ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ЛЕСНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

 

Берестов В.Л., Кузнецов С.Г., Коньшакова С.А. (БГИТА, г. Брянск, РФ)

 

Clause is devoted to consideration of questions of the theory and practice of wood planning.

 

С принятием Лесного кодекса Российской Федерации основные функции по управлению лесами, планированию, ведению лесного хозяйства и лесопользованию, организации и проведения лесоустройства переданы субъектам Российской Федерации при сохранении государственной собственности на леса.

Лесное планирование осуществлялось и до революции и в советское время, и после образования РФ. Менялась только форма и содержание лесного планирования.  Обязательность лесного планирования в системе эффективного управления лесным хозяйством и устойчивого  подтверждается практикой регулирования лесных отношений, как в нашей стране, так и за рубежом.  

Новое лесное законодательство коренным образом изменило методологию осуществления лесного планирования и  ввело целый ряд основополагающих  нормативно-правовых документов планирования.

Отличием нынешнего лесного планирования от действовавшего до принятия ЛК РФ (2006) лесоустроительного проектирования является, с одной стороны, необходимость обеспечения комплексности развития лесного хозяйства и лесной промышленности региона, а с другой – его тесная увязка с территориальным планированием. Комплексный подход в системе освоения лесов предполагает взаимоувязку между лесной и лесоперерабатывающей отраслями в отношении создания и эксплуатации их инфраструктуры. Развитие лесного хозяйства и лесной промышленности в современных условиях невозможно вне рамок территориального планирования, состав и содержание которого устанавливается в Градостроительном кодексе РФ. Поэтому задачи, решаемые в рамках лесного планирования в области развития лесного хозяйства, должны согласоваться не только с развитием лесной промышленности, но и развитием других отраслей промышленности, инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры региона.

В соответствии с Лесным кодексом РФ новыми нормативно-правовыми документами планирования в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов являются:

-         лесной план субъекта Российской Федерации;

-         лесохозяйственный регламент лесничества (лесопарка);

-         проект освоения лесов для лесных участков, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.

Основой для составления лесного плана субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 86 Лесного кодекса РФ (2006) являются два нормативных документа: Постановление Правительства РФ №246  от 24 апреля 2007 года «Положение о подготовке лесного плана субъекта Российской Федерации» и приказ Министерства природных ресурсов РФ №182 от 16 июля 2007 года «Типовая форма лесного плана субъекта Российской Федерации».

Лесной план субъекта Российской Федерации является документом лесного планирования, в котором определяются цели и задачи лесного планирования, мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов, расположенных в границах лесничеств (лесопарков) на территории субъекта Российской Федерации и зоны такого освоения.
Лесной план составляется по материалам лесоустройства (с использованием данных имеющихся лесохозяйственных регламентов на все лесничества в границах данного субъекта) на 10 лет, а его разработка осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьей 83 ЛК РФ.

Целями и задачами лесного плана являются:

-     оценка лесного ресурсного потенциала и состояние лесного сектора субъекта РФ;

-     определение направлений развития лесного хозяйства субъекта РФ;

-     определение видов пользования и объемов возможного лесопользования;

-     построение экономической модели развития лесного сектора региона;

-     установление целевых оценочных показателей развития лесного хозяйства региона;

-     расчет затрат на выполнение мероприятий по охране, защите, воспроизводству и использованию лесов, инвестиций на создание лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, а также доходов от использования лесов по видам лесопользования;

-     расчет субвенций из федерального бюджета, необходимых на осуществление переданных субъектам РФ полномочий в области лесных отношений;

-     экономическая оценка осуществления субъектами РФ полномочий в области лесных отношений.  

Типовая форма Лесного плана представляет собой набор текстовых, табличных и картографических материалов и состоит из трех информационных блоков, в которых должны быть отражены следующие сведения:

-     характеристика состояния лесов и их использование;

-     основные направления использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;

-     оценка экономической реализации мероприятий по осуществлению планируемого освоения лесов.

Лесной план является одним из важнейших документов в рамках лесного планирования, так как является основой государственного управления лесными ресурсами в конкретном регионе. Он должен быть обоснован и увязан с лесоресурсным потенциалом данного региона, его экономической освоенностью и социально-экономическими условиями данного субъекта Российской Федерации.

Анализ уже разработанных и представленных в Федеральное агентство лесного хозяйства РФ лесных планов субъектов РФ выявил множество организационных и методических недоработок. Особое внимание, на наш взгляд, необходимо обратить на следующие:

1) отсутствие методических рекомендаций по разработке лесного плана и отдельных его разделов;

2) к разработке лесных планов привлекаются организации и специалисты, не имеющие прямого отношения к лесному хозяйству и его проблемам;

3) нарушается логическая последовательность разработки базовых документов лесного планирования (лесной план, лесохозяйственный регламент, проект освоения лесного участка);

4) не отработана структура лесного плана, которая проявляется в повторении содержания параметров соответствующих его разделов и нарушении логической последовательности их изложения;

5) фактически не соблюдается принцип комплексности лесного планирования, это выражается:

-         в несоответствии параметров разрабатываемых приоритетных инвестиционных проектов потребностям региона, отсутствии увязки с  его ресурсной базой;

-         в отсутствии учета возможной интеграции лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры смежных субъектов РФ;

-         в отсутствии оценки социальной, бюджетной и экологической эффективности разрабатываемых приоритетных инвестиционных проектов при их реализации;  

-     в несоблюдении последовательности между сроками составления лесного плана и разработки проектов территориального развития соответствующих административных единиц субъектов РФ;

6) имеет место формальный подход при разработке экономического обоснования эффективности мероприятий лесного плана;

7) устанавливаются не реальные (сжатые сроки) на разработку базовых документов лесного планирования.

Для устранения отмеченных недостатков необходимо обеспечить:

-     разработку методических рекомендаций по разработке лесных планов субъектов РФ;

-     более качественное проведение процедуры утверждения и принятия к реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;

-     создание при администрации региона органа осуществляющего  согласование вопросов комплексного развития лесного хозяйства и предприятий лесопромышленного комплекса с учетом  интересов экономики региона и общества.

В заключение следует отметить, что эффективное развитие лесного сектора экономика региона возможно только за счет комплексного использования лесных ресурсов и реализации инвестиционных проектов в области освоения лесов с высокой добавленной стоимостью (глубокая переработка древесины, во влечение в переработку мягколиственной древесины и отходов), обеспечивающих максимальную социальную, коммерческую и бюджетную эффективность.

      

Литература

Лесной Кодекс Российской Федерации. Комментарии: изд.2 – е, доп. /Под ркд. Н.В. Комарова, В.П. Рощупкина. – М.: ВНИИЛМ, 2007. – 856с.

Сайт управляется системой uCoz