ХАРАКТЕРИСТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Алимова Л.Ш. (СГСЭУ, г.Саратов, РФ)
As labour characteristics are considered ability to produce knowledge, readiness for difficult work, strengthening of an intellectual and information component, a versatility of skills. An information technology affects a labour market in the long-term plan, structurally changing labour structure.
Под постиндустриальной экономикой понимают экономику, переносящую акцент человеческой деятельности с взаимодействия между человеком и природой на взаимодействие между людьми и реализацию творческих возможностей последних. В условиях постиндустриальной экономики появляются новые виды профессиональной деятельности, связанные и использованием информационных технологий, происходит виртуализация рабочих мест или дистанционная работа, усиливается мобильность рабочей силы, углубляется глобализация рынка труда, появляются новые элементы инфраструктуры.
Ключевыми категориями, характеризующими постиндустриальную экономику, выступают «информация», отождествляемая со знаковыми, символьными и иными кодами, составляющими некую субстанцию, выделяемую объектами, и «знания», как способность интерпретировать эту субстанцию и сознательно формировать на основании данной интерпретации свои действия и новую информацию. Данная способность является свойством разума, то есть исключительно человека и систем, где человек является одним из ключевых элементов. Ключевым признаком знания выступает способность сознательно использовать интерпретированную информацию. В настоящее время основой развития становится продукт творческого мышления человека – его способность продуцировать знания. В данном контексте рынок труда состоит из двух сегментов: информационные производители и обычная рабочая сила. Первый сегмент включает в себя создателей знания и обработчиков информации. Большинство работников относятся к простой рабочей силе, потенциально заменяемой другими представителями этой группы или машинами.
Квалифицированная рабочая сила – это продукт обучения в сфере образования. Это результат труда преподавателей, обучающихся и руда, овеществленного в материальных условиях обучения. Затраты труда на подготовку современной рабочей силы имеют двойственную интерпретацию. При базовых формах ее подготовки (общее, среднее и высшее специальное образование) затраты принимают вид инвестиций, то есть долговременных капитальных вложений, аналогичных инвестициям в вещественный основной капитал. Эти затраты предшествуют использованию квалифицированной рабочей силы и в этом смысле являются как бы прошлым рудом. Но расходы непосредственно не материализуются как прошлый труд, воплощенный в средствах производства, поскольку отражаются на личности работника и свидетельствуют о его квалификации. Подавляющую часть затрат на подготовку составляют расходы труда на приобретение знаний, навыков и умений обучающегося. Сама же квалификация отражает лишь готовность к сложному труду, которая реализуется в процессе использования живого труда.
В акте применения квалифицированного труда процессы обучения и производства воссоединяются как стадии функционирования живого труда. В результате обучения квалифицированная рабочая сила перестраивается в физическом и интеллектуальном смыслах, приобретает новые качества, способность производить в единицу времени большую стоимость. Это становится реальным источником, позволяющим предпринимателям и государству вознаграждать более квалифицированных рабочих и специалистов более высокой зарплатой. Последняя, в свою очередь, весьма действенный стимул дальнейшего повышения образовательного и профессионально- квалифицированного уровня работников.
В современных условиях изменяется характер выполняемой работы (интеллектуализация и компьютеризация труда), структура занятости (рост занятых в информационном секторе и занятых поиском, обработкой и использованием информации в других отраслях), количество и качество рабочих мест (сокращение времени выполнения отдельных операций и повышение их эффективности под влиянием информационных технологий). Информационная экономика повышает требования к степени компьютерной грамотности занятых. Появляются относительно новые виды профессиональной деятельности. Снижается спрос на профессиональных посредников в традиционном понимании, но растет спрос на посредников, способных помочь покупателю сориентироваться в огромном потоке информации найти необходимый ему товар с наименьшими издержками.
С увеличением сложности выполняемых операций изменяются и требования к наемным работникам: необходима высокая адаптируемость и гибкость к происходящим изменениям, что делает необходимым более интенсивное обучение, призванное облегчить работнику переключение на разные виды деятельности в меняющемся социально-экономическом пространстве, растет потребность в работниках с разносторонними навыками. Начинается процесс дестандартизации рабочих мест, под которым понимается увеличение разнообразных профессий в структуре рабочей силы, что определяется отказом от однотипного производства, требующего одинаковых навыком от занятых.
Особенностью развития постиндустриальной экономики является усиление интеллектуальной составляющей человеческого потенциала. Интеллектуальные ресурсы - это накопленные невещественные, внутренне самогенерируемые, непрерывно обновляемые, а потому и неисчерпаемые ресурсы, обладающие способностью к созданию новых интеллектуальных активов. В процессе воспроизводства интеллектуальных ресурсов часть их может материализоваться и использоваться другими субъектами обособленно от носителя этих ресурсов. Другая часть данных ресурсов (неявные знания) не отделима от их носителей. Ни один из традиционных видов ресурсов не обладает в совокупности такими качествами. Интеллектуальные ресурсы в краткосрочном периоде могут не использоваться в хозяйственной деятельности субъектов, к ним относятся также интеллектуальные ресурсы, которые создаются или могут быть созданы субъектами в рамках данного периода времени и в перспективе.
Интеллектуальный капитал и интеллектуальные ресурсы как категории характеризуют достаточно подвижные экономические процессы, что проявляется в постоянном трансфере массы интеллектуальных ресурсов в интеллектуальный капитал, в создании на основе используемого в деятельности субъектов интеллектуального капитала (знаний) новых интеллектуальных ресурсов (например, разработка модели новой бизнес-технологии). Интеллектуальная собственность, рассматриваемая с позиций институциональной теории, представляет собой пучки прав собственности на отдельные конкретные отчуждаемые объекты интеллектуальной деятельности (интеллектуальные активы). Это правовое оформление, институционализация интеллектуальных ресурсов. К интеллектуальной собственности в соответствии с Гражданским Кодексом РФ (ст. 138) приравниваются также средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак и знак обслуживания и т.п.).
Рассматривая интеллектуальные ресурсы как фактор экономического роста, следует отметить их существенные особенности по сравнению с материальными факторами общественного производства. Во-первых, формирование интеллектуальных ресурсов обеспечивается комплексом отраслей, сравнительно недавно занявших самостоятельное место рядом с отраслями реального сектора экономики и целиком зависящих от него. Выделение в самостоятельное направление экономики образования, информационной экономики, экономика науки обусловлено развитием общественного разделения труда, усилением значимости и эффективности этих видов деятельности.
Во-вторых, взаимодействие отраслей интеллектуального обеспечения производства с реальным сектором экономики не укладывается в обычную схему рыночных отношений. Формирование образовательного и культурного потенциала населения и накопление знаний всегда были прерогативой государства и разного рода общественных институтов. Предприниматель присваивает интеллектуальный капитал как в значительной мере даровое, общественное благо, не улавливая существующих связей по линии финансирования соответствующих видов деятельности через процессы перераспределения общественного продукта.
В-третьих, стоимостная оценка интеллектуальных ресурсов на макроуровне в качестве фактора экономического роста затруднена. Та же проблема проявляется в экономике образования. Анализ эффективности образования по схеме «затраты-выпуск» практически невозможен ввиду полной неадекватности стоимостной оценки выпуска реальным результатам деятельности данной отрасли.
В условиях информационной экономики возрастает роль творческого интеллектуального труда как фактора создания национального богатства. Одной из основных характеристик творческого человека выступает нематериальная мотивационная структура, характеризующаяся преобладанием мотивации достижения и потребностей в самореализации. Предполагается, что, определив долю населения с нематериальной мотивацией, можно оценить творческий потенциал общества. По данным западных исследователей в современной экономике не менее 30% всей рабочей силы, используемой в экономике развитых стран, характеризуется значительной социальной мобильностью. Эти люди не ограничены выполнением одного вида деятельности, многие из них определяют свои наиболее принципиальные интересы в терминах не максимизации личного богатства, а в категориях собственного интеллектуального роста и развития. Современный рынок труда в сегменте информационных технологий является преимущественно дефицитным. Появление новых технологий порождает спрос на специалистов новых профессий и повышает требования к существующим (программисты, системные администраторы, модераторы), поскольку приобретение новых профессиональных знаний требует определенных временных затрат, то спрос на данном рынке будет превышать предложение.
В качестве причин постоянно возрастающей творческой компоненты труда могут выступать постепенное вытеснение человека из сферы рутинной деятельности технологией, которое приводит его к специализации на областях деятельности, где подобное не представляется возможным; постепенное увеличение объема информации, приводящее к возникновению технико-экономического паритета, предполагающего, что в мире количество условий, соблюдение которых необходимо для осуществления коммерческой деятельности, увеличивается с каждым днем. Отличительными чертами интеллектуального труда выступают творческий характер, являющийся результатом реализации интеллектуальных и духовных возможностей работника по созданию нового научного знания, оригинальных продукции и услуг, обоснованию оптимальных путей их продвижения на рынок наукоемкой продукции и услуг.
Информация и информационные технологии оказывают воздействие на рынок труда в долгосрочном плане, структурно изменяя состав рабочей силы. В рамках постиндустриальной экономики происходит смещение конкурентной борьбы на международном рынке в сторону привлечения и удержания в рамках той или иной национальной экономики высококвалифицированных кадров.
Таким образом, в постиндустриальной экономике принципиально изменяются требования к качеству человеческого потенциала. Одновременное сосуществлвание индустриального и постиндустриального секторов экономики активизирует аспект неоднородности человеческого потенциала, выработки разных критериев его оценки, путей формирования и способов рационального использования.