АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ КАК РЫЧАГ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ ЛЕСНИЧЕСТВАМИ
Иль Ю.А., Моисеева Е.Е. (СибГТУ, г. Красноярск, РФ)
The administrative rules provides effective execution by forest areas of the state functions of management by forests.
Одной из важных задач административной реформы в области лесных отношений является повышение эффективности и качества осуществления функций лесничеств и лесопарков в том числе функций, связанных с оказанием государственных услуг.
Серьезными проблемами, порождающими низкую эффективность исполнения государственных функций, являются: включение в компетенцию лесничеств и лесопарков избыточных государственных функций; неопределенность показателей результативности исполнения государственных функций; неоправданно высокая доля дискреционных полномочий; чрезмерная и иногда намеренная усложненность административных процедур; их закрытость, непрозрачность для гражданского общества и потребителей государственных услуг; отсутствие четких критериев и механизмов оперативного внутреннего контроля административной деятельности.
Это может привести, с одной стороны, к снижению ответственности лесничеств и лесопарков и их должностных лиц, малой эффективности их деятельности, коррупции, извлечению административной ренты, а с другой - к нарушениям прав и свобод личности, избыточным обременениям и затратам (всех видов ресурсов) для граждан и организаций.
Эти проблемы во многом порождены слабым развитием в отечественном законодательстве процедурных и процессуальных норм, регулирующих организацию исполнения функций лесничеств и лесопарков, и, соответственно, бессистемностью, неупорядоченностью нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти в области лесных отношений, устанавливающих процедурные аспекты их деятельности.
Единые требования к разработке и применению ведомственных нормативных правовых актов, содержащих нормы процессуального характера, на сегодняшний день практически отсутствуют. Не получили развития и механизмы учета интересов потребителей (граждан и организаций) государственных услуг при реализации учреждениями, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Типовой административный регламент по исполнению государственных функций лесничествами и лесопарками органа государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений должен стать базой для улучшения исполнения государственных функций за счет оптимизации административного регулирования их исполнения.
Разработка и применение типового административного регламента должны стимулировать модернизацию (оптимизацию) исполнения государственных функций в интересах граждан, их объединений, эффективности государства.
Участниками лесных отношений признаются:
- физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица, заинтересованные в получении государственной услуги;
- исполнительные органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, уполномоченные исполнять государственные функции в области лесных отношений, лесничества, лесопарки;
- должностные лица, уполномоченные от имени или по поручению лесничеств, лесопарков совершать управленческие действия по реализации их компетенции.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений и их должностные лица обязаны оптимизировать исполнение государственных функций лесничествами и лесопарками- в том числе и в первую очередь связанных с оказанием государственных услуг - путем создания и последующего изменения их административных регламентов и несут ответственность за соблюдение норм административных регламентов лесничеством, лесопарком.
Под типовым административным регламентом по исполнению государственных функций лесничествами, лесопарками органа государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений понимается нормативный правовой акт, устанавливающий стандарты исполнения государственных функций, то есть обязательные требования к показателям, содержанию, порядку совершения, качеству управленческих действий, процедур и процессов, обеспечивающие эффективную реализацию государственных функций лесничеством, лесопарком в пределах их компетенции в интересах государства, граждан и юридических лиц.
Административный регламент государственной функции включает в себя следующие основные элементы:
- показатели результативности исполнения государственной функции;
- последовательность действий и решений, необходимых для осуществления функции;
- структурные подразделения и их должностные лица, ответственные за совершение действия или принятие решения;
- варианты действий и решений и формализованные критерии выбора одного из вариантов решения;
- сроки совершения отдельных действий и принятия решений, максимальный срок осуществления функции в различных случаях;
- нормативы (пределы) использования ресурсов, необходимых для совершения действия или принятия решения;
- формы и порядок контроля за совершением действий и принятием решений в ходе осуществления функции исполнительного органа государственной власти;
- формы отчетности о совершении действий или принятия решений в ходе осуществления функции исполнительного органа государственной власти.
Принятие типового административного регламента является необходимым в связи с отсутствием в настоящее время в субъектах Российской Федерации определенных стандартов государственных услуг в сфере лесного хозяйства.
В целях унификации, оптимизации и модернизации исполнения государственных функций лесничествами и лесопарками административный регламент должен обеспечивать:
- унификацию и универсализацию порядка осуществления лесничеством, лесопарком функций, в том числе с использованием электронных административных регламентов;
- оптимизацию показателей исполнения государственной функции, в том числе в интересах граждан и организаций, реализация прав и обязанностей которых обеспечивается исполнением государственной функции;
- уменьшение сроков исполнения административных действий и процедур;
- устранение необоснованных действий (широкого усмотрения) со стороны непосредственного исполнителя государственной функции;
- сокращение затрат (всех видов ресурсов) граждан и организаций в связи с исполнением государственных функций;
- прозрачность всех административных действий и процедур для граждан и организаций;
- доступность в режиме реального времени информации о ходе исполнения государственной функции (в т.ч. оказания государственной услуги) в отношении гражданина (организации);
- минимизацию затрат (всех видов ресурсов) для получения указанной информации гражданами и организациями;
- установление персональной ответственности за соблюдение требований административных регламентов по каждой стадии исполнения государственной функции;
- интеграцию в единое функциональное целое совокупности действий, операций, процессов и процедур по исполнению государственной функции.
Административные регламенты государственных функций лесничеств и лесопарков утверждаются приказом руководителя органа государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений.
Применение административных регламентов осуществляется лесничествами и лесопарками, которые обеспечивают:
- соблюдение установленных административными регламентами стандартов исполнения государственной функции, оказания государственных услуг в области лесных отношений;
- информирование заинтересованных лиц о требованиях административных регламентов;
- доступную форму представления текстов административных регламентов заинтересованным лицам;
- наличие достаточного количества пунктов доступа к электронным административным регламентам;
- контроль за применением и эффективностью административных регламентов;
- доступность для контроля всех регулируемых административным регламентом действий, процедур и процессов по разработке, принятию и исполнению управленческих решений и административных актов со стороны заинтересованных лиц, граждан и организаций;
- возмещение ущерба гражданам и организациям, причиненного вследствие несоблюдения требований административного регламента.
Контроль качества, эффективности применения и соблюдения административных регламентов может осуществляться:
- гражданами и организациями при исполнении государственной функции, в том числе при рассмотрении их обращений;
- представителями структур гражданского общества в форме проведения по их инициативе (с их обязательным участием) анализа эффективности, качества административных регламентов, случаев их нарушения;
- органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений.
Изменение (оптимизация) административного регламента должно осуществляться:
- по инициативе заинтересованных лиц, комиссий по разработке административных регламентов, разработчиков, исполнительного органа государственной власти по мере необходимости, либо обнаружения недостатков, в том числе ущемления интересов граждан и организаций, или появления новых возможностей для улучшения исполнения государственной функции, оказания государственной услуги;
- ежегодно по итогам анализа эффективности применения административного регламента.
Соблюдение регламентных требований и норм лесничествами, лесопарками и должностными лицами обеспечивается как системой внутреннего контроля выполнения требований административных регламентов и осуществляемого, прежде всего руководством соответствующего подразделения.
Лесохозяйственный регламент является основой осуществления использования, охраны, защиты воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничеств (лесопарков).