НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

 

Бурлакова О.А. (МГУ им. Н.П.Огарева, г.Саранск, РФ)

 

Author offered different directions of increasing competitiveness of agricultural production.

 

В настоящее время производство сельскохозяйственной продукции не отвечает спросу перерабатывающих предприятий на определенные виды и объемы сырья, а перерабатывающие сферы при довольно низком уровне функционирования, испытывая финансовую и сырьевую недостаточность, не в силах внедрить прогрессивные формы организации и управления производством.

В связи с этим, для повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, на наш взгляд, необходимо внедрение стратегии ресурсосбережения и использование инноваций. Стратегия ресурсосбережения предполагает увеличение доли ресурсосберегающих технологий и развитие методов анализа, прогнозирования, оптимизации и стимулирования улучшения использования ресурсов, что позволит более эффективно использовать все имеющиеся возможности предприятия.

Формирование конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции должно быть основано на инновационном подходе и предусматривать, по нашему мнению, следующие виды стратегий: а) снижения себестоимости выпускаемой продукции за счет освоения новых технологий, методов организации производства и труда, менеджмента; б) снижения цены продукции при сохранении неизменности остальных стратегий; в) увеличения программы производства продукции для того же рынка без изменения остальных стратегий; г) повышения качества продукции; д) освоения нового рынка сбыта, повышение качества сервиса потребителей старой или новой продукции.

Использование инноваций, на наш взгляд, может быть направлено на увеличение объемов производимой продукции путем повышения плодородия почвы, роста урожайности и продуктивности, улучшение качества продукции, преодоление процессов деградации и разрушения природной среды и экологизацию производства; снижение расхода энергоресурсов; экономию трудовых и материальных затрат.

Для стимулирования инновационной деятельности необходимо осуществление следующих государственных мероприятий: предоставление налоговых льгот товаропроизводителям, открывающим производство новых технологий; внедрение информационной системы, позволяющей получать данные о новых инновациях, текущих результатах и возможности использования опыта; создание инвестиционно-инновационного государственного фонда, способствующего развитию и внедрению инноваций.

Таким образом, для производства конкурентоспособной продукции и достаточной степени защищенности требуется на государственном уровне принять следующие меры: привести в соответствие с положениями и нормами ВТО законодательную базу по вопросам стандартизации, сертификации и выполнении стандартных и фитосанитарных правил; создать действенный таможенно-тарифный механизм защиты внутреннего рынка на основе повышения тарифов, дифференцированных по видам продукции и ведение защитных пошлин; увеличить бюджетное финансирование отрасли преимущественно за счёт средств федерального бюджета, учитывая её вклад в формировании валового внутреннего продукта и повысить уровень экспортного субсидирования; расширить кредитование, ввести льготное налогообложение и провести реструктуризацию задолженности. Целостность мер по обеспечению производства высококонкурентоспособной продукции должна охватывать все уровни управления и предусматривать конкуренцию финансовых, материальных, трудовых ресурсов и системы маркетинга.

Однако, низкий уровень организации производства, труда и фактически полное банкротство многих сельскохозяйственных товаропроизводителей ограничивает возможности самостоятельного решения проблемы обеспечения конкурентоспособности продукции. Объединение предприятий на принципах кооперации в форме интегрированных структур создает реальные благоприятные условия для рациональной консолидации производительных сил и средств производителей, потенциал которых может быть использован для развития конкурентоспособного производства.

Процесс объединения требуется проводить на добровольной основе с равной экономической возможностью развития каждого интегрируемого звена. Форма отношений в интегрированных формированиях не должны приводить к поглощению сельскохозяйственных товаропроизводителей, снижению их хозяйственной самостоятельности, а создавать условия для равноправного сотрудничества. В качестве ведущего интегрируемого предприятия целесообразно выбирать более крупные перерабатывающие предприятия, так как они в большей степени подготовлены и могут обеспечить за счет доходности переработки расширенное воспроизводство всего объединения.

Чтобы функционирование было эффективным способным обеспечить стабильную ритмичность и производство высококонкурентоспособной продукции, особое внимание при её создании следует обратить на распределение функциональных обязанностей и на организацию взаимовыгодных экономических отношений между всеми звеньями, для внедрения которых на наш взгляд, необходимо: поставщики сырья должны осуществлять производство и поставку высококачественной продукции, соответствующей требованиям международных стандартов; конкурентоспособность продукции напрямую связана с ростом продуктивности, урожайности, снижением себестоимости и улучшением качества продукции. В этой связи приоритетными направлениями являются: реконструкция и техническое обновление производства, внедрение инноваций и освоение энергосберегающих технологий.

Выделенные направления государственного регулирования позволят обеспечить единый механизм формирования и производство высококонкурентоспособной продукции, охватить все уровни управления и предусмотреть концентрацию финансовых, материальных, трудовых ресурсов и систему организованного сбыта продукции.

В настоящее время в деятельности предприятий АПК все большую значимость приобретает маркетинг как основа эффективного управления по достижению их конкурентных преимуществ. С помощью маркетингового управления необходимо разрабатывать номенклатуру продукции, реализовывать ценовую политику, осуществлять продвижение продукции с учетом удовлетворения запросов потребителей и интересов товаропроизводителей. Поэтому, проблема маркетингового управления на предприятиях АПК является актуальной как с теоретической, так и с практической точек зрения.

Организация маркетинговой деятельности в АПК призвана решать следующие задачи: восстановления масштабов производства сельскохозяйственной продукции; максимального удовлетворения потребностей населения в жизненно важных продуктах питания (по количеству, качеству и потребительским свойствам) и предприятий в исходном сырье для производства продуктов потребления; осуществления межрегионального обмена; выхода на внутренний и внешний продовольственные рынки.

В этой связи разработка системы маркетингового управления должна охватывать основные уровни производства и реализации сельскохозяйственной продукции, обеспечивая взаимосвязь территориального и отраслевого принципов функционирования ее рынка.

Первичный уровень организации маркетинга в АПК региона может быть представлен предприятиями. Это основное звено маркетинговой деятельности, охватывающее многочисленную группу предприятий, различающихся как по направлениям специализации, объемам производства, степени самостоятельности, формам собственности, так и по своим возможностям реализации продукции. В зависимости от этих отличительных особенностей и следует формировать схемы организации и принципы функционирования маркетинговой службы.

В формировании маркетинговых служб на предприятиях можно, на наш взгляд, можно выделить следующие этапы: возложение на специалистов соответствующих функций маркетинга и разработка отдельных маркетинговых задач; создание функциональных групп, профессионально занимающихся выполнением функций маркетинга; активизация производственно-сбытовой функции на предприятии и усиление маркетинговой ориентации; преобразование функциональных отделов самостоятельный отдел маркетинга.

Маркетинговая деятельность на уровне административного района – это второй уровень управления маркетингом. Специфика маркетинга на этом уровне управления АПК заключается в том, что именно административной район является для сельскохозяйственных товаропроизводителей ближайшим, для одних предприятий – основным, а для других – не основным рынком сбыта своей продукции (сырья, продовольствия, продуктов), что должно быть положено в основу организации маркетинговой деятельности в данном регионе.

Цель организации маркетинга в районе – это обеспечение эффективного развития сельскохозяйственного (агропромышленного) производства на основе изучения и прогнозирования текущего и потенциального спроса, рыночной конъюнктуры.

На данном уровне территориально-отраслевого управления, организацию маркетинговой деятельности следует осуществлять по следующим направлениям: кооперации и координации усилий местных товаропроизводителей по эффективной реализации сельскохозяйственной продукции; совместного создания эффективной рыночной системы товародвижения сельскохозяйственной продукции в рамках районной структуры; более полного удовлетворения потребностей населения района в продуктах питания, а перерабатывающих предприятий в сырье; оказания квалифицированной методической и практической помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям района в области маркетинга.

Третий (республиканский) уровень организации маркетинга может быть представлен следующими позициями: организацией научно-методического центра маркетинга в составе министерства сельского хозяйства; созданием формирования республиканского масштаба по производству и реализации специализированной продукции.

Организационное формирование республиканского масштаба по производству и реализации специализированной продукции представляет собой системы предприятий одной отрасли, объединенных единством цели по удовлетворению потребности региона в определенных видах продуктов (яйцо, мясо крупного рогатого скота, свиней и птицы) по количеству, качеству, конкурентным преимуществам и ассортименту в соответствии с требованиями регионального и внешнего рынков.

Непременное условие успешного функционирования системы маркетинга в республике – создание единого информационного пространства, которое обеспечит обмен оперативной информацией. Единое информационное пространство создается на базе компьютерных сетей. Первоначальный сбор информации, необходимый для создания единого информационного пространства, осуществляет специалист районной маркетинговой службы. Информация, собранная на сельскохозяйственных, перерабатывающих предприятиях хлебопродуктового подкомплекса региона, предприятиях оптовой и розничной торговли, рынке и т.п., заносится в компьютер для обработки с помощью программного обеспечения, обрабатывается специалистами, а затем уже систематизированная информация передается в республиканский маркетинговый центр.

Таким образом, формирование рыночной экономики существенно расширило задачи сельхозтоваропроизводителей, которые должны сами выбирать наиболее эффективные каналы и формы реализации продукции, организовать ее продвижение до потребителей, строить свою производственную деятельность. Предлагаемые нами направления повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции позволят товаропроизводителям не только производить продукцию для удовлетворения потребностей населения, но и создавать резервы для расширения производства.

 

 

Сайт управляется системой uCoz