХСЯ ГОСУДАРСТВ
Камшибаев Е.Е.
(ВКГУ им. С. Аманжолова, г.Усть-Каменогорск, Республика Казахстан)
The author analyzes possible preconditions and factors of creation of special (free) economic zones in economy of the developing states.
Анализ использования свободных экономических зон (СЭЗ) развивающимися странами свидетельствует, что зоны сыграли положительную роль в процессе интеграции этих стран в мировую экономическую систему. Наиболее значительных успехов достигли страны с экспортоориентированной экономикой — Южная Корея, Малайзия, Тайвань, «точечные» зоны Сингапура, Гонконга. Эти государства располагают достаточно квалифицированной и дешевой рабочей силой, имеют тесные производственные связи с другими районами страны, в них активно функционируют местные промышленные предприятии, происходит постоянное усложнение производственных технологий. В настоящее время эти страны осуществляют выпуск промышленных роботов, новейших усовершенствованных видов станков и аппаратуры. При этом ориентация на приток иностранных инвестиций в этих странах не является ведущей, во многих случаях инициатива создания СЭЗ продиктована необходимостью привлечения передовых научных технологий и управленческого опыта развитых стран.
Об успехах создания СЭЗ в этих странах свидетельствует тот факт, что в середине 80-х гг. на Южную Корею, Тайвань, Малайзию, Сингапур приходилось 90 % экспорта развивающихся стран.
При создании специальных зон эти страны опирались на опыт таких развитых держав, как Япония и США. Япония в течение 15 лет (1955-1970) привлекла в страну более 3400 объектов науки и техники, овладела их технологиями и стала второй после США большой экономически развитой страной. В США было привлечено большое количество иностранных средств и технологий, создано более 10 районов специальной торговли, проведена политика расширения внешнеэкономических связей.
Когда обсуждаются варианты создания СЭЗ для СНГ речь идет, прежде всего, о формировании особых территорий для вложения иностранных прямых инвестиций в промышленность и услуги.
В 70-е гг. такие зоны стали одним из признаков перехода развивающихся государств в стратегии развития от импортозамещающего к экспортно-ориентированному производству. Их популярность возросла в 80-е гг., когда ряд развивающихся стран с экспортной ориентацией экономики вошел в разряд "новых индустриальных". Распространение экспортных промышленных зон в развивающихся странах было неравномерным. Однако, несмотря на нередкие неудачи, их число неуклонно росло: в 1966г. их было 2, в 1975г. - 79, в 1985г. – 260 и на сегодняшний момент данная тенденция сохраняется.
Экспортные зоны в развивающихся странах (зоны специальной торговли, свободного предпринимательства, переработки экспортных товаров, беспошлинные зоны) создаются, как правило, вблизи морского порта или реже около аэропорта, многие правительства развивающихся стран заинтересованы в создании специальных зон на своих территориях, поскольку в сложившейся валютно-финансовой ситуации (высокий уровень внешней задолженности, снижение мирового спроса и цен на ряд сырьевых товаров) вынуждены использовать все имеющиеся средства для расширения экспорта, смягчения безработицы.
Результаты деятельности СЭЗ в развивающихся странах в 1980-90-е гг. характеризуются следующими данными:
1. Удельный вес зон в общем экспорте развивающихся стран не превышал 5%, доля в вывозе готовых изделий - в среднем 15% (например, на Маврикии поставки товаров из специальной зоны составляли до 94% нетрадиционного экспорта). Что касается отдельных видов промышленной продукции, то здесь удельный вес зон специальной торговли выше. На Филиппинах в 1972-1978 гг. предприятия зоны "Батаан" обеспечивали 74% экспорта транспортного оборудования, 35 – разработки в IT-индустрии, 21 – обуви, 16% - металлоизделий.
2. В результате применения различных льгот в налогообложении норма прибыли в СЭЗ в среднем составляла 30-35%. Так, транснациональные компании получали в азиатских СЭЗ 40% прибыли в год.
3. Чистые валютные доходы, которые получали развивающиеся страны от СЭЗ, как правило, не превышали 25% размера валовой экспортной выручки. Большая часть валютных поступлений от экспорта поглощается импортом сырья и полуфабрикатов в зоны, а также уходит за границу по каналам ТНК в виде переводов прибылей, амортизационных отчислений, выплат по иностранным кредитам.
4. Удельный вес занятых в экспортных зонах в общей численности рабочей силы обрабатывающей промышленности крупных и средних развивающихся стран редко превышал 1-2% (в Бразилии -0,5%, Доминиканской республике - 30, на Гаити - 34, Маврикии - 53%).
5. Удельный вес иностранных капиталовложений в зоны в общем акционерном капитале развивающихся стран сравнительно невелик. Собственные капиталовложения иностранных фирм в производство специальных зон в каждом отдельном случае редко превышали 1 млн дол. США.
6. Сокращение в 2-3 раза сроков окупаемости капиталовложений. Нормальным считается срок окупаемости вложенных средств в СЭЗ не более чем 3-4 года.
- Всесторонняя правительственная поддержка и наделение местной администрации правом законодательного установления в широком спектре экономических проблем.
В конечном итоге, поощряя развитие экспортных зон на своей территории, развивающиеся страны ставят перед собой следующие цели: увеличить приток иностранной валюты; расширить занятость в промышленности; привлечь иностранный капитал и передовую технологию, приобрести опыт в области управления; повысить квалификацию местной рабочей силы; установить связи между предприятиями зон и остальной экономикой принимающего государства.
Говоря об эффективности зон, не следует игнорировать негативные последствия их создания: дезинтеграцию экономического режима в стране, неоправданный отток ресурсов из других регионов, привлечение нелегальной экономической деятельности, давление со стороны различных регионов страны, которые захотят иметь свои собственные зоны.
СЭЗ как элементу современных экономических отношений присуще определенное внутреннее противоречие. Это противоречие обусловлено тем, что специальные зоны являются продуктом сотрудничества и, следовательно, компромисса между транснациональными корпорациями как инвесторами капитала и правительствами принимающих стран. Очевидно, исходные мотивы, предопределяющие желание обеих сторон сотрудничать в рамках СЭЗ не могут совпадать. То, что неизбежный конфликт интересов решается в конечном счете в пользу ТНК обусловливается конкурентным потенциалом партнеров. Транснациональные корпорации выступают, по существу, в качестве монопольных владельцев инвестиционного капитала и современной технологии. Они достаточно свободны в выборе стран и регионов для размещения своих инвестиций, в то время как развивающиеся государства вынуждены конкурировать друг с другом главным образом на базе широко распространенных ресурсов (наиболее важный из них - необученная рабочая сила). Это означает, что успех СЭЗ зависит прежде всего от того, в какой степени их параметры соответствуют интересам ТНК.