СОЦИАЛЬНАЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

Дубаневич Е.В. (БГТУ, г. Брянск, РФ)

 

Questions of increase of corporate social responsibility of the enterprises in the conditions of limitation of financial resources on the basis of carrying out of social re-structuring are considered.

 

Тема социальной ответственности бизнеса в последние годы приобретает все более сильное звучание в деловых и научных кругах России. Идея социального вклада в устойчивое развитие общества как необходимого компонента корпоративной культуры и отличительной черты цивилизованного ведения бизнеса активно поддерживается бизнес-сообществом и государственными структурами. Особенно широко это направление в корпоративном управлении представлено в практике крупного российского предпринимательства, однако растет число малых и средних предприятий, реализующих концепцию (или ее элементы) социальной ответственности бизнеса.

В настоящее время можно выделить четыре этапа развития корпоративной социальной ответственности в России:

1.     1991-1998 гг. – реформирование социальной инфраструктуры предприятий в ходе приватизации, возрождение традиций благотворительности и меценатства;

2.     1999-2002 гг. – постепенный переход от разовой помощи физическим лицам и организациям к финансированию долгосрочных программ, формирование представлений о корпоративной социальной ответственности в деловой среде;

3.     2003-2006 гг. – формирование комплексного стратегического подхода к социальной ответственности, переход к социальному инвестированию, развитие корпоративных и частных фондов, привлечение некоммерческих организаций к реализации корпоративных программ;

4.     2007 г. – настоящее время – социальная реструктуризация для повышения эффективности социального инвестирования, добровольное проведение социального аудита, публикация социальной отчетности.

В этом процессе было три переломных момента:

1.     1998 г. – вследствие дефолта российские предприятия резко сократили вложения в социальную сферу, столь же значительно возросло их внимание к эффективности своих вложений;

2.     2003 г. – на фоне усугубившихся проблем во взаимоотношениях между бизнесом и властью российское деловое сообщество публично заявило о своем стремлении быть социально ответственным [2];

3.     2007 г. – для привлечения иностранных инвестиций все больше российских предприятий планирует проведение IPO, одним из условий которого является достижение фондовых индексов социальной ответственности (Domini Social Index, Dow Jones Sustainability Index, FTSE4Good).

Социальная реструктуризация является эффективным способом повышения корпоративной социальной ответственности посредством реализации целевых программ, направленных на удовлетворение интересов основных групп заинтересованных лиц (стейкхолдеров): потребителей, персонала, местных сообществ – на территориях присутствия предприятия.

В стратегической перспективе социальная реструктуризация всегда выгодна тому, кто ее осуществляет. Сам термин – «социальная реструктуризация» – предполагает, что изменения, планируемые происходящие на предприятии, должны способствовать получению дополнительных выгод. Например, реструктуризация системы социального развития персонала должна способствовать росту удовлетворенности трудом и лояльности, повышению производительности труда, укреплению репутации предприятия и т.п.

Социальная реструктуризация предприятий должна быть основана на следующих принципах:

-       ориентирование на достижение значимого социального результата при соблюдении бизнес-интересов предприятия;

-       совместная работа предприятия, профсоюзов, органов государственной власти для обеспечения удовлетворенности интересов стейкхолдеров;

-       комплексный и инновационный характер изменений, направленных на поддержку новых социальных технологий и структурных реформ в социальной сфере;

-       использование современных механизмов управления социальной сферой, а также мониторинга и оценки социальных и экономических результатов.

Формирование современной модели социальной реструктуризации должно включать реализацию следующих положений:

-       четкое формулирование принципов и целей социальной реструктуризации предприятия;

-       выявление основных социально-экономических потребностей персонала;

-       формирование организационно-экономических механизмов управления социальной реструктуризацией предприятия;

-       информирование персонала о реализуемых изменениях;

-       ориентация программы социальной реструктуризации на средне- и долгосрочные цели, а также ее интеграция в общую бизнес-стратегию предприятия;

-       организация мониторинга эффективности реализации программы социальной реструктуризации.

Одним из важнейших результатов социальной реструктуризации является обеспечение социальной устойчивости предприятия, которая предполагает [1]:

1.     Осознание бизнесом своей социальной ответственности перед потребителями продукции и услуг предприятия, работниками и собственниками его капитала, гражданами территорий, на которых они расположены, населением страны и мира в целом, а также перед будущими поколениями.

2.     Долговременный наём всех работников предприятия, при котором работник ощущает, что его долгосрочное материальное благосостояние находится в прямой зависимости от состоятельности предприятия, а работодатель осознаёт, что его экономические успехи предприятия в решающей степени связаны с инициативой, добросовестностью, высокими морально-этическими качествами персонала.

3.     Демократизация управления предприятием путём вовлечения работников в процессы принятия управленческих решений в различных формах на основе трудовых прав работника или его прав, как акционера (пайщика) предприятия.

4.     Эффективное функционирование системы обучения персонала основам участия в управлении, капитале и прибыли предприятия.

5.     Формирование новой организационной культуры, включающей:
а)
ответственность предприятия перед всеми стейкхолдерами;
б) соблюдение этических норм на производстве, способствующих формированию отношений доверия между работодателями и работниками в профессиональном и морально-этическом плане.

6.     Переход к системе «открытого управления», предполагающей доступ работников к информации о положении дел на предприятии и планах его администрации, а также о распределении доходов между различными категориями работников и внутри каждой категории.

7.     Наличие системы социальных гарантий для работников, а также  обеспечение их социальными услугами за счёт средств предприятия.

8.     Приоритет положительной мотивации труда.

9.     Формирование системы социальной отчетности, социального мониторинга и социального аудита.

Подводя итоги, отметим, что социальная реструктуризация в условиях ограниченности финансовых ресурсов является эффективным способом повышения корпоративной социальной ответственности предприятий.

 

Литература

1.      Букреев В.В. Социальная устойчивость предприятия: вопросы становления. - М.: ВШПП. – 2007.

2.      Социальные инвестиции бизнеса: они возвращаются! http://www.urbaneconomics.ru, 2006

 

 

Сайт управляется системой uCoz