УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Гужвин П.А. (СГСЭУ, г. Саратов, РФ)
Value of non-material resources – the information and knowledge - as factors of a competition and economic growth steadily increases. Management of knowledge is considered as set of strategy and processes on revealing, acquisition, distribution, use, the control of knowledge and an exchange by them for maintenance of competitiveness of business.
Эффективное использование знаний одна из важнейших проблем современного общества. Успех рынка как экономического института проистекает из эффективности рыночных цен как механизма передачи информации, отсутствие которого способствует возникновению проблем у нерыночных субъектов. Используя информацию, передаваемую ценами, потребители продукции фирм и владельцы ресурсов потенциально способны достичь абсолютно эффективной координации экономической активности. В действительности реальная сила рынка лежит в его способности использовать информацию, которая первоначально доступна немногим, и передать ее в виде изменения цен другим. Распределение информации приблизительно, а не совершенно.
Информация является базисом для возникновения знания. Она не может быть применена, не будучи осознанной человеком. Для того, чтобы вступить в процесс производства, информация должна утратить свою объективированную форму и принять форму субъективную, превратиться из потока данных в знания. Новые знания оказываются неотделимыми от их субъекта и не возвращаются к собственнику исходной информации. Сущностными признаками знания являются объективность, точность, доказательность, критичность, рациональность. Процесс познания во-первых, вероятностен, то есть содержит элемент непредсказуемости, неопределенности, стохастичности; во-вторых, непрерывен и безграничен; в-третьих, кумулятивен, то есть предполагает накопление, расширение и обновление знаний; в-четвертых, коллективен, то есть предполагает распространение знаний, передачу созданных новых знаний от субъекта к субъекту.
Знание может одновременно существовать во многих формах. Сущностное знание состоит в конкретных навыках, процедурное содержит указание на то, где или у кого можно приобрести недостающие знания. Явное знание подлежит прямым количественным оценкам или измерению, неявное знание можно оценивать только на качественном уровне. Накопление знания агентом способствует получению необходимого для включения в процесс модификации и реструктуризации знания. Основное преимущество рефлекторного знания, скрытого и часто неосознанного заключается в возможности его мгновенного использования.
Процесс перехода информации в знания очень сложен. Следует различать сведения, способные повлиять на текущие и будущие действия, - информация о положительных или отрицательных результатах прошлых действий. В качестве информации могут выступать любые сведения, которые могут быть почерпнуты из сигнала и добавлены к уже существующему знанию. Если бы сигнал всегда содержал информацию в непосредственной форме, то все агенты, способные принять его одновременно обладали бы информацией. Приватизация была бы возможна лишь в отношении каналов распространения сигнала, и затраты на получение информации были бы связаны с обеспечением доступа к трансляционной системе, принимая форму абонентской платы за подключение к кабельному телевидению. Разные субъекты обладают разными возможностями интерпретации сигнала, что порождает возникновение конкурентных преимуществ даже при обладании изначально одинаковой информации.
Информационные продукты не подчиняются закону убывающей предельной доходности, или демонстрируют возрастающую доходность в долгосрочной перспективе. Информация отличается высокими постоянными затратами и низкими переменными: достаточно дорого создать первоначальный продукт, но относительно дешево его воспроизводить и возрастающем объеме. Соответственно отрасли, занятые производством информационного продукта, получают огромные возможности для эксплуатации эффекта масштаба. Особенность информационных продуктов заключается в том, что их растущая доходность проявляется более интенсивно по причине структуры издержек, связанных с их производством.
Переменные затраты на единицу реализованного товара нельзя считать постоянными потому, что по мере перехода от стадии в стадию жизненного цикла технологический процесс совершенствуется и переменные затраты на единицу произведенного товара снижаются. Кроме того, на них влияет объем производства в каждый конкретный период: чем больше объем производства, тем меньше удельные переменные затраты (эффект масштаба производства). Однако в отличие от цены переменные затраты на единицу реализованного товара не являются управляемыми, так как зависят от используемой технологии, накопленного фирмой опыта производства, объема производства в каждом конкретном периоде.
В случае информационных продуктов эффект масштаба проявляется не только в традиционном виде (со стороны предложения), но и со стороны спроса. Возникают так называемые сетевые внешние эффекты: полезность нарастает по мере роста числа участников. Полезность Microsoft Windows обусловлена именно тем, что данная система используется огромным чистом потребителей, происходит стандартизация продукта на рынке. С другой стороны, монопольные тенденции проявляются иначе, чем в условиях традиционной экономики. Считается, что монополия завышает цену и занижает объем производства по сравнению с их конкурентным уровнем. Но при монополии на рынке информационных товаров складывается иная ситуация: увеличивается объем производства и снижаются цены. Происходит беспрецедентное снижение цен на товары и услуги, связанные с современными технологиями. Рост производительности благодаря информационным технологиям приводит к росту нормы прибыли, но лишь в краткосрочном периоде, поскольку затем жесткая конкуренция ведет к ее сокращению.
Й.Шумпетер считал, что монополия может не тормозить, а ускорять технический прогресс и экономический рост и, стремясь окупить издержки, симулирует внедрение инноваций. Противоположную точку зрения высказал П.Ромер, считающий что монополии в условиях информационных технологий играют отрицательную роль: им выгодно препятствовать инновационному процессу для сохранения своего монопольного положения. В принципе дискуссия сводится к тому, насколько ведущие фирмы злоупотребляют своей властью в ущерб эффективности, а следовательно, препятствуют нормальной рыночной конкуренции.
В условиях распространения информационных технологий происходит снижение входных барьеров: потребители получают возможность сравнивать цены, онлайновая торговля экономит транзакционные издержки, и все это ведет к конкуренции. Монополистам становится невыгодно повышать цены и сдерживать рост объемов производства. Одновременно на рынке происходят изменения временного характера: срок жизни нового продукта укорачивается, поскольку информация о нем распространяется быстро и повсеместно. Выпуская новый товар на рынок, фирма рассчитывает покрыть затраты на его разработку и убытки на начальной стадии внедрения за счет прибылей, получаемых на стадии роста, зрелости и даже спада продаж. В связи с этим стратегия управления жизненным циклом товара изначально должна строиться на основе прогнозных расчетов, обеспечивающих получение данных о совокупной прибыли за весь период его присутствия на рынке. Такого рода данные не могут быть получены только на основе качественного анализа и требуют применения аппарата экономико-математического моделирования. Цена товара может существенном меняться на протяжении жизненного цикла в зависимости от рыночной ситуации. Установление цен является прерогативой фирмы, поэтому переменную р следует рассматривать как управляемую. Варьируя ее значение на протяжении жизненного цикла товара, можно добиваться более или менее высоких показателей совокупной дисконтированной маржинальной прибыли.
На рынке появляются товары, насыщенные знанием в большей степени, чем требуется функционально. У товаров появляется интеллектуальный имидж, что служит отличительной особенностью экономических благ в новой экономике. Под влиянием рекламы кривая предельной полезности сдвигается вверх, что в перспективе дает возможности для оста даже при отсутствии существенных хозяйственных изменений.
В условиях новой экономики меняется природа собственности. Целостность понятия «собственность» перестает быть необходимым условием свободного рынка. Интеллектуальная фирма может вообще не располагать фондами в их традиционном понимании, поскольку материальные активы начинают вытесняться интеллектуальными, а текущие активы – информацией. При оценке фирмы все чаще отходят от ее материальных активов. Приобретая акции, инвестор покупает не фонды в традиционном понимании. Интеллектуальная фирма не нуждается в больших активах, стоимость ее основных фондов снижается.
В международном аспекте информационные технологии создают гораздо большие возможности для общения между удаленными друг от друга субъектами. Этот эффект известен как нарушение гравитационной модели: чем больше расстояние между странами, тем меньше они торгуют друг с другом. Развитие информационных технологий предоставляет совершенно новые возможности, значительно упрощающие коммуникации между дистанцированными друг от друга территориями. Происходит, во-первых, более тесное общение между удаленными друг от друга странами и регионами; во-вторых, образуются интеллектуальные и инновационные кластеры. Местами их формирования становятся отдельные регионы, концентрирующие интеллектуальные и инновационные отрасли и развивающие связи с другими производителями и клиентами. Расстояние перестает быть сильным препятствием для общения, как это было раньше. Новые коммуникационные возможности могут сильно повлиять на процесс производства и обмена и модифицировать мировое макроэкономическое пространство – образующиеся интеллектуально- инновационные кластеры благодаря гибкой логистике обладают большими возможностями для общения друг с другом, пространство общения таких кластеров характеризуется явной полицентричнотью.
Управлять знаниями в привычном смысле этого слова невозможно, так как значительная часть знаний находится в головах у сотрудников организации. Управление знаниями должно быть связано с созданием, распространением, обменом, обучением. Поскольку напрямую управлять знаниями нельзя, усилия следует направлять на формирование такой организационной среды, в которой есть все условия для создания. Обмена и использования знаний для достижения целей организации и повышения ее конкурентоспособности.
В любой компании существует управление знаниями: создание, получение, обмен, распространение. Организации проходят несколько этапов в управлении знаниями: от бессознательной некомпетенции до бессознательной компетенции. Под компетенцией понимаются способности компании, ее коллективный опыт, ресурсы знаний, представляющие собой часть интеллектуального капитала.
Значение нематериальных ресурсов – информации и знаний - как факторов конкуренции и экономического роста неуклонно возрастает. Этот факт заставляет компании разрабатывать новый вид конкурентной стратегии – стратегии управления знаниями. Управление знаниями рассматривается как совокупность стратегий и процессов по выявлению, приобретению, распространению, использованию, контролю знаний и обмену ими для обеспечения конкурентоспособности бизнеса.
Повышению эффективности системы управления знаниями в постиндустриальной экономике могут послужить создание трансформация и адаптация научной системы к требованиям экономики знаний, формирование е инновационно-восприимчивой конкурентной среды, осуществление комплексной государственной научно-технической политики.