ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ИННОВАЦИОННЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОНОМИКИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Бородина Е.И., Каравайков В.М. (КГТУ, г. Кострома, РФ)
The problems of efficiency of use of energy of region are designated, are determined inovazii for their decision and investment appeal of the projects of increase of efficiency of use of energy in economy of the Kostroma area.
Администрация Костромской области последние годы большое внимание уделяет повышению энергоэффективности экономики региона. Свидетельством этому является принятие целого пакета нормативно-правовых документов, в том числе законов Костромской области «Об энергосбережении Костромской области», «О прогнозировании, программе социально-экономического развития Костромской области и областных целевых программах», Постановлений Губернатора Костромской области «Об обязательных энергетических обследованиях и составлении энергетических паспортов», «О мероприятиях по энергосбережению» и других действующих законодательных и нормативных актов, касающихся проведения активной энергосберегающей политики в регионе. В области активно проводятся региональные и межрегиональные семинары, конференции и выставки, посвященные проблемам энергосбережения и экологии Костромской области. Разработана областная целевая программа «Энергоэффективная экономика Костромской области на 2004-2005 годы и на перспективу до 2010 года».
Обозначим основные проблемы энергоэффективности экономики Костромской области, присущие большинству регионов России.
1. Высокая энергоемкость регионального валового продукта (ВРП). Отметим, что энергоемкость ВРП Костромской области на 31,3 % ниже, чем в среднем по Верхне-Волжскому региону, но в 2,2 раза выше, чем в Польше, в 4,2 раза выше, чем в Германии.
2. Низкоэффективная и высокозатратная система теплоснабжения:
· низкий к.п.д. теплогенерирующего оборудования;
· высокий процент морально и физически устаревшего котельного оборудования;
· высокая степень износа тепловых сетей, что приводит к росту потерь тепловой энергии до 50% от объема ее производства;
3. Зависимость региона от дорогостоящих привозных видов топлива, что не обеспечивает энергетическую безопасность Костромской области.
Костромская область 95,2 % первичных энергоресурсов ввозит из других регионов и только 4,5 % приходится на местные виды топлива: торф и дрова. В область поставляется (в 2003 году) 3741,7 млн. м3 газа (в том числе в качестве топлива - 3507,2 млн.м3, для нужд населения и коммунально-бытовых предприятий – 234,5 млн.м3), 175 тыс. т. углей, 331,3 тыс. т нефтепродуктов, в том числе 193,3 тыс.т топочного мазута, 51,5 тыс.т автобензина, 85,8 тыс.т дизельного топлива и 0,7 тыс. т. авиационного бензина, керосина, печного бытового топлива.
4. Высокие сверхнормативные вредные выбросы в атмосферу. Основные токсиканты – SO2, CO, NO2, NO, NH3, формальдегид. Мощность валового выброса токсикантов в атмосферу Костромской области составляет 159,2 тыс.т. Это значительно ниже, чем в Вологодской и Ярославской областях, но почти в 2 раза выше, чем в Ивановской области.
5. Недостаточное развитие повсеместного и оперативного учета производства и потребления тепловой энергии. Особенно это касается жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы.
6. Отсутствие мониторинга энергосберегающих мероприятий, что делает проблематичным возврат инвестиций в энергосбережение.
7. Низкий процент объектов, на которых проведен энергетический аудит и как следствие:
§ отсутствие схем теплоснабжения населенных пунктов, муниципальных образования и области в целом;
§ отсутствие технически и экономически обоснованных программ повышения энергоэффективности;
§ отсутствие энергетических паспортов большинства теплопотребляющих объектов, в первую очередь это касается объектов бюджетной сферы, жилищно-коммунального хозяйства, муниципальных образований и в целом Костромской области.
8. Недостаточно развита местная производственная база для создания высокоэффективного энергетического оборудования, в том числе предназначенного для использования местных видов топлива (отходов лесопользования и деревообработки, торфа).
9. Низкая обеспеченность системы управления энергоэффективностью и сферы производства и потребления квалифицированными кадрами.
Разрешение указанных проблем обеспечит стабильное развитие экономики Костромской области. Определяющим фактором их разрешения является заинтересованность и поддержка руководства области. В связи с этим инновационные направления по этим проблемам, безусловно, имеют инвестиционную привлекательность.
Перечислим основные из этих направлений:
► Зонирование территории области по социально-экономической эффективности внедрения энергосберегающих технологий с выделением модельных муниципальных образований.
► Разработка схем комплексного теплоснабжения населённых пунктов с целью получения достоверной информации о реальном их состоянии, а также оценка развития систем теплоснабжения на ближайшую и долгосрочную перспективу.
► Разработка методической основы паспортизации теплоснабжения, от управления теплоснабжением, включая структуры управления, финансовые потоки, договорные отношения.
► Разработка системы мониторинга энергоэффективности и диспетчеризации энергопотребления бюджетных организаций и жилищно-коммунального хозяйства модельных муниципалитетов.
► Создание центра подготовки и переподготовки специалистов в области управления и эксплуатации систем теплоснабжения.
► Выбор эффективных технологий и подготовка бизнес-плана для развертывания производства высокоэффективных котлов в Костромской области, учитывающих финансовые возможности областного и муниципальных бюджетов.
► Организация реконструкции систем теплоснабжения в модельных муниципалитетах, включающая:
§ реконструкцию котельных в направлении установки новых высокоэффективных котлов, работающих на местном топливе;
§ реконструкцию систем транспортировки теплоносителей с целью снижения тепловых потерь и повышения надежности теплоснабжения;
§ реконструкцию индивидуальных тепловых пунктов;
§ повсеместное внедрение приборов учета отпуска и потребления тепловой энергии.
► Развитие автономного теплоснабжения и локальных систем обеспечения тепловой энергией жилищного сектора. В автономных котельных предусматривать осуществление когенеративных циклов, обеспечивающих совместную выработку тепловой и электрической энергии.
► Создание производственной базы переработки отходов лесопользования и деревообработки в топливо, имеющее высокую теплоту сгорания и удобное в транспортировке и подаче в топку котла. Строительство заводов по переработке отходов лесопользования и деревообработки с целью подготовки из них твердого топлива для котельного оборудования.
► Значительное увеличение доли использования местного более экологически чистого вида топлива (отходов деревообработки, торфа). Уменьшение эмиссии парниковых газов в результате замещения привозного минерального топлива древесной биомассой.
Одной из важнейших целей устойчивого развития в мире признана необходимость решения проблемы глобального потепления. Мировое сообщество отреагировало на возникшую угрозу созданием международных документов и соглашений, предусматривающих механизмы совместных действий для решения проблемы. Российская Федерация ратифицировала Киотский протокол, поэтому наиболее оптимальным является реализация проектов, направленных на снижение выбросов парниковых газов. В этой ситуации на первый план выходят регионы потенциального вложения, к которым относится Костромская область, имеющая значительные лесные площади.
На данном этапе необходимо осуществление следующих мероприятий:
► организация системы учета выбросов парниковых газов в Костромской области в рамках государственного и муниципального экологического контроля;
► разработка мероприятий по снижению выбросов парниковых газов за счет использования биотоплива и оптимизации режимов работы оборудования;
► разработка мероприятий по оптимизации лесопользования с целью минимизации эмиссии парниковых газов от гниения, брожения и сжигания отходов лесозаготовки и низкотоварной древесины;
► разработка мероприятий по ликвидации полигонов захоронения отходов деревопереработки с целью уменьшения эмиссии парниковых газов от гниения, брожения и сжигания отходов деревопереработки.
Для обоснования и обеспечения инвестиций зарубежного капитала в одно из направлений развития экономики Костромской области при содействии администрации области разработан проект (ПРООН) «Сокращение эмиссии парниковых газов на основе эффективной энергетики, использующей древесную биомассу в качестве топлива, и совершенствование управления лесными ресурсами и древесными отходами в Костромской области».
Ожидаемые результаты от указанной инновационной деятельности:
1. Снижение затрат областного и муниципальных бюджетов на закупку и транспортировку топлива для ЖКХ и социальной сферы.
2. Повышение энергетической безопасности региона за счет снижения зависимости от привозного топлива и оптимизации схем теплоснабжения.
3. Снижение удельных потерь топлива на единицу валового внутреннего продукта за счет внедрения инновационных энергоэффективных технологий, внедрения рыночных отношений в энергетическом комплексе области.
4. Производство высокоэффективных котлов для реконструкции энергетического хозяйства муниципальных образований в рамках областного и муниципального заказа.
5. Улучшение общей экологической ситуации в результате замещения выбросов от угля, печного топлива, использования электроэнергии (топливо пошедшее на ее производство) и частично мазута. Снижение эмиссии парниковых газов в результате утилизации отходов деревопереработки
6. Получение экологической выгоды Костромской области в результате реализации проектов совместного осуществления.
7. Получение экономической выгоды в связи с уменьшением платы за выбросы, в случае ратификации Российской Федерацией Киотского протокола.
8. Создание эффективно действующего рыночного механизма вовлечения хозяйствующих субъектов, муниципалитетов и населения в энергосбережение.
9. Создание постоянно действующей системы подготовки и переподготовки кадров для работы в области управления и эксплуатации систем теплоснабжения.