ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ЛЕСНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Берестов В.Л., Кузнецов С.Г., Коньшакова С.А. (БГИТА, г. Брянск, РФ)
Clause is devoted to consideration of questions of the theory and practice of wood planning.
С принятием Лесного кодекса Российской Федерации основные функции по управлению лесами, планированию, ведению лесного хозяйства и лесопользованию, организации и проведения лесоустройства переданы субъектам Российской Федерации при сохранении государственной собственности на леса.
Лесное планирование осуществлялось и до революции и в советское время, и после образования РФ. Менялась только форма и содержание лесного планирования. Обязательность лесного планирования в системе эффективного управления лесным хозяйством и устойчивого подтверждается практикой регулирования лесных отношений, как в нашей стране, так и за рубежом.
Новое лесное законодательство коренным образом изменило методологию осуществления лесного планирования и ввело целый ряд основополагающих нормативно-правовых документов планирования.
Отличием нынешнего лесного планирования от действовавшего до принятия ЛК РФ (2006) лесоустроительного проектирования является, с одной стороны, необходимость обеспечения комплексности развития лесного хозяйства и лесной промышленности региона, а с другой – его тесная увязка с территориальным планированием. Комплексный подход в системе освоения лесов предполагает взаимоувязку между лесной и лесоперерабатывающей отраслями в отношении создания и эксплуатации их инфраструктуры. Развитие лесного хозяйства и лесной промышленности в современных условиях невозможно вне рамок территориального планирования, состав и содержание которого устанавливается в Градостроительном кодексе РФ. Поэтому задачи, решаемые в рамках лесного планирования в области развития лесного хозяйства, должны согласоваться не только с развитием лесной промышленности, но и развитием других отраслей промышленности, инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры региона.
В соответствии с Лесным кодексом РФ новыми нормативно-правовыми документами планирования в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов являются:
- лесной план субъекта Российской Федерации;
- лесохозяйственный регламент лесничества (лесопарка);
- проект освоения лесов для лесных участков, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.
Основой для составления лесного плана субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 86 Лесного кодекса РФ (2006) являются два нормативных документа: Постановление Правительства РФ №246 от 24 апреля 2007 года «Положение о подготовке лесного плана субъекта Российской Федерации» и приказ Министерства природных ресурсов РФ №182 от 16 июля 2007 года «Типовая форма лесного плана субъекта Российской Федерации».
Лесной план субъекта Российской Федерации является
документом лесного планирования, в котором определяются цели и задачи лесного
планирования, мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов,
расположенных в границах лесничеств (лесопарков) на территории субъекта
Российской Федерации и зоны такого освоения.
Лесной план составляется по материалам лесоустройства (с использованием данных
имеющихся лесохозяйственных регламентов на все лесничества в границах данного
субъекта) на 10 лет, а его разработка осуществляется органами государственной власти
субъектов Российской Федерации в пределах полномочий, определенных в
соответствии со статьей 83 ЛК РФ.
Целями и задачами лесного плана являются:
- оценка лесного ресурсного потенциала и состояние лесного сектора субъекта РФ;
- определение направлений развития лесного хозяйства субъекта РФ;
- определение видов пользования и объемов возможного лесопользования;
- построение экономической модели развития лесного сектора региона;
- установление целевых оценочных показателей развития лесного хозяйства региона;
- расчет затрат на выполнение мероприятий по охране, защите, воспроизводству и использованию лесов, инвестиций на создание лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, а также доходов от использования лесов по видам лесопользования;
- расчет субвенций из федерального бюджета, необходимых на осуществление переданных субъектам РФ полномочий в области лесных отношений;
- экономическая оценка осуществления субъектами РФ полномочий в области лесных отношений.
Типовая форма Лесного плана представляет собой набор текстовых, табличных и картографических материалов и состоит из трех информационных блоков, в которых должны быть отражены следующие сведения:
- характеристика состояния лесов и их использование;
- основные направления использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;
- оценка экономической реализации мероприятий по осуществлению планируемого освоения лесов.
Лесной план является одним из важнейших документов в рамках лесного планирования, так как является основой государственного управления лесными ресурсами в конкретном регионе. Он должен быть обоснован и увязан с лесоресурсным потенциалом данного региона, его экономической освоенностью и социально-экономическими условиями данного субъекта Российской Федерации.
Анализ уже разработанных и представленных в Федеральное агентство лесного хозяйства РФ лесных планов субъектов РФ выявил множество организационных и методических недоработок. Особое внимание, на наш взгляд, необходимо обратить на следующие:
1) отсутствие методических рекомендаций по разработке лесного плана и отдельных его разделов;
2) к разработке лесных планов привлекаются организации и специалисты, не имеющие прямого отношения к лесному хозяйству и его проблемам;
3) нарушается логическая последовательность разработки базовых документов лесного планирования (лесной план, лесохозяйственный регламент, проект освоения лесного участка);
4) не отработана структура лесного плана, которая проявляется в повторении содержания параметров соответствующих его разделов и нарушении логической последовательности их изложения;
5) фактически не соблюдается принцип комплексности лесного планирования, это выражается:
- в несоответствии параметров разрабатываемых приоритетных инвестиционных проектов потребностям региона, отсутствии увязки с его ресурсной базой;
- в отсутствии учета возможной интеграции лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры смежных субъектов РФ;
- в отсутствии оценки социальной, бюджетной и экологической эффективности разрабатываемых приоритетных инвестиционных проектов при их реализации;
- в несоблюдении последовательности между сроками составления лесного плана и разработки проектов территориального развития соответствующих административных единиц субъектов РФ;
6) имеет место формальный подход при разработке экономического обоснования эффективности мероприятий лесного плана;
7) устанавливаются не реальные (сжатые сроки) на разработку базовых документов лесного планирования.
Для устранения отмеченных недостатков необходимо обеспечить:
- разработку методических рекомендаций по разработке лесных планов субъектов РФ;
- более качественное проведение процедуры утверждения и принятия к реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;
- создание при администрации региона органа осуществляющего согласование вопросов комплексного развития лесного хозяйства и предприятий лесопромышленного комплекса с учетом интересов экономики региона и общества.
В заключение следует отметить, что эффективное развитие лесного сектора экономика региона возможно только за счет комплексного использования лесных ресурсов и реализации инвестиционных проектов в области освоения лесов с высокой добавленной стоимостью (глубокая переработка древесины, во влечение в переработку мягколиственной древесины и отходов), обеспечивающих максимальную социальную, коммерческую и бюджетную эффективность.
Литература
Лесной Кодекс Российской Федерации. Комментарии: изд.2 – е, доп. /Под ркд. Н.В. Комарова, В.П. Рощупкина. – М.: ВНИИЛМ, 2007. – 856с.