РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В УКРАИНЕ
Голян В.А. (ЛНТУ, г. Луцк, Украина)
In the article territorial differences are examined in the volumes of the use and draining off of water in Ukraine. The special attention is spared to the problem of loss of waters at transporting. The ways of change of economic terms of the use of waters resources are offered.
Уже давно стало аксиомой, что регионы Украины отмечаются значительной дифференциацией относительно запасов водных ресурсов как поверхностных, так и подземных. Все это указывает на необходимость углубленного исследования уровней водообеспечённости регионов Украины с целью максимально эффективного использования водных ресурсов в региональных хозяйственных комплексах. Регионы Украины отличаются за масштабами водопотребления, величиной негативного влияния на естественные водные объекты, системами и мощностями очистки сточных вод, наличием транзитного стока и трансграничных водотоков.
Для выявления территориальных отличий в объемах забора, использования и отвода вод рассмотрим региональный разрез водопользования в Украине в 2006 году. В 2006 году наблюдался значительный вариационный размах относительно объемов использования свежей воды в разрезе административно-территориальных единиц Украины. Наивысшие объемы использования свежей воды имели место в Днепропетровской (1480 млн. куб.м), Запорожской (1101 млн. куб.м), Киевской (874,1 млн. куб.м) областях и городе Киеве (792,1 млн. куб.м). Самые низкие объемы использования свежей воды наблюдались в г. Севастополе (41,2 млн. куб.м), Закарпатской (41,8 млн. куб.м), Кировоградской (45,4 млн. куб.м), Тернопольской (64,2 млн. куб.м) и Черновицкой (68,8 млн. куб.м) областях.
Такая асимметрия в объемах использования свежей воды в отдельных административно-территориальных единицах связана с влиянием ряда объективных и субъективных факторов – разным потенциалом промышленного производства, отличием систем водопотребления на промышленных предприятиях, отсутствием в ряде регионов современных систем водоподачи, что сопровождается значительными потерями воды, высокой водоемкостю отдельных производств, объемами использования свежей воды в сельскохозяйственном водоснабжении и коммунальном хозяйстве. Наибольшие объемы использования свежей воды в Днепропетровской области предопределены наличием мощного металлургического комплекса, в Запорожской области – значительными мощностями энергетической отрасли. В ближайшие годы развитие металлургического комплекса и в дальнейшем будет сориентировано на повышение объемов производства в связи с благоприятным спросом на его продукцию на мировых рынках, а, следовательно, и потребность в водных ресурсах будет расти.
Уменьшить использование свежей воды можно за счет увеличения мощностей повторно-последовательного и оборотного водопотребления. Достижение успеха в этом направлении зависит от наличия системы стимулирования вложения инвестиционных ресурсов на расширение мощностей указанных выше систем водообеспечения. Наиболее действенным стимулом является компенсация государством части процентов за кредитные ресурсы, какие водопользователи будут брать в коммерческих банках.
Дополнительных импульсов финансированию этих проектов предоставит выход на отечественный рынок финансовых услуг иностранных банков, которые благодаря значительной концентрации капитала способны финансировать природоохранные и ресурсосберегающие проекты на взаимовыгодных условиях. Стоит активно вовлекать в финансирование проектов перестройки водохозяйственной инфраструктуры и небанковские кредитные учреждения на условиях совместного инвестирования.
Значительные объемы использования свежей воды в Киевской области связаны с обслуживанием потребностей г. Киева, в частности промышленных предприятий и жилищно-коммунального хозяйства. Именно в бассейне Днепра на территории Киевской области наблюдается наибольшее количество злоупотреблений как относительно застройки прибрежных полос, так и организации централизированного водоснабжения и дренажа на массивах новостроек. Именно на устранение этих негативов и должна быть направлена деятельность подразделений экологического мониторинга, чтобы минимизировать негативное антропогенное и техногенное влияние на естественные водные объекты и упорядочить забор и подачу свежей воды для потребностей г. Киева.
Еще более вариативным есть распределение использования свежей воды на производственные потребности в разрезе регионов Украины. Слишком контрастно выглядит значительная величина использованной свежей воды для потребностей производства в Днепропетровской (1122 млн. куб.м), Донецкой (339,1 млн. куб.м), Запорожской (908,6 млн. куб.м), Киевской (753,1 млн. куб.м) областях и г. Киеве (462,6 млн. куб.м) на фоне использования свежей воды на производственные потребности в других регионах. Такая асимметрия в объемах использования свежей воды должна выступать наиболее детерминирующей предпосылкой диверсификации методов и рычагов национальной водной политики, чтобы устранить традиционные анахронизмы относительно уравниловки водопользователей и усилить дифференционность платы по прогрессивной шкале. Это будет вынуждать водопользователей активнее применять системы оборотного и повторно-последовательного водопотребления и перманентно улучшать состояние водопроводного хозяйства.
Несколько другая картина наблюдается в объемах потерь воды при транспортировке, и не всегда потребность в свежей воде и мощность систем водоснабжения здесь является определяющей. Наибольшие потери воды при транспортировке имеют место в Автономной Республике Крым (602,2 млн. куб.м), Днепропетровской (204, 1 млн. куб. м), Донецкой (332,6 млн. куб.м), Одесской (162,1 млн. куб.м) и Херсонской (284,6 млн. куб.м) областях. Эти данные свидетельствуют о том, что в АР Крым, Одесской и Херсонской областях немедленного капитального ремонта требуют оросительные гидротехнические системы, в Днепропетровской и Донецкой областях – системы водоснабжения предприятий металлургического комплекса и энергетики. Поражает значительный удельный вес потерь воды при транспортировке в общем заборе воды в Автономной Республике Крым (41%), Закарпатской (23%), Луганской (23%), Николаевской (29%), Харьковской (33%), Херсонской (30%) областях и г. Севастополе (29%). Следует отметить то, что причиной значительных потерь воды при транспортировке в Луганской области есть ветхое состояние водопроводно-канализационного хозяйства. То же касается и Харьковской области и г. Севастополя.
Региональная дифференциация наблюдается и относительно объемов оборотного и оборотно-последовательного водоснабжения. Наибольшие объемы оборотного и повторно-последовательного водоснабжения имеют место в промышленно развитых регионах, таких как Днепропетровская, Донецкая, Запорожская области, где на мощных промышленных объектах установлены указанные выше системы. Это дало возможность значительно снизить объемы забора свежей воды из естественных водных объектов и тем самым стабилизировать водный режим на прилегающих территориях. В будущем стоит целеустремленно стимулировать внедрение систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения, чтобы в еще больших объемах обеспечивать экономию свежей воды. Высокими являются объемы оборотного и повторно-последовательного водоснабжения в Ровенской и Хмельницкой областях, где функционируют атомные электростанции. В этих регионах стоит предупреждать загрязнение водных объектов радиоактивными веществами.
С целью комплексного использования водных ресурсов и их экономии необходимо максимально способствовать увеличению забора свежей воды из подземных водных объектов. Это даст возможность стабилизировать забор свежей воды из поверхностных водных объектов, уменьшить водоотвод в поверхностные водные объекты. Кроме того, подземные воды отмечаются низким уровнем загрязненности и наличием значительного количества полезных веществ, необходимых для максимально эффективного удовольствия в первую очередь питьевых потребностей населения.
Особенно актуальным является освоение подземных водных объектов для регионов, где находится значительное количество предприятий водоемких отраслей и имеет место дефицит пресных вод. Более того, увеличение забора свежей воды из подземных водных объектов даст возможность уменьшить степень опасности, которая возникает в силу того, что поверхностные воды формируются за счет транзитного стока, ведь забор из подземных источников автоматически уменьшает потребность в заборе транзитных вод. Наибольшие объемы забора свежей воды из подземных водных объектов имеют место в Автономной Республике Крым (106 млн. куб.м), Днепропетровской (157,8 млн. куб.м), Донецкой (481,2 млн. куб.м), Луганской (458,2 млн. куб.м), Львовской (191,1 млн. куб.м) областях. Наивысший удельный вес забранной воды из подземных водных объектов в общем объеме забора воды имеет место в таких регионах: Волынская (63%), Закарпатская (66%), Луганская (76%), Львовская (77%), Сумская (45%) области. В будущем стоит увеличить объем добычи подземных вод в Приазовском и Причерноморском регионах.
Подытоживая анализ процессов водопользования в регионах Украины в 2006 году, можно утверждать, что и в дальнейшем наблюдается значительный вариационный размах относительно объемов забора воды из естественных водных объектов, имеют место значительные потери воды при транспортировке в результате аварийного состояния большей части систем водоснабжения, высоким остается удельный вес сброса загрязненных сточных вод в общем водоотводе, системы оборотного и повторно-последовательного водоснабжения так и не приобрели массового распространения, низким остается забор свежей воды из подземных водных объектов в большинстве регионов, имеет место значительный разрыв в региональном разрезе между средним значением использованной свежей воды и средним значением платы за специальное водопользование одним водопользователем.
Принципиальным моментом изменения институциональных условий водопользования является внедрение бассейнового принципа управления водными ресурсами и совершенствования отдельных пунктов Водного кодекса. Рыночные преобразования доказали бесперспективность принудительных, административных методов влияния на водопользователей. На повестке дня стоит проблема формирования системы управленческих рычагов, которые будут стимулировать субъектов водохозяйственного бизнеса к экономии водных ресурсов и экологизации водопользования.
С целью повышения инвестиционной привлекательности водохозяйственного бизнеса необходимо в кратчайшие сроки в управленческую деятельность водохозяйственных предприятий вмонтировать отдельные элементы экологического менеджмента, что позволит обнаружить те водохозяйственные объекты, которые функционируют вопреки требованиям экологического законодательства, и те, что функционируют с учетом всех положений, которые декларируются как национальным правовым полем, так и базовыми международными природоохранными конвенциями.
В условиях, когда финансовая самодостаточность территориальных образований становится решающим фактором их социально-экономического подъема, актуализировалась проблема усиления бюджетонаполняющей функции водных ресурсов. Учитывая это, должны быть отработаны механизмы изъятия водной ренты в интересах бюджетов разного уровня с последующим ее перераспределением в направлении формирования финансовой базы воспроизводства и охраны водноресурсного потенциала. При таких условиях необходимо еще более дифференцировать нормативы платы за специальное водопользование в разрезе регионов Украины и отдельных отраслей экономики.
Выводы. Институциональное обеспечение эколого-сбалансированного водопользования в современных условиях должно базироваться на примате рационального использования природных ресурсов и обеспечения социальной стабильности в обществе. Вмонтирование новых институтов – в первую очередь рыночного типа – в систему водных отношений должно осуществляться исходя из рассуждений экономической целесообразности и экологической безопасности использования водных ресурсов во вновь созданной институциональной среде. Основная цель институциональных преобразований в сфере водопользования заключается в усилении влияния водной составляющей производительных сил на темпы социально-экономического подъема.