ЭВОЛЮЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ И СОЗДАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ БАНКОВ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Артемьев А. А. (ТИЭП, г. Тверь, РФ), Порошков И. В. (ТГСХА, г. Тверь, РФ)
Establishing Budget banks in the subjects of Russian Federation allows: to find additional opportunities for transparent budget use, the right and effective use of budget funds, to diminish volumes and expenses caused by loans, to spend the funds of the subjects of Russian Federation effectively- as it is in private banking sphere.
В современных условиях развитие России как государства с рыночной формой экономики, а также субъектов входящих в ее состав, органически связано с бюджетной деятельностью и ее экономико-правовым механизмом.
Отношения, возникающие в сфере государственной (муниципальной) собственности и, в частности, по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов денежных средств (бюджетов), относятся в экономической науке к числу наиболее сложных. В последнее время увеличивается количество работ, посвященных бюджетной деятельности. Но, в тоже время, отсутствуют работы, посвященные более эффективному использованию бюджетных средств на уровне субъектов Российской Федерации и созданию для этого соответствующих финансовых институтов.
Как показывают проведенные исследования трудов ведущих российских экономистов и правоведов, таких, как Поляка Г. Б., Ковалева В. В., Белозерова С. А. и других [5, 6], а также норм действующего законодательства [1, 2, 3, 4], регулирующего бюджетные правоотношения, сложившаяся в России система межбюджетных отношений, несмотря на проведенные в 1990-х годах и в начале 2000-х реформы, не отвечает основополагающим принципам бюджетного федерализма и стратегии развития страны на долгосрочную перспективу.
По уровню децентрализации бюджетных ресурсов Россия практически не уступает большинству федеративных государств, однако формально сохраняет крайне высокую, даже по меркам унитарных государств, централизацию налогово-бюджетных полномочий.
В большинстве стран мира в настоящее время исполнение бюджета осуществляется одним из следующих способов: кредитно-банковским; казначейским; казначейско-банковским.
При кредитно-банковском исполнении бюджета оно возложено на банки, при казначейском – исполнение бюджета возложено на специальные органы министерства финансов (приписные кассы), при казначейско-банковском (смешанном) – на казначейские кассы и банки [6, с. 121].
В мировой практике наиболее распространены казначейский и казначеско-банковский способы исполнения бюджетов и, в меньшей степени, банковский.
Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что финансово-кредитные системы ведущих стран мира, позволившие им достичь ведущего положения в мировом сообществе и удерживать его на протяжении десятилетий, имеют специальные институты, позволяющие эффективно использовать финансы не только на уровне государства, но и на уровне субъектов входящих в их состав.
Согласно ст.215 Бюджетного кодекса, в Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов. Организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами осуществляется органами исполнительной власти. Эти органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений [2].
В России органы федерального казначейства представляют собой единую централизованную систему, которая входит в состав Министерства финансов. Это означает, что организация исполнения бюджетов осуществляется органами исполнительной власти. Исполнительные органы управляют счетами бюджетов, являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств.
Проблемы, возникающие в процессе использования казначейской системы исполнения бюджетов в Российской Федерации, свидетельствуют о необходимости разработки теоретических вопросов в сфере исполнения бюджетов, особенно на уровне субъектов Российской Федерации. Поэтому вопрос исполнения бюджетов является достаточно актуальным.
Выявление, анализ и устранение существующих недостатков в регулировании исполнения бюджетов субъектов РФ позволит: повысить качество принимаемых нормативных правовых актов; более эффективно реализовывать уже установленные нормы законодательства; создать и оптимизировать деятельность институтов, участвующих в исполнении бюджета.
Статья 71 Конституции устанавливает, что в ведении Российской Федерации находится финансовое регулирование. Целям финансового регулирования служит Бюджетный кодекс, который регламентирует правовые основы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного процесса. Согласно Бюджетному кодексу, органы государственной власти Российской Федерации определяют основы исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы, основы осуществления расходов всех уровней бюджетной системы и устанавливают единые формы бюджетной документации и отчетности всех уровней бюджетной системы. Порядок исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливается органами государственной власти конкретного субъекта [1].
Как показывают исследования финансово-кредитной системы Российской Федерации, в настоящее время для целей финансового регулирования в Российской Федерации созданы финансовые институты, позволяющие эффективно использовать создаваемые бюджетные фонды на уровне государства (федеральное Казначейство при Министерстве Финансов РФ) и отсутствуют организации (институты), позволяющие эффективно использовать финансовые фонды территорий, входящих в его состав. Поэтому в настоящее время счета для исполнения всех бюджетов (территориальных и местных) в субъектах Российской Федерации открыты в территориальных Управлениях федерального, ГРКЦ и РКЦ Банка России или отделениях других кредитных организаций на территории муниципальных образований, где отсутствуют структурные подразделения Банка России. Такой разброс счетов в различных кредитных организациях затрудняет оперативное отслеживание и эффективное использование средств бюджетов субъектов Российской Федерации [6, с. 237].
В связи с этим возникает необходимость в формировании финансовых организаций, позволяющих на уровне субъектов Российской Федерации наиболее эффективно и экономно использовать имеющиеся в их распоряжении бюджетные финансовые фонды. В целях решения обозначенного вопроса считаем, что необходимо в субъектах Российской Федерации создавать Бюджетные банки, например, в Тверской области такой банк мог бы называться Бюджетным банком Тверской области. Создание таких банков позволяет выявить дополнительные возможности для обеспечения прозрачности исполнения бюджета субъектов Российской Федерации, целевого и эффективного использования бюджетных средств. Создание Бюджетных банков в субъектах Российской Федерации позволит более оперативно использовать бюджетные средства, принадлежащие субъекту, снизить издержки, связанные с привлечением заемных средств, пополнить бюджет.
Создание бюджетных банков как элемента национальной банковской системы также следует рассматривать как реализацию принципа эволюционности ее развития. Так, последующее развитие бюджетных банков субъектов РФ будет осуществляться путем постепенного совершенствования имеющихся структур и их параметров, путем последовательного накопления количественных и качественных изменений, основанных на освоении новых операций, технологий, достижении нового качества работы, новых отношений между элементами системы и клиентами через закономерные ступени развития.
Создание Бюджетных банков в субъектах Федерации или первоначально в одном из них как самостоятельной финансовой организации в рамках действующего в настоящее время бюджетного законодательства следует рассматривать с научной точки зрения в форме исследовательской работы, а с практической точки зрения - как пилотный проект по созданию в последующем подобных банков во всех субъектах Федерации и Казначейского банка субъектов Российской Федерации, хранящего на своих счетах бюджетные средства всех субъектов федерации. Это открывает возможность разработки принципиально новых методологических подходов к формированию бюджетных отношений как в субъекте Российской Федерации, так и, в последующем, в Российской Федерации, что несомненно, будет способствовать дальнейшему развитию принципа бюджетного федерализма, который на практике реализуется через механизм финансового выравнивания развития территорий - как по вертикали, так и по горизонтали. Новизна предлагаемого подхода заключается в системном анализе существующей системы формирования и использования бюджетных фондов на различных бюджетных уровнях в России в целях разработки нового методологического и наиболее эффективного подхода по использованию бюджетных средств.
Практическая значимость дальнейшего развития в Российской Федерации принципа бюджетного федерализма также заключается в том, что его реализация позволит денежные ресурсы, аккумулируемые в централизованных фондах субъектов РФ, расходовать эффективно и экономно - точно так, как это происходит в сфере частных финансов.
Создание бюджетного банка в регионе, и, в последующем, Казначейского банка субъектов Российской Федерации позволит сократить суммарно привлечение заемных источников финансирования для субъектов, имеющих дефицитные бюджеты, за счет более рационального использования имеющихся средств в течение бюджетного года, более эффективно использовать перераспределяемые федеральным центром в пользу регионов части своих средств, в организации помощи менее богатым субъектам и территориям, входящим в их состав. Создание и функционирование финансовых организаций, позволяющих на уровне субъектов Российской Федерации аккумулировать и использовать принадлежащие им денежные фонды, несомненно, скажется на экономии издержек, связанных с их привлечением, так как их нужно будет привлекать для решения региональных задач, в том числе и для покрытия временных кассовых разрывов, значительно меньше средств. Более оперативное маневрирование имеющимися средствами позволит своевременно финансировать плановые мероприятия. Создание подобной финансовой структуры позволит оперативно решать вопросы, связанные с кредитованием нижестоящих бюджетов (местных бюджетов) на различных условиях.
Таким образом, у исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации появляется возможность оперировать свободными денежными ресурсами, извлекая из этого дополнительные преимущества для решения задач, стоящих перед конкретной территорией.
В целом, создание и функционирование бюджетных банков в субъектах Российской Федерации позволит более качественно и эффективно, по сравнению с настоящим временем, управлять финансовыми ресурсами субъектов Российской Федерации, а также будет способствовать реализации принципа эволюционности развития национальной банковской системы.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.)
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации
3. Гражданский кодекс Российской Федерации
4. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
5. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. Г. Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.- 540с.
6. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов / Фирсова Е. А., Артемьев А. А., Толкаченко Г. Л. – М.: изд. Проспект, 2008. – 489 с.